Консультация для родителей: «Компьютерные технологии и развитие ребенка»
консультация (подготовительная группа) на тему

В консультации даются рекомендации по использованию компьютера в развитии дошкольников , советы как избежать негативного влияния компьютерных игр. В тексте использованы материалы сайтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Консультация для родителей

                               «Компьютерные технологии и развитие ребенка»

Все чаще слышишь в детском саду радостное: «А я планшет принес!». Вот он прогресс – маленький компьютер, даже в детской ладошке помещается. Ребенок счастлив – у него интересная игрушка, которой завидуют все вокруг. Наблюдаю за ребенком: он может часами играть, окруженный толпой восхищенных маленьких зрителей…Конечно, переключаю игроков на другую деятельность.

На родительском собрании приходим с родителями к решению: играть в планшет дома под присмотром взрослого. И это верное решение. Взрослый должен строго контролировать содержание и время компьютерной игры. А содержание планшетных игр оставляет желать лучшего. Ребенка учат совершать, мягко сказать, негуманные поступки в отношении животных , а то и человека.

Психологи предупреждают, что долгое просиживание за компьютером детей ведет к немотивированной агрессии, что мы и наблюдаем у детей все чаще.

Сами по себе компьютерные технологии – отличный инструмент для развития у ребенка внимания, памяти, мышления. Но отличный инструмент – в умелых руках. Освоение ребенком компьютера должно происходить под руководством взрослого, целенаправленно и систематично. Заботливые и внимательные к своему чаду родители научат не только запускать различные программы, переходить от одного задания к другому, но и гигиеническим аспектам: правильно сидеть за компьютером, часто моргать, «путешествовать» взглядом по экрану, а не смотреть в одну точку, периодически устраивать физические разминки, а также переключаться на другие дела. Кроме того, малыш должен усвоить, что данное устройство в первую очередь предназначено для работы, обучения, получения информации, а не только для игры. А кто же объяснит и внушит это, если не мама с папой?

С каждым годом растет численность всевозможных детских развивающих игр, программ для разных возрастных групп. С их помощью развивается логика, воображение, творческие способности, находчивость, предприимчивость, гибкость мышления, гораздо интереснее и увлекательнее изучается математика, алфавит, правописание. При выборе игр и развивающих программ стоит отдать предпочтение эмоционально насыщенным, добрым вариантам. «Стрелялки» и «бродилки» (так называемые квесты) отложите для более старшего возраста. Первые провоцируют прямую агрессию у детей и наносят непосредственный вред психике малышей, а вторые слишком утомительны за счет своей длительности и сложности. При этом желательно, чтобы игры были не слишком динамичны и оформлены с использованием преимущественно мягких, естественных цветов (из-за нагрузки на нервную систему и зрение). Сюжетная композиция должна быть небольшой, а сама программа – недлинной либо разделенной на отдельные завершенные части.

Знакомя ребенка с компьютером, не стоит употреблять выражения типа: «Я покажу тебе кое-что интересное…», «Сейчас мы с тобой немного поиграем» и т.п. Поверьте, малыш сам очень быстро поймет, какая увлекательная и замечательная штука компьютер. При этом мотивировать ребенка учиться сложнее, чем играть. Поэтому лучше, если родители, самые авторитетные и значимые для детей люди, будут изначально ориентировать своих чад на обучение, получение новых знаний и умений с помощью этой умной машины, а не на исключительно приятное времяпрепровождение. Можно пригласить ребенка таким образом: «Я покажу тебе, как складывать цифры», «Сейчас мы с тобой немного позанимаемся» и т.п. При этом нужно делать акцент на том, что не компьютер учит и развлекает малыша, а мама (или папа) обучает его с помощью компьютера. Конечно, и вести себя следует соответственно: принимать участие, давать комментарии по ходу действия, показывать аналогичные примеры в повседневной жизни, на прогулке, в совместных играх. Нежелательно оставлять ребенка за такими занятиями без вашего присмотра дольше нескольких минут. Компьютерные игры слишком увлекательны и притягательны, поэтому во избежание развития зависимости не должны быть доступны в любое время на любой срок. Лучше сразу лимитировать продолжительность и количество занятий, впоследствии не отступая от этих правил («Сейчас мы будем учиться, а через 15 минут пойдем в магазин/гулять/обедать/играть в кубики…»). Скорее всего, войдя во вкус, чадо станет требовать продолжения. В таких случаях следует проявлять терпение и непреклонность: «Больше – нельзя/для глазок вредно/на сегодня хватит/завтра еще поучимся…». Неплохо в такие моменты переключать детей на другие, интересные для них занятия, повторяя и закрепляя полученные знания. Это поможет преодолеть разочарование от прекращения игры и возможные реакции протеста.

Для детей дошкольного возраста родители – авторитет и пример для подражания. Об этом необходимо помнить тогда, когда вы после рабочего дня собираетесь убить парочку виртуальных монстров для того, чтобы снять напряжение и отвлечься. Лучше, если дети не будут видеть, как вы играете в «стрелялки». Иначе как тогда объяснить дошкольнику, что убивать нельзя, драться – плохо? Как бороться с детской агрессивностью, если они видят насилие у себя дома, пусть даже только на мониторе компьютера? Ведь избирательность, абстракция, пластичность мышления у них еще не развиты. И ребенок не всегда может дифференцировать реальный и виртуальный мир: «там можно, здесь нельзя». Идеальный вариант: четкое разделение на «детские» и «взрослые» занятия за компьютером и строгое соблюдение этих правил. Также четко должны регламентироваться временные лимиты: не более 15-25 минут в день. Больше – вредно для детского организма и неэффективно с точки зрения восприятия и усвоения информации. Кроме того, установив изначально определенные правила пользования компьютером, впоследствии будет значительно легче сотрудничать с ребенком в этой сфере.

Как способ наказания и поощрения компьютер использовать не стоит. Это не совсем здоровая мотивация. Ребенок должен вести себя хорошо, потому что это правильно, потому что так надо, потому что так ведут себя мама с папой, а не для того, чтобы в ответ получить доступ к заветному устройству.

Одним словом, компьютер – вещь хорошая, нужная и полезная. Более того, зачастую она незаменимая и необходимая. Однако, как и во всем, здесь нужны обдуманность, последовательность, чувство меры и грамотный подход. Тогда от компьютера будет максимум пользы и минимум вреда.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

  • для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
  • Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране -это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
  • В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
  • Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для рук, моторики детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.
  • Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
  • Компьютерные игры учат детей  преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

           Подготовила воспитатель группы №9 Францева Татьяна Валентиновна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии и развитие мелкой моторики на логопедических занятиях"

Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жи...

Консультация для родителей"Инновационные технологии в развитие речи"

Как научить ребенка говорить . Какие игры и игрушки необходимы для развития речи....

Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.К сожалению,  большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной...

Консультация для родителей "Компьютерные игры в жизни ребенка дошкольного возраста"

Компьтерные игры и их влияние на обучение и воспитание ребенка в целом....

Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

laquo;Если мы будем учить сегодня так,как мы учили вчера, мы украдем унаших детей завтра»Джон Дьюи...

Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи...