"Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи"
консультация (старшая группа) на тему
Речь играет важную роль в жизни человека: служит главным средством общения с другими людьми; является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Основой речи как физиологического процесса является нервная система человека. Речь представляет собой сложную взаимосвязанную функциональную систему использования звуков носителями конкретного языка.
Произнесение отдельных звуков возможно благодаря согласованной работе мышц речевых органов: языка, губ, мягкого нёба, глотки, гортани, дыхательной мускулатуры.
Механизмы речи не являются наследственными, а вырабатываются у новорожденного человека за сравнительно короткое время: в течение дошкольного возраста, т.е. в среднем к 5—7 годам. Они основываются на деятельности определенных структур головного мозга, каждая из которых выполняет определенную специфическую операцию в речевом процессе. В связи с этим в коре головного мозга различают речевые зоны, поражение которых приводит к различным по своим симптомам речевым нарушениям. Сенсорная зона (расположена в заднем отделе верхней височной извилины) обеспечивает восприятие и понимание обращенной речи. Моторная зона (располагается в заднем отделе нижнелобной извилины) отвечает за способность произносить слова.
Знание речевых механизмов особенно важно для диагностики различных форм речевых нарушений у детей и организации с ними эффективной логопедической работы. Поскольку механизмы речи в детском возрасте находятся в стадии формирования, возникающие при этом в силу разных причин речевые нарушения сравнительно легко поддаются коррекции. Но по мере взросления ребенка речевые механизмы приобретают силу привычных, стереотипных действий (в том числе и дефектное произношение различных звуков, многочисленные ошибки при словоизменении, бедная ограниченная связная речь). Поэтому те же речевые нарушения с возрастом потребуют значительных усилий и времени для их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiziologicheskie_mekhanizmy_rechi.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь играет важную роль в жизни человека: служит главным средством общения с другими людьми; является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Основой речи как физиологического процесса является нервная система человека. Речь представляет собой сложную взаимосвязанную функциональную систему использования звуков носителями конкретного языка.
Произнесение отдельных звуков возможно благодаря согласованной работе мышц речевых органов: языка, губ, мягкого нёба, глотки, гортани, дыхательной мускулатуры.
Механизмы речи не являются наследственными, а вырабатываются у новорожденного человека за сравнительно короткое время: в течение дошкольного возраста, т.е. в среднем к 5—7 годам. Они основываются на деятельности определенных структур головного мозга, каждая из которых выполняет определенную специфическую операцию в речевом процессе. В связи с этим в коре головного мозга различают речевые зоны, поражение которых приводит к различным по своим симптомам речевым нарушениям. Сенсорная зона (расположена в заднем отделе верхней височной извилины) обеспечивает восприятие и понимание обращенной речи. Моторная зона (располагается в заднем отделе нижнелобной извилины) отвечает за способность произносить слова.
Знание речевых механизмов особенно важно для диагностики различных форм речевых нарушений у детей и организации с ними эффективной логопедической работы. Поскольку механизмы речи в детском возрасте находятся в стадии формирования, возникающие при этом в силу разных причин речевые нарушения сравнительно легко поддаются коррекции. Но по мере взросления ребенка речевые механизмы приобретают силу привычных, стереотипных действий (в том числе и дефектное произношение различных звуков, многочисленные ошибки при словоизменении, бедная ограниченная связная речь). Поэтому те же речевые нарушения с возрастом потребуют значительных усилий и времени для их преодоления.
Формирование речи ребёнка
Речь ребенка проходит в своем становлении несколько взаимосвязанных этапов. Так как в основе развития речи лежит механизм подражания, очень велика роль окружения ребенка и его речевых контактов в ходе общения со взрослым, накопления им впечатлений, звуковых и словесных образов в процессе жизнедеятельности. Их ограниченность или недостаточность по причине глухонемоты или многочисленных дефектов речи родителей ребенка, его длительной госпитализации из-за различных тяжелых заболеваний могут привести к отставанию в развитии речи.
Особенно важными для развития интеллекта и речи ребенка являются первые годы его жизни, в течение которых происходит созревание его нервной системы. Большое влияние на процесс развития речи оказывают также различные неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему ребенка во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах (инфекции, травмы, интоксикации, социальные факторы).
Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но не говорит, потому что не умеет им пользоваться: он должен этому научиться. Кроме того, у него нет содержания и впечатлений для собственной речи: ему их надо накопить. Он ещё не знаком со словесными формами речи и ему предстоит пройти сложный путь усвоения системы языка, на котором общаются окружающие люди, в течение трёх последовательных этапов.
1 этап доречевой (подготовительный) длится от рождения ребенка до 11 месяцев или 1 года. Этот этап, в свою очередь, делится на три периода: крика и плача (до 2 месяцев), гуления (2— 5 месяцев) и лепета (5—11—12 месяцев). Период крика характеризуется наличием рефлекторного крика в ответ на негативные внешние раздражители. В три месяца жизни наступает период гуления, т. е. монотонного произнесения некоторых человеческих, но еще неречевых звуков в ответ на радостное, эмоциональное общение со взрослым, особенно с матерью.
С 5—6 месяцев начинается стадия лепета, когда ребенок пытается произносить повторяющиеся сочетания гласных с простыми согласными, так называемые лепетные слова (мама, папа, дядя, ляля и т. д.). На этой стадии ребёнок начинает прислушиваться к речи других, общаться с помощью действий с яркими предметами и игрушками, производить с ними подражательные игровые действия и выполнять простые словесные инструкции взрослого.
Обычно к 9—10 месяцам ребенок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году набирается до 10—12 слов (баба, кис, му и др.). Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании и в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не коверкая слов, не подражая речи детей. В это время необходимо развивать пассивный словарь ребенка (это те слова, которые он еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании).
2 этап развития речи — словесный, дограмматический или этап первичного усвоения языка, продолжающийся до конца второго года. В это время ребенок учится отличать по смыслу слова, схожие при произнесении. Ведущую роль при этом играет слух ребенка: даже при небольших его нарушениях овладение речью затрудняется. Кроме того, важна роль зрительного (ребенок должен видеть говорящего взрослого, его мимику и жесты) и речедвигательного (он лучше различает те звуки, которые может правильно произнести) центров. При нормальном речевом развитии к двум годам ребёнок понимает смысл слышимых слов, активно владеет минимум 50 словами обиходного содержания, пользуется небольшими фразами из 2-3 слов. К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов; употребление названий лишь тех предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.
3 этап развития речи — усвоение грамматики, продолжающийся до 5—6 лет. К 3—3,5 годам при благоприятных условиях ребенок усваивает все основные звуки родного языка, имеет в словаре все части речи, понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития, самостоятельно может рассказать об увиденном или услышанном.
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. В общении со взрослыми малыш все реже и реже употребляет звук подражательные слова, односложные предложения. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игр он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
Далее с 3 до 6 лет у ребенка происходит только совершенствование грамматической и связной сторон речи и расширение словарного запаса в связи с дальнейшим общим развитием. Именно в это время закладывается фундамент, на котором позднее будет строиться здание взрослой речи. Это должны помнить родители и все взрослые, окружающие детей такого возраста. Они должны приложить все усилия к тому, чтобы дети слышали правильную, чёткую и последовательную речь, а также сопровождать речью все совместные действия с детьми.
На четвертом году жизни у детей отмечается улучшение произношения, речь становится более четкой. Появляются зачатки монологической речи. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно совершенна в словарном и грамматическом отношении, но вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.
К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
К концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями; его высказывания становятся содержательнее и выразительнее.
К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, свободно пользуется монологической речью. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи"
Консультация предназначена для родителей и педагогов. В ней отражены физиологические механизмы речи и этапы её развития в норме....
Консультация для родителей "Физиологические механизмы для закаливания организма".
История развития человека всегда была связана с природными процессами, происходящими на Земле. Уже имеется достаточно доказательств, что Вселенная, Земля и Человек имеют единые качества, они схо...
Определение памяти и её физиологический механизм
Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необхо...
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Физиология развития речи...
Анатомо-физиологические механизмы речи
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, вед...
Консультация для родителей «Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи»
Консультация для родителей «Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи»...
Физиологические механизмы речи. Легко ли говорить?
Консультация для родителей. Материал для папки-передвижки...