КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ "ВОДНАЯ ГРАМОТА" ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Головина Наталья Юрьевна

Цель:  Активизировать речемыслительные и творческие способности детей, формировать познавательную деятельность.

Образовательные задачи:

§  Расширить знания детей о свойствах жидких  веществ и твёрдых предметов

§  Обучать  умению сравнивать свойства  предметов

§  Закрепить представления детей о строении твёрдых  предметов и жидких веществ,  используя термины «элементы, «маленькие человечки», частички »

§  Познакомить с понятием «вязкость», закрепить понятия «ёмкость и водоём»

§  Учить  моделировать события, используя приём ММЧ

§  Учить давать оценку событиям, строить суждения, выделяя  существенные признаки  предметов.

§  Расширить словарь детей.

§  Согласовывать прилагательные с существительными.

§  Употреблять предлоги «в, на, под»

§  Строить фразу по образцу педагога

§  Узнавать среди слов родственные слова

§  Формировать навык словообразования

§  Выполнять звуковой анализ слов

§  Ориентироваться в пространстве

§  Обучать поисково-исследовательской деятельности.

 

Развивающие задачи:

§  Развивать речевой слух, монологическую  речь, творческую  продуктивную деятельность

§  Способствовать развитию  воображения, умению инсценировать.

§  Развивать память, пространственное, ассоциативное и наглядно - образное мышление, слуховое и зрительное восприятие, способность выполнять действия по инструкции педагога, умение наблюдать.

Воспитательные задачи:

§  Воспитывать любознательность, интерес к изучению окружающего мира, навыки работы по заданию педагога, желание помогать друг другу для преодоления  проблемной ситуации.

§  Приучать  к  аккуратности  в работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  КОМПЛЕКСНОГО  ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ  ДЕТЕЙ   ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ГРУППЫ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

Из  опыта работы

учителя-логопеда МАДОУ  № 56 «Ромашка» Головиной Н.Ю.

г.о. Химки

2012г.

Цель:  Активизировать речемыслительные и творческие способности детей, формировать познавательную деятельность.

Образовательные задачи:

  • Расширить знания детей о свойствах жидких  веществ и твёрдых предметов
  • Обучать  умению сравнивать свойства  предметов
  • Закрепить представления детей о строении твёрдых  предметов и жидких веществ,  используя термины «элементы, «маленькие человечки», частички »
  • Познакомить с понятием «вязкость», закрепить понятия «ёмкость и водоём»
  • Учить  моделировать события, используя приём ММЧ
  • Учить давать оценку событиям, строить суждения, выделяя  существенные признаки  предметов.
  • Расширить словарь детей.
  • Согласовывать прилагательные с существительными.
  • Употреблять предлоги «в, на, под»
  • Строить фразу по образцу педагога
  • Узнавать среди слов родственные слова
  • Формировать навык словообразования
  • Выполнять звуковой анализ слов
  • Ориентироваться в пространстве
  • Обучать поисково-исследовательской деятельности.

Развивающие задачи:

  • Развивать речевой слух, монологическую  речь, творческую  продуктивную деятельность
  • Способствовать развитию  воображения, умению инсценировать.
  • Развивать память, пространственное, ассоциативное и наглядно - образное мышление, слуховое и зрительное восприятие, способность выполнять действия по инструкции педагога, умение наблюдать.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любознательность, интерес к изучению окружающего мира, навыки работы по заданию педагога, желание помогать друг другу для преодоления  проблемной ситуации.
  • Приучать  к  аккуратности  в работе

Материалы и оборудование:

Проектор,  экран, презентация к занятию, карточки с изображением ёмкостей и водоёмов, индивидуальный лист с заданиями красный, синий, простой карандаш и ластик на каждого ребёнка, фишки для составления схемы слова, материал для опыта.

Предварительная работа

Занятия с использованием технологии ТРИЗ по книге С.И. Гин. Рассматривание картинок  и проведение опытов по тематике «Что умеет вода»

.

1.Организационный момент. Приветствие. Зрительная гимнастика.

2.Основная часть

  1. Педагог сообщает  детям , что покоритель морей и океанов  капитан  Буль снова приглашает их в путешествие за новыми открытиями. Утро на корабле начинается с тренировки.
  • Педагог предлагает назвать  картинки («водопад, озеро, душ, аквариум»),  собрать слово из первых звуков  названий. Дети выполняют звуковой анализ слова «вода» и составляют звуковую схему с помощью бросового материала.
  1. Педагог предлагает подумать, по какому общему признаку объединены предметы  («водопад, озеро, душ, аквариум»).   Педагог предлагает найти основной отличительный признак этих  объектов, используя понятия  «ёмкость и водоём» и по картинкам (слайдам) рассказать, где ещё встречается вода.

Примерный словарь: «пруд, ручеёк, болото, море, река, бассейн, фонтан, ванна, кран, бутылка, прорубь, родник»

  1. Работа  на листах. Педагог предлагает обвести на листе бумаги картинки, названия которых образованы от слова «вода» и пояснить, почему  предметы имеют такое название

Примерный материал:

подводная лодка

водяной

водоросли

водолаз

водный (пистолет)

завод, водитель

  1. Педагог: Как можно назвать предметы, плавающие в воде? Водоплавающие предметы. Назовите водоплавающие  предметы. (Лебеди, корабли, карандаши, бумага , пластмассовый и настоящий утёнок, и т.п.). Почему они могут плавать? Их выталкивает вода. Эти предметы легче воды.

  1. Педагог предлагает нарисовать кружочек (капельку, падающую из тучки), если  утверждение педагога  всегда верно

Вода помогает расти цветам

Вода не впитывается в губку

Вода льётся

Вода смывает грязь

На земном шаре мало воды.

В прозрачной воде не видно отражение предметов

Вода жидкая

Вода при замерзании превращается в пар

Уровень воды может быть разный, а количество воды одинаковое.

Эксперимент с водой .У детей 3 емкости: 2 одинаковые чашки с одинаковым количеством воды, в одной ёмкости вода подкрашена  и бутылочка. Дети отмечают фломастером уровень воды в заполненных ёмкостях и переливают воду из одной из них в бутылочку Вода у верхнего края бутылочки. Уровень воды изменился, потому, что бутылочка высокая и узкая. А количество воды не изменилось, вода никуда кроме бутылочки не делась.

Педагог говорит, что все предметы  вокруг нас, и мы сами  состоим  из частичек, «маленьких человечков». Какими бывают «маленькие человечки»? (жидкими и твёрдыми). Логическое упражнение. Педагог рассматривает с детьми схемы, просит отобрать картинки, где предмет в воде и вода в предмете. Например, «остров в океане», «вода в чайнике»

Составление модели «Компот в чашке»

  1. Работа на листах. Педагог: Давайте рассмотрим модель. Эта модель твёрдых человечков. Они идут гулять по дорожкам разных цветов.  Какие это могут быть предметы. Что бывает твёрдым  белым, твёрдым зелёным, твёрдым красным? Давайте придумаем ситуации, когда эти предметы связаны с водой. Дети зарисовывают предметы и составляют предложения с их названиями и словом «вода».
  2. Остров «Маленьких человечков»

Педагог напоминает детям, что сахар.- тоже твёрдый белый. Что с ним происходит в воде?  Эксперимент. Вывод: Сахар  растворяется в воде. Пояснение: частички сахара не  очень крепко держаться за руки. Педагог предлагает дорисовать на листе модель как сахар растворяется в воде (дорисовать между жидких человечков твёрдые). Скажите, когда сахар растворился в воде, вода изменила цвет? Нет.

Что ещё растворяется в воде? Эксперимент с чайным пакетиком. Частички чая перемешиваются с частичками воды. Вода меняет цвет

Может ли масло раствориться в воде? Эксперимент. Вывод. Масло не растворяется в воде. Масло вязкое. Оно образует плёнку и остаётся на поверхности воды.

О каких способностях воды мы узнали? Вода растворяет твёрдые предметы, Вода меняет цвет. Вода не дружит с маслом . Масло вязкое и не растворяется в воде.

3. Педагог говорит, что капитан Буль доволен, что дети совершили новые открытия и предлагает  спеть водную песенку с движениями:

Вода нам пригодиться

Нам без неё не жить

Мы можем ей умыться

И кашу в ней сварить

Водой польём мы грядки

Зальём каток водой

И краны для порядка

Закроем мы с тобой.

(Головина Н.Ю.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с использованием технологиии ТРИЗ

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Уточнить представления детей о ж...

Непосредственно- образовательная деятельность по ознакомлению с природным миром в средней группе с использованием технологии ТРИЗ

Формировать у дошкольников представление о животном мире. Побуждать узнавать и называть животных живущих в лесу. Устанавливать, как влияет смена времен на жизнь животных. Формировать у детей заботливо...

Занятие с использованием технологии "триз"

Для работы в рамках проекта "Второй шанс для мусора"...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ. Старшая группа. Тема: "Кто я? Я не похож на других."

Дети будут учиться  осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими деть...

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»...

«Путешествие в весенний лес» математическая игра - путешествие с использованием технологии «ТРИЗ» и компьютерных технологий.

КОНСПЕКТ совместной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы с учетом интеграции образовательных областей по теме: «Путешествие в весенний лес» математическая...