Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)
статья по теме
Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений:
-незнание дошкольниками элементарных правил;
-стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
-безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Исходя из полученных данных, для каждой возрастной группы с учетом соблюдения дидактических принципов, были определены задачи обучения:
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:
Учить различать виды наземного транспорта.
Формировать представление об улице, ее основных частях.
Дать первоначальные знания о сигналах светофора.
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
Продолжать учить различать виды наземного транспорта.
Познакомить с классификацией транспорта: наземный, водный, воздушный.
Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Расширить представление об улице новыми сведениями (одностороннее и двустороннее движение).
Уточнить знания о предназначении светофора.
СТАРШАЯ ГРУППА.
Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице ( виды перекрестков ), о правилах перехода проезжей части.
Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно – указательными знаками и знаками сервиса.
Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.
Расширять знания о городском транспорте.
Продолжать знакомить с дорожными знаками.
Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
Мероприятия по правилам дорожного движения на занятиях по разным видам деятельности (ИЗО, конструирование, развитие речи, театрализованная деятельность, муз. занятия), а также совершать целевые прогулки и экскурсии.
Основным средством расширения поставленных задач должна стать игра. В младшем дошкольном возрасте разнообразные виды подвижных игр и их варианты.
НАПРИМЕР: « Воробушки и автомобиль»
Цель: Развивать умение принимать решения в проблемных ситуациях. Игра проводится по известному сценарию, но по ходу ее воспитатель обращается к детям с вопросами : « Как воробушки будут перелетать дорогу ? Быстро опережая друг друга, или не торопясь, внимательно глядя по сторонам?»
______Вариант игры._______
Цель : Способствовать развитию умений ориентироваться в пространстве, знать и осознавать понятие « далеко «, « близко «,
«слева», «справа». «около».
Воробушки спокойно прыгают и играют на площадке около дома. Воспитатель говорит : « Внимание, близко автомобиль, будьте осторожны ! «.Дети уходят дальше от проезжей части. После слов педагога : « Автомобиль далеко « продолжают прыгать и играть.
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ предпочтение отдается в сюжетно – ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются.
« АВТОБУС «.
Цель : Уточнить и расширить знания об улице, видах наземного транспорта. Формировать культуру поведения в общественном транспорте, на дороге.
Дети вместе с воспитателем « едут в автобусе «.Педагог попутно задает вопросы : « Кто управляет автобусом ? По какой части улицы мы едем ? По какой стороне дороги движется автобус ? Какой транспорт нам встречается на дороге ? Что такое остановка ? ( на остановках выходят и входят пассажиры ). В какую дверь должны входить и в какую выходить пассажиры ? Кому нужно уступать место в автобусе ? и т.д.
Игру можно усложнить : ввести новую сюжетную линию, требующих дополнительных участников игры.
Например : Едем в автобусе, все сидят спокойно на своих местах, никто не шумит ,чтобы не мешать водителю.
Подъезжаем к светофору.
-Почему остановился автобус ?
-Что означают сигналы светофора ?
- Как ведут себя пешеходы ?
Участники игры – пешеходы демонстрируют правила ререхода улицы по сигналам светофора.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ .
«Бензозаправочная станция «, « Аэропорт «, « Автопарк « и др.
( см. Смоленцева А.А.Дидактические игры с математическим содержанием. М. Просвещение. 1997г.)
«Диспетчер», «Мы живем на корабле «, « Строим дом «.
( см. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике . М. Просвещение,
1991г.)
Большое значение в организации сюжетно – ролевых игр имеет создание предметно – развивающей среды. Чтобы помочь детям закрепить знания, изготовить макет улицы.
К 5- 6 годам ( СТАРШАЯ ГРУППА ) дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому следующий этап работы _ интеллектуально – игровая деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.
Интеллектуальные игры по формированию основ безопасного поведения на дорогах можно использовать в определенной последовательности :
-настольно – печатные, словесные, дидактические ( Бондаренко А.К., Дидактические игры в д / саду.М.Просвещение,1985 г.
Кобитина И.И. Дошкольникам о технике ).
-игры на основе загадок ( Кобитина И.И. Дошкольникам о технике )
- ребусы, кроссворды, головоломки ( готовые, авторские )
- решение проблемных ситуаций.
- творческие игры ( « На что похоже ? «, « Что это может быть ? «)
- небылицы, карты – фантазии.
- графическое моделирование ( сочинение собственных сказок на основе моделей ).
создание собственных проблемных ситуаций с помощью моделей. использовали разнообразные формы работы с семьей : лекции, консультации, круглые столы, папки – передвижки. Вместе с детьми родители могут изготовить ролевые атрибуты, макеты улиц. Организовать спортивные досуги и викторины.
- У взрослых должна быть единая цель : сохранить жизнь и здоровье
Чтобы обучение детей было непрерывным и успешным детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно – транспортных ситуациях .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175346-1357804685.jpg)
Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения на дороге. Организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является актуальной темой в наше время. Дети у же с дошкольного возраста должны усвоить основные правила поведения на улице. Но, конечно, в детс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/28/picture-170981-1356692829.jpg)
Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность - сюжетно-ролевую игру.
Консультация для воспитателей, 2011 г....
"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-520431-1415892972.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития педагога «Обучение дошкольников Правилам безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность»
Индивидуальный план профессионального развития педагога ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/04/picture-1053730-1536066467.jpg)
Инновационные подходы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования начиная познавать окружающий мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, кот...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/04/picture-1053730-1536066467.jpg)
Инновационные подходы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования начиная познавать окружающий мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, кот...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/02/picture-1415405-1659424374.jpg)
План по самообразованию педагога на тему: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через игровую деятельность»
Цель самообразования:повышение своего профессионального мастерства и компетентности совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности дорожн...