Анатомо-физиологические механизмы речи
статья по логопедии

Жданова Наталья Викторовна

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт  осуществляется  сложной  системой  органов,  в  которой  главная,  ведущая  роль принадлежит деятельности головного мозга.

Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anatomo-fiziologicheskie_mehanizmy_rechi.docx361.74 КБ

Предварительный просмотр:

Анатомо-физиологические механизмы речи.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт  осуществляется  сложной  системой  органов,  в  которой  главная,  ведущая  роль принадлежит деятельности головного мозга.

Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.

Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой  высшей  психической  функции  являются  сложные  функциональные  системы,  в формировании  которых  принимают  участие  различные  участки  мозга,  объединенные механизмом рефлекса.

Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.

Строение речевого аппарата: 1 –головной мозг; 2-носовая полость; 3 –твердое небо; 4 –ротовая полость; 5 –губы; 6 –резцы; 7 –кончик языка; 8 –спинка языка; 9 –корень языка; 10 –надгортанник; 11 –глотка; 12 –гортань; 13 –трахея; 14 –правый бронх; 15 –правое легкое; 16 –диафрагма; 17 –пищевод; 18 –позвоночник; 19 –спинной мозг; 20 –мягкое небо.

К  центральному  отделу  речевого  аппарата  относится  головной  мозг –

его  кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов . Главенствующее  значение  в  образовании  речи  имеет  лобная, височная,  теменная  и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр  Брока).  Височные  извилины,  будучи  речеслуховой  областью  (центр  Вернике),

отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи. Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи. Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра  к  периферии  идут  центробежные  пути,  а  от  периферии  к  центру –центростремительные нервные пути.В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:

1.Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

2.Лицевой нерв –

мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют

движение губ, щёк;

3.Языкоглоточный и блуждающий нервы –мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого  нёба.  Языкоглоточный  нерв  также  является  чувствительным  нервом  языка,  а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца;

4.Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи;

5.Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.

Периферический   речевой   аппарат   состоит   из   дыхательного,  голосового   и артикуляционного отделов. Дыхательный отдел  периферического  речевого  аппарата  служит  для  подачи  воздуха, голосовой –для  образования  голоса,  артикуляционный –образует  характерные  звуки

нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.

Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.У  ребенка  речевое  дыхание  вырабатывается  постепенно,  в  процессе  речевого  развития.

Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет  собой  трубку  конусообразной  формы,  состоящую  из  нескольких  хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу –с трахеей.Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую  голосовую  щель.  При  обычном  дыхании  голосовая  щель  расширяется  (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на

которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса. Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть –

это  подвижные  органы  артикуляции;  зубы,  альвеолы  и  твердое  нёбо –

неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков. Язык –самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность  менять  его  форму,  положение  и  степень  напряжения.  Язык  участвует  в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть

языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.

От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой  оболочки  (так  называется  уздечка),  которая

ограничивает  крайние  движения языка. У некоторых детей эта уздечка,

укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте

уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.

Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам  артикуляции:  твердому  и  мягкому  нёбу.  Совершая  различные  движения  и принимая  самые  разнообразные  положения, они  видоизменяют форму  ротовой  полости, образуют  в  ней  смычки,  щели  и  т.п.  Мягкое  нёбо,  поднимаясь  и  прижимаясь  к  задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.

Движения  активных  органов  артикуляции  называют  речевой  моторикой,  т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.

Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретаетиндивидуальный тембр благодаря  резонансу  в  так  называемой  надставной  трубе  (глотка,  ротовая  и  носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.

При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и  и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию  шумового  вибратора  (функция

звукового  вибратора  принадлежит  голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами,

зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и

шумового вибратора –  звонкие согласные.

Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.

Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной. Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки  человеческой  речи.  Совсем  маленький  ребенок  воспринимает  слова  еще  нечетко, поэтому  часто  смешивает  одну  фонему  с  другой,  произносит  слова  неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть. Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно  наблюдает  за  движениями  губ  и  языка  говорящих,  повторяет  их,  стараясь подражать артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности,  возникает  система  условных  связей,  которая  постоянно  развивается  и укрепляется повторными связями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет

Седьмой год жизни — продолжение очень важного це­лостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психи...

Сообщение "Анатомо -физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста"

«Школа молодых специалистов»СообщениеТема: «Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста.»

Уважаемые родители!         Интенсивность ростовых процессов после 3 лет снижается, Пропорции тела продолжают изменяться, ребенок вытягивается, его туловище пос...

Презентация "Анатомо-физиологические особенности организма дошкольников"

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ...

Презентация для родителей «Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста»

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований созд...

Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...