Развитие детско-родительских отношений в семьях воспитавающих дошкольников с ЗПР
опыты и эксперименты по теме

Лазутина Юлия Сегреевна

Представленная презентация является итогом проделанной мною исследовательской работы по теме: «Развитие детско-родительских отношений в семьях воспитывающих дошкольников с ЗПР»

К теме детско-родительских отношений в отечественной специальной педагогике и психологии обращалось  множество авторов Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин,  Ольга Сергеевна Никольская и др.

Именно в раннем и дошкольном  детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.  Однако присутствие в семье ребенка с отклонениями в психофизическом развитии, как правило изменяет структуру взаимоотношений в семье, психолого- педагогическую атмосферу в ней, поэтому разработка модели оптимизации этих отношений  является актуальной.

Объект и Предмет моего  исследования представлены на слайде.

Мною  была выдвинута гипотеза о том, что  межличностные отношения в семьях воспитывающих  детей с ЗПР имеет ряд особенностей, без учета которых оптимизация детско-родительских отношений  будет малоэффективной.

 Исходя из вышеизложенного, целью моей работы является выявление особенностей  детско-родительских отношений, разработка и апробация системы коррекционной помощи родителям по развитию и оптимизации этих отношений.

 Для достижения цели исследования, были определены следующие задачи и методы, которые представлены на слайдах.

 С целью выявления особенностей детско-родительских отношений  в семьях воспитывающих детей с ЗПР,  был проведен констатирующий эксперимент.

Экспериментальное исследование проводилось  на базе ДОУ № 1805, комбинированного вида. В эксперименте приняли участие 20 детей, 10 из которых дошкольники 6 – 7 лет с ЗПР соматогенного и психогенного генеза (экспериментальная группа) и 10 нормально развивающихся  дошкольников  того же возраста (сравнительная группа).

При проведении экспериментального обследования  были использованы методики А.Я. Варги и В.В. , И. Вандвика,  В.В.Ткачёвой,   и др.,которые мы обобщили , адаптировали и разделили на три блока.

В результате исследования  удалось выявить  следующие особенности родительской позиции к своему ребенку.

Родители детей с ЗПР в отличии от родителей детей нормально развивающихся:

  • Не хотят принимать своего ребенка таким какой он есть;
  • Мало заинтересованы в его делах ;
  • Чаще испытывают чувство тревоги за него;
  • Проявляют в большой степени авторитарную гиперсоциализацию;
  • Имеют стремление инфантилизировать своего ребенка .

 Анализ результатов внутрисемейных отношений показал, что у дошкольников с ЗПР, по сравнению с нормально развивающимися детьми больше выражена: тревожность, конфликтность и враждебность в семейной ситуации. Это указывает на наличие негативных отношений с родителями и возможным физическим воздействиям с их стороны.

Так же можно отметить, что наиболее чаще и сильнее у детей с ЗПР проявилось:

  • Недоверие к новым людям
  • Уход в себя
  • Враждебность по отношению ко взрослым
  • неугомонность
  •  низкая привязанность ко всем членам семьи

По итогам констатирующего эксперимента была разработана  и апробирована система коррекционных занятий направленных на оптимизацию детско-родительских отношений, что явилось формирующим этапом экспериментального исследования.  До начала проведения эксперимента   семьи детей с ЗПР были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами программе мероприятий, которая  была составлена для детей с учетом их физических и психических особенностей.

Направления работы и формы программы  представлены на слайде. Предусмотренные  мероприятия проводились два раза в неделю после основных занятий и длились от 20 до 45 минут в зависимости от его содержания.

По итогам формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент  с целью определения эффективности экспериментальной работы.

 В результате проведения повторного эксперимента и  сравнения результатов экспериментальной и контрольной групп,  можем отметить, что процент успешности  значительно вырос в экспериментальной группе, поскольку:

Возросли показатели родительского отношения к ребенку как  принятие и кооперация. Этому способствовало повышение знаний об особенностях своих детей , в следствии чего родители стали больше понимать и принимать чувства и эмоции своих детей.  Это с одной стороны, с другой стороны снизились показатели авторитарной гиперсоциализации отказа от жестких методов воспитания , стремление инфантилизировать своего ребенка. Появилась вера в их способности и успешность.

По второму и третьему блоку методик  также значительно улучшились показатели. Произошло понижение тревожности и враждебности, уменьшились конфликтные ситуации,  наличие выраженных негативных взаимоотношений, у детей исчезло чувство неполноценности и возросла привязанность к членам своей семьи.

Дети  стали менее неугомонными, более усидчивыми на занятиях. Особенно значимо снижение чувства тревоги по отношению к взрослым. Коррекционная работа позволила снизить депрессивные проявления, переживания и агрессию. Качественно улучшились отношения между детьми в группе, а так же в семье не только с родителями.

Таких высоких показателей в контрольной группе не  наблюдалось. Успешность проведенной коррекционной работы  в экспериментальной группе составило 40%, а в контрольной около 25%.

Обобщая все выше изложенное, можно сделать вывод о том, что учет особенностей межличностных отношений в семье детей с ЗПР является важнейшей частью, без учета которой оптимизация детско- родительских отношений будет мало эффективна, что подтверждает  гипотезу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kopiya_lazutina.zip2.79 МБ

Подписи к слайдам:

Объект исследования: особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР.Предмет исследования: процесс оптимизации детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с ЗПР.
Наличие особенностей межличностных отношений в семье ребенка с ЗПР
Учет данных особенностей при коррекционно-педагогической работе
Эффективная оптимизация детско-родительских отношений
Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с ЗПР, разработать и апробировать систему коррекционной помощи родителям по развитию и оптимизации этих отношений.
Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей дошкольного возраста с ЗПР.
Коррекция выявленных нарушений детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с ЗПР.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семейного климата в развитии детско-родительских отношений»

Это очень важная консультация для родителей, но доносить данную информацию для семей необходимо в беседе....

Развитие детско-родительских отношений и самостоятельность детей

В консультации представлены рекомендации родителям касаемо воспитания и развития  самостоятельности у детей дошкольного возраста. Данные рекомендации направлены на формирование конструктивных отн...

Развивающая программа, направленная на развитие детско-родительских отношений «Счастливы вместе» для детей старшего дошкольного возраста

Развивающая программа, направленная на развитие детско-родительских отношений «Счастливы вместе» для детей старшего дошкольного возраста...

Развитие детско-родительских отношений и самостоятельность детей

Данные рекомендации направлены на формирование конструктивных отношений «родитель-ребенок»,  ориентированы на на повышение уровня самостоятельности детей и снижение симбиотической зав...

Стендовый доклад "Развитие детско-родительских отношений с семьями воспитанников группы компенсирующего вида (ОНР)"

Документ содержит цели задачи работы по теме "Развитие  детско-родительских отношений с семьями воспитанников группы  компенсирующего вида (ОНР)", а также фотоотчет о проведен...

Развитие детско родительских отношений с семьями воспитанников группы компенсирующего вида (ОНР)

Оказать квалифицированную поддержку родителям  в построении детско  -  родительских отношений...

Коррекционная программа на развитие детско-родительских отношений, как фактора влияющего на развитие тревожности и у детей дошкольного возраста

Задачи программы:1.    Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком2.    Снизить тревожность3.    Повысить уверенност...