Вклад М. Монтессори в развитие сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа) на тему
Мария Монтессори (1870-1952) известный итальянский педагог и врач, которая занималась воспитанием умственно отсталых детей и разрабатывала методы развития у них органов чувств. Позднее она применяла эти методы и к нормальным детям. Как врач она понимала, что для духовного развития ребёнка важно научить его чувствовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vklad_m._montessori_v_razvitie_sensornogo_vospitaniya_u.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Вклад М. Монтессори в развитие сенсорного воспитания у
детей дошкольного возраста
Мария Монтессори (1870-1952) известный итальянский педагог и врач, которая занималась воспитанием умственно отсталых детей и разрабатывала методы развития у них органов чувств. Позднее она применяла эти методы и к нормальным детям. Как врач она понимала, что для духовного развития ребёнка важно научить его чувствовать.
Воспитанию и обучению нормальных детей М. Монтессори посвятила всю свою деятельность. Для этого организовала в 1907 году «Саза сНеВатЫш» (Дом ребёнка) - дошкольное учреждение, в работе которого активное участие принимали родители. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков' письма, чтения и счёта. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала XXвека, стали Материалы для развития чувств (см. Приложение А). Система раннего развития детей, созданная Марией Монтессори, нашла признание и популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране.
Основное правило системы М. Монтессори звучит так: «Помоги мне сделать это самому!». Оно означает, что взрослый лишь предлагает малышу какую-то задачу, а уж выполнить ее он должен самостоятельно. Для ребенка должно быть организовано отдельное пространство с удобной, легкой, подходящей ему по возрасту и росту мебелью, полочками и шкафчиками, где он будет хранить свои вещи. В этом пространстве малыш самостоятельно должен поддерживать порядок.
Традиционная обстановка Монтессори- садика предполагает наличие определенных зон, в которых расположены предметы и пособия, способствующие развитию:
- речи, письма и чтения;
- математических способностей;
- сенсорных навыков;
- умений практической направленности;
- представлений об окружающем мире, истории разных стран и народов.
Наиболее популярными из развивающих объектов являются так называемые «рамки» - наборы, представляющие собой отдельные фигуры или единую пластинку с различными по форме отверстиями, которые закрыты идентичными по форме фигурами. Задача малыша – подобрать соответствующие отверстия и «пробки» к ним. Набор из картона может включать как комплект геометрических фигур, так и изображения-силуэты цветов, плодов или животных. Игра с «рамками» способствует развитию у малышей способностей по различению и классификации предметов, навыков ориентации на плоскости и счета. Взрослым по силам сделать разные «игрушки» в виде куклы с одежками, одевая которую, малыш учится шнуровке, обращению с пуговицами и кнопками.
Мария Монтессори выделяла несколько этапов в развитии ребенка, во время которых определенные способности могут быть развиты в наибольшей степени:
- от 1 до 3-х лет - период восприятия порядка. В это время кроха нуждается в распорядке дня, что поможет ему впоследствии научиться контролировать время и ритмы своей жизни.
- от 0 до 6 лет - период развития речи. Своеобразным «пиком» здесь является возраст 3 лет: у малыша складывается речь, которая становится средством общения.
- от 2 до 4-5 лет - время освоения движений и развития моторики. Здесь главным моментом становятся первые шаги ребенка. В этот период вредно ограничивать двигательную активность малыша, наоборот, ееследует поощрять, чтобы у него сложился широкий диапазон движений, способность к координации.
Метод М. Монтессори «в чистом виде» не оставляет места для детской фантазии во всех ее проявлениях - игры, рисование, лепка. Причина тому - лежащее в основе метода стремление к рациональности и познанию мира, не имеющее ничего общего с творчеством и прочими «пустыми фантазиями» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ...
Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит ...
Музыкально- дидактическая игра – как средство развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста
Очень важным в развитии ребенка является развитие музыкальных способностей, так как музыкальные способности одни из первых проявляются в жизни ребенка. Начинать музыкальное развитие детей можно еще в ...
«Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста» Конспект родительского собрания в первой младшей группе.
Актуальность сенсорного развития было во все времена и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образ...
Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Консультация для родителей "Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ"....
развитие сенсорного воспитания у детей раннего возраста
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом слу...
Сенсорные «миры» как способ развития сенсорно-моторной сферы детей дошкольного возраста
Данная статья описывает развитие сенсорно-моторной сферы у детей дошкольного возраста методом создания сенсорной коробки....