План по самообразованию педагога на тему: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через игровую деятельность»
рабочая программа по обж (средняя группа)
Цель самообразования:
повышение своего профессионального мастерства и компетентности совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности дорожно - транспортной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию педагога на тему:
«Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через игровую деятельность»
Цель самообразования:
повышение своего профессионального мастерства и компетентности совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности дорожно - транспортной среде.
Задачи самообразования:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
- формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
- расширять словарный запас по дорожной лексике;
- активизировать взаимодействие с родителями.
Актуальность
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие - снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В группе накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Ожидаемые результаты
-Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
-Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
-Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
-Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Перспективный план самообразования
На 2023-2024 учебный год
МЕСЯЦ | РАБОТА С ДЕТЬМИ | РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
Сентябрь | -Интерактивная игра-беседа «Знакомство с улицей» -Постройка из конструктора «Наш участок», обыгрывание постройки. -Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад. -Просмотр обучающего мультфильма из серии Азбука безопасности: знакомство с улицей». -Целевая прогулка: наблюдение за движением пешеходов. - Подвижная игра "Безопасные места для перехода улицы" -Интерактивная игра «По улицам нашего поселка» | -Беседа «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют» -Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед». -Папка-передвижка «Шагаем осторожно!». | |
октябрь | -Д/и «Виды транспорта» -Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение» -Развивающая игра «Светофор» -Постройка из конструктора « Улица с перекрестком», обыгрывание -Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?» -Дидактическая игра «Как себя вести в общественном транспорте» | -Деловая игра для педагогов «Правила дорожные всем знать положено» | -Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Дорожные знаки» -Памятка для родителей «Дети и дорога». |
ноябрь | -Беседа с детьми о запрещающих знаках -Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина -Тематическая прогулка "Правила для пешеходов" -Д/и " Поведение детей на дорогах и улицах" -Сюжетно-ролевые игры "Гараж" | -Организация и проведение игр по ПДД | -Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный». |
Декабрь | -Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться на дороге. -Рисование дорожных знаков по желанию. -Постройка из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его. -Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков -П/и «Кто быстрее соберет светофор» -Беседа "Правила перехода улиц и дорог" -Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков -Интерактивная игра «Дорожные ситуации» | Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами». | |
Январь | -Беседа о информационно-указательных знаках -Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков -НОД рисование «Дорожные знаки» -Театрализованная игра «Мы едем в гости» | -Мастер класс для педагогов «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» | -Консультация «Совместная прогулка детей и родителей» |
Февраль | -Игровая беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу? » -Проблемные ситуации о том, где можно и где нельзя играть. -Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка». -Конструирование "Улица города" -НОД «Путешествие в страну дорожных знаков». | Папка-передвижка «Зимние игры на улице: чем они опасны?» | |
март | -Рисование специальных видов транспорта -Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина. -Рассказ об опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте. -Театрализованная игра «Автобус» -Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки» | -Консультация «Организация работы с детьми по ПДД» | -Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованных игр по ПДД. |
Апрель | -Д/и «Правила поведения в общественном транстпорте» -Беседа «Я и мой велосипед». -Загадывание загадок по правилам дорожного движения. -Рисование различных видов пешеходных переходов. -Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения. -Квэст-игра "Покажи и назови известный дорожный знак" -Интерактивная игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков" -Игровое упражнение "Движение по спирали" -Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков | Выставка детской литературы для чтения по ПДД. Папка-передвижка «Добрая дорога детства». | |
Май | -Чтение: А. Дорохова «Подземный переход». -Инсценирование песни «По улице, по улице». -Целевая прогулка «Пешеходный переход» -Беседа «Виды дорожных знаков» -Ракрашивание дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено" -Викторина-путешествие «Правила дорожные детям знать положено» | -Изготовление игр по ПДД | -Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения). -Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный практико-ориентированный проект: «Посмотри вокруг- светофор наш лучший друг» (Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД)
Дошкольный возраст-период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно о...
Информационный практико-ориентированный проект: «Посмотри вокруг- светофор наш лучший друг» (Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД)
Дети в среднем дошкольном возрасте ещё не в должной степени умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на д...
План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
План по самообразованию...
План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
План по самообразованию...
План самообразования Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...
Проект по самообразованию по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»
Проект по самообразованию по теме:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»...
План работы по самообразованию. Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения». 07.10.2024 г.
АктуальностьВсе мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промыш...