Ознакомление с трудом взрослых
консультация на тему

Полюхович Лариса Михайловна

   Дошкольный возраст – самое начало жизни ребёнка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. Примерно с трёх лет

у ребёнка появляется собственный круг интересов, он начинает познавать круг человеческих отношений и стремится влиться в этот мир.  Чем старше ребёнок, тем богаче его игры.      Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играет сюжетно-ролевые игры профессионально ориентированной направленности. Игры группируются с учётом времени года, сезонного труда взрослых, профессиональных праздников. Широко используются игры, отражающие новые социально-экономические отношения и новые профессии (банкир, бизнесмен), региональные и местные условия (охотник, рыболов, нефтяник, бурильщик     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_s_trudom_vzroslykh.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

   Дошкольный возраст – самое начало жизни ребёнка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. Примерно с трёх лет

у ребёнка появляется собственный круг интересов, он начинает познавать круг человеческих отношений и стремится влиться в этот мир.  Чем старше ребёнок, тем богаче его игры.                                                          

    Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребёнок не просто перевоплощается в чужую личность, но входя в роль - расширяет, обогащает, углубляет собственную. Ярко выраженная склонность детей к определённым ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях профессиональной направленности в развитии личности ребёнка.

   Знакомство дошкольников с многообразием мира профессий в обществе не только расширяет общую осведомлённость об окружающем мире и кругозор детей, детей, но и формирует у них определенный, элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».  

    Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играет сюжетно-ролевые игры профессионально ориентированной направленности. Игры группируются с учётом времени года, сезонного труда взрослых, профессиональных праздников. Широко используются игры, отражающие новые социально-экономические отношения и новые профессии (банкир, бизнесмен), региональные и местные условия (охотник, рыболов, нефтяник, бурильщик).

     В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей различных профессий, ориентируются в их взаимоотношениях, выражают предпочтение определённой группы профессий или какой-то конкретной профессии.

    Для формирования у детей положительного отношения к труду взрослых через сюжетно-ролевую игру можно выделить следующие направления работы: развития игры, как вида деятельности; воспитания у детей интереса и уважения к труду взрослых; формирования у детей понятия общественной значимости труда.

    Играя в ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребёнок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их, понимая, что игра воображаема, дети, тем не менее, испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

      Для обогащения детей подготовительной группы знаниями о труде взрослых был разработан план , в который включили экскурсии, занятия по ознакомлению их с профессиями: каменщиков, сварщиков, штукатуров, плотников и т.д. , а так же с различными материалами, инструментами и орудиями труда. Были сделаны альбомы «Все работы хороши», и «Кто строит дом».

      В свободное время дети сделали зарисовки по теме «Все работы хороши -выбирай на вкус». Эти рисунки отображали трудовые действия людей той или иной профессии, собрали альбом, рассматривали, обсуждали, что можно перенести в игру, чтобы она была интересной.

      Вначале сюжет игры складывался так. Дети делали постройку, каждый брал на себя какую-то роль (каменщика, крановщика), но в ходе игры дети вместе строили, выполняли одинаковые действия. Не сразу ребята смогли передать в игре последовательность выполнения работы людьми различных строительных специальностей.

     Воспитатель обращала внимание детей на то, что каждый человек на стройке выполняет определённую работу: каменщик возводит стены, электрик проводит свет, плотник вставляет рамы и двери, штукатуры маляры делают поверхности стен ровными и красивыми.

     Взяв временно на себя роль начальника строительства, воспитатель собрала бригадиров, и вместе обсудили: где они будут строить дома, как распределять транспорт.  

      По мере углубления знаний детей о строительных специальностях более разнообразным становится игровой материал. В строительном уголке воспитатель поместила шапочку, изображающую защитную маску сварщика, и решила понаблюдать , как эта новая деталь повлияет на развитие сюжета. Дети начали её использовать по назначению, отметили, что им необходим на строительстве сварщик, так как они будут строить многоэтажный дом с металлическими лестницами, которые соединяются путём сварки. Ребёнок взявший на себя роль сварщика, заметил, что ещё должны быть рукавицы, так как раскалённые искры могут попасть на руки. Так воспитатель использовала новый игровой материал как стимул для развития и усложнения сюжета игры и для появления в ней новой роли сварщика.

    Что сближает трудовую деятельность с игрой, отражающий труд взрослых? Одним из компонентов содержания такой игры является умение ребёнка сделать игрушку, соорудить постройку, привести в порядок место игры. Кроме того ребёнок должен самостоятельно выполнить работу в соответствии с взятой на себя ролью (наметить, спланировать) подобрать нужный материал для работы.

    Подражая в игре деятельности взрослых, дети не только воспроизводили их действия, но и проявляли своё отношение к труду.  Так, например, строители были увлечены процессом стройки, и вдруг бригадир Серёжа заметил, что на площадке мало кирпича. Он сообщил об этом начальнику строительства Андрею. Воспитатель подсказала, что недалеко расположен кирпичный завод, куда можно обратиться за помощью. Андрей послал шафера Дениса доставить груз. Денис привез кирпичи, он был горд, что ему доверили такое ответственное дело.

  Воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения, можно только тогда, когда удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступи, взаимоотношения. Только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка.

  Таня любила рисовать и предпочитала это занятие играм с детьми. Воспитатель решила вовлечь девочку в общую игру, так чтобы ее любимое дело принесло и всем ребятам радость. Она предложила девочке роль корреспондента газеты и дала задание сделать снимок лучшей бригады строителей.  Девочка с радостью нарисовала фотографию, а потом передала его почтальону Саше, который вручил газету строителям.

   Ребята предложили открыть для строителей столовую, чтобы они могли пообедать. А Ира, выполнявшая роль врача, пригласила на прием строителей, чтобы они могли проверить свое здоровье, сделать необходимые процедуры. Таким образом, сюжет игры «Строители» стал богаче по содержанию, включил в себя разнообразные игровые действия детей.

   Постепенно дети начали осознавать, что главным содержанием труда, является забота о других людях. Тогда и в играх они стали более ответственно относиться к взятой на себя роли.

   А.С. Макаренко писал: « Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослых имеет деятельность - работа, служба. Каков ребенок  в ирге, таким во многом он будет в работе».

   «Игра есть естественное самовоспитание ребенка, упражнения для будущего».

                                                                                                  С.Г.Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых "Лесник - хозяин леса"

Занятие интересно тем, что  не только знакомит детей с людьми разных професий, но и своим построением увлекает детей, делает их активными участниками процесса обучения.  Развивает коммуникат...

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых "Что такое профессия?"

Познакомство с трудом взрослых, объяснение детям значеение слова "Профессия"...

Семинар "Расширение нравственных представлений через ознакомление с трудом взрослых"

Семинар "Расширение нравственных представлений через ознакомление с трудом взрослых"...

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых "Труд дворника весной".

Конспект занятия по щзнаколения с трудом взрослых "Труд дворники весной", для детей группы " Особый ребенок"....

Конспект организованной образовательной деятельности детей средней группы в области «Социально-коммуникативное развитие» по ознакомлению с трудом взрослых: « Труд дворника весной».

Конспект организованной образовательной деятельностидетей средней группыв области «Социально-коммуникативное развитие»по ознакомлению с трудом взрослых: « Труд дворника весной»....

План-конспект комплексного занятия по ознакомлению с трудом взрослых и художественное творчество в подготовительной к школе группе «Ознакомлению детей с профессией художника-ювелира».

Цель: формирование позитивного отношения к профессии художника-ювелира, создание условий для реализации творческого потенциала дошкольников в художественной деятельности....

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых в первой младшей группе «Мы не ленились, мы трудились»

Конспект занятияпо ознакомлению с трудом взрослыхв первой младшей группе«Мы не ленились, мы трудились»...