ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
статья (младшая группа)
Физиология развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiziologicheskie_mehanizmy_razvitiya_rechi.docx | 14.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Речь развивается как самостоятельная функциональная система на базе условно-рефлекторной деятельности. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. В речевом акте участвуют многие уровни нервной системы: кора головного мозга, подкорковые образования, проводящие пути, ядра черепно-мозговых нервов и органов артикуляции. Кора головного мозга тесно связана с подкорковыми образованиями в единую функциональную систему.
Лобный конус выполняет наиболее сложную речевую и психическую функции. Он надстраивается над всеми отделами коры, объединяет их, получая информацию из всех ее областей. Значение лобного конуса состоит в том, что, соединяясь с речевыми отделами коры, он делает речь осмысленной, а мышление речевым, абстрагированным. В этой области коры создается программа речевого высказывания (внутренняя речь), программы волевой деятельности, планирования поведения.
Каждый из отделов которой выполняет свою функцию:
• в слуховую область коры (височная доля) поступают звуковые раздражения. Наибольшее значение имеет левая височная доля. Здесь звуки анализируются, благодаря чему осуществляется сложный процесс понимания чужой речи.
• двигательная область коры (нижние лобные извилины ) участвуют в формировании продуктивной речи (лексика и лексико-грамматические структуры);
• теменная доля мозга анализирует и фиксирует все раздражения (кинестезии) от артикуляционных органов (автоматизация двигательного акта);
• зрительная область (затылочная доля) обеспечивает восприятие зрительных раздражений.
Для развития речи ребенка необходим определенный уровень созревания корковых структур и воздействие окружающей среды, а именно оптимальные зрительные, слуховые и тактильные раздражения. Очень важно, что раздражители, приходящие в кору головного мозга, совпадали по времени. Благодаря сочетаниям раздражителей, приходящих в кору головного мозга одновременно, формируются связи между долями мозга. На основе этих связей в последующем разовьется восприятие и воспроизведение речи. Поэтому для маленького ребенка так важна речевая среда.
Все движения артикуляторных органов, верхних и нижних конечностей фиксируются в теменной доле мозга и определяются как заученные движения – праксис. Между слуховым и зрительным отделами мозга образуются внутренние связи, являющиеся базой формирования пассивного словаря – оречевления окружающих предметов.
Связи между зрительным и двигательным отделами коры называются оптико-моторными, а между слуховым и двигательным – акустико-моторными. От моторной области, находящейся в передней центральной извилине коры головного мозга, начинается пирамидный путь (путь произвольных движений). Пирамидный путь условно подразделяется на корково-бульбарный и корково-спинальный, заканчивающиеся в ядрах черепно-мозговых нервов и спинном мозге.
От ядер черепно-мозговых нервов и спинного мозга отходят периферические нервы к мышцам скелетной и артикуляционной мускулатуры. Импульс к речи подается из коры головного мозга, а реализуется на периферии. В его реализации принимают участие органы дыхания, голосообразования и артикуляции, тесно связанные между собой.
Первой точкой приложения импульса, являющегося сигналом к началу говорения, выступает дыхательная система. В выдохе участвуют диафрагма и межреберные мышцы, которые регулируются импульсом, обеспечивающим плавный и протяжный выдох, необходимый для произнесения слова и словосочетания, целой фразы. Эту область называют энергетической, так как сила выдыхаемой струи воздуха обеспечивает голосообразование.
Вторая точка приложения нервного импульса – голосовые связки, от которых зависят закрытие голосовой щели, модуляция голоса, образование подсвязочного давления, обеспечивающих образование голоса.
Третья точка приложения нервного импульса на периферии – ротовая полость и надставная труба. В ротовой полости благодаря движению языка, губ и мягкого неба образуются щели и затворы, дифференцируются звуки речи, что необходимо для их четкого произнесения. В резонаторную систему включается вся надставная труба – ротовая полость, глотка, придаточные пазухи и полость носа, которые усиливают голос, придавая ему индивидуальную окраску.
К органам артикуляции подходят также волокна экстрапирамидного пути, несущие импульсы от подкорковых образований, обеспечивающие темп, ритм, плавность и эмоциональную окраску речи. Плавно модулируя и меняя объем на каждом речевом звуке, надставная труба обеспечивает тембр, силу и полетность голоса. Под влиянием двух потоков обратной связи – слуховой и кинестетической – в коре головного мозга складывается память на правильное произнесение определенных слогов данного словаря.
При поражении различных отделов нервной системы, участвующих в в формировании речевого акта, возникают разные формы патологии речи.
Афазия и алалия связаны с поражением коры головного мозга. Дизартрия – результат поражения различных уровней двигательного анализатора и связанных с ним систем координации. Заикание – сложное функциональное расстройство нервной системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Физиологические требования для развития речи (у детей 5-6 лет)
Харак4теристика речевого развития детей 5-6 лет....
Психолого-физиологические механизмы развития у дошкольника
В статье дается представление о развитии высших психических функций у ребенка в разные периоды жизни. Важность понимания родителями физиологического созревания и возникших в этот период психических но...
Консультация для воспитателей «Причины и механизмы нарушений речи у детей с ОВЗ»
Консультация для воспитателей на тему: «Причины и механизмы нарушений речи у детей с ОВЗ»...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...