"Детский аутизм"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Ранний детский аутизм».
Выступление
педагога-психолога Трифоновой Г.В.
Ранний детский аутизм.
Психологическая помощь ребенку при формирующемся детском аутизме.
Ранний детский аутизм – особая аномалия психического развития, при которой имеются стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.
Симптомы:
Одиночество ребенка, отсутствие стремления к обучению, затруднено понимание выражения лица и формирование собственной адекватной мимики, грубо нарушается формирование привязанности, однообразие интересов и пристрастий, речевые нарушения.
Ранний детский аутизм встречается у 3- 6 из 10 000 детей, у мальчиков чаще, чем у девочек.
Сейчас в России ранний детский аутизм считают одним из видов психического дизонтогенеза и обязательно должны открываться коррекционные учреждения.
Выделяют 3 основных области в которой аутизм проявляется особенно ярко:
- речь и коммуникация;
- неспособность к установлению эмоциональных связей;
- нарушение речевого развития ребенка.
Им характерна зависимость от матери, активно ищут защиты у близких.
Портрет аутичного ребенка:
Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичного ребенка нарушается комплекс оживления, характерный для нормального развития ребенка. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки, гораздо позже узнает мать, но, даже узнав её, не тянется к ней, не реагирует на ее уход. В более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. У них нет желания общаться. От коллективной игры Аутичный ребенок отказывается, предпочитая игру в уединении, могут годами играть в одну и ту же игру. Малейшие изменения в их жизни, могут стать для них травмирующим фактором.
Результатом таких изменений бывает «уход в себя», вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, с животными в стремлении крушить и ломать все кругом.
Они позже других детей научаться одеваться, раздеваться. Причем многократный показ одного и того же действия не приведет к желаемому результату.
Аутичный ребенок рисует по-своему: вдумчиво, не торопясь, иногда для них это целый ритуал. Деревья имеют толстый ствол без листочков, стараются все заштриховать в разных направлениях. Тематика однообразна. Нет соразмерности, что получится, то и рисуют.
Как помочь аутичному ребенку?
Коррекционная работа с каждым ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно группой специалистов (психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным руководителем и родителями).
Но при одном условии – работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.
У аутичных детей нарушена пространственная ориентация, поэтому полезно разместить в групповой комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени уметь привлекать ребенка к его отражению. Это дает положительный результат.
Для развития тактильного зрительного восприятия можно использовать такие игры как: «Волшебный мешочек», «Угадай предмет», «Вкладыши Монтессори». Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время занятия с его согласия поменяться с ним ролями. Иногда аутичному ребенку необходима организационная помощь в организации действия. Взрослый работает руками ребенка.
Телесный контакт и упражнение на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка.
Психологи рекомендуют аутичным детям заниматься рисованием пальчиками, полезна работа с песком, глиной, пшеном.
Для занятия для коррекции общей моторики очень полезно иметь дома свой небольшой спортивный комплекс, где выполняются привычные, реже трудные упражнения.
Полезно находиться и двигаться в воде, кататься зимой на лыжах, коньках, летом на велосипеде.
При работе с аутичным ребенком необходимо большое терпение, многократное повторение, показ.
Необходимо отметить, что аутизм проявляется в разных формах.
Выделяют 4 формы:
- группа: отрешенность от окружающего его мира. Дети не владеют формами контакта, не имеют потребности, не владеют навыками социального поведения, бездеятельны, беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.
- Отвержение окружающего мира. Эти дети малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут с гримасами или застывшей мимикой. Сложные эмоциональные переживания таким детям недоступны. У них наблюдается примитивная, но предметно тесная связь с матерью.
- Группа. Замещение: характерна развивающаяся речь, более высокий уровень коллективного развития, дети менее аффективны, зависимы от матери, низка способность к сопереживанию. При монологе очень слабый диалог.
- Повышенная ранимость окружающего мира. Это неврозоподобные расстройства, чрезвычайная ранимость, тормозимость, пугливость, особенно в контактах.
Для занятий необходим положительный фон. Необходимо использовать стихи, считалочки и песенки.
Физические упражнения, подвижные игры – снимают мышечное, а затем и общее психическое напряжение, скованность, делают детей более ловкими, общительными, активными.
Правила работы с аутичными детьми:
- Принимать ребенка таким, какой он есть;
- Исходить из интересов ребенка;
- Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка;
- Чаще присутствовать в группе, где занимается ребенок;
- Чаще разговаривать с ребенком (как мать);
- Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения;
- Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию, схемы и т.д.;
- Избегать переутомления ребенка.
Особенно важное значение, в работе с аутичными детьми имеет установление с ним эмоционального контакта, стимуляция и развитие сохранных сторон его психики и преобладающих интересов.
Используемая литература:
- Лебединский В.В. «Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза».
- Никольская О.С. «Аутичный ребенок. Пути помощи».
- Научно-методический журнал «Директория» № 6 за 2006 год.
- Аршотская О.С. «Психологическая помощь ребенку при детском аутизме».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Особенности коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом в дошкольном образовательном учреждении."
Семинар по аутизму...
Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.
Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....
Презентация "Ранний детский аутизм"
В презентации обобщен и представлен опыт работы по теме "ранний детский аутизм"...
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.
Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....
Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.
Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...
Ранний детский аутизм
Содержание1. Психофизическое развитие детей в младенческом возрасте2. Психофизическое развитие детей в раннем возрасте3. Особенн...
Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду
Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...