Консультация для родителей"Инновационные технологии в развитие речи"
консультация (младшая группа) на тему

Крохина Людмила Николаевна

Как научить ребенка говорить . Какие игры и игрушки необходимы для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krohina_raz._rechi.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Иновационные технологии для развития речи дошкольника.

«Не рядом, не над ним, а вместе!».  

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей : в режимных моментах, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации, рисовании, музыке и т.д., дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. В результате накапливается словарь: существительных, прилагательных, глаголов, происходит усвоение грамматического строя речи, пассивный словарь постепенно переходит в активный. В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взраслыми практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Поэтому в ходе занятий надо ставить больше вопросов.

Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребёнок, и повторять за нем все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, который произносит ребёнок. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм, важными являются приёмы договаривания  и подсказывания нужного слова.

Опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ взрослых с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами,  были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ, мнемотаблицы, которые просты в применении и изготовлении, их можно использовать как в образовательной деятельности детского сада так и дома в совместной деятельности детей и родителей.

При проведении сказкотерапии использую в основном такие приемы как словесно– режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация. Сказкотерапия, помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь. Произнося речь от героя, ребенок не боится сказать, что-то не правильно, так как ошибку допустит герой, а не сам он (ребенок).

Очевидным является тот факт, что русский язык очень сложный. Наша лексика включает в себя исторические, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать несколько синонимов. Ребенку-дошколенку трудно сразу овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом – «дружили». Особенно трудно это делать малышам с нарушениями речи. Тем более трудная стоит задача для педагога - организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот процесс увлекательным и интересным занятием. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь

- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- бедность речи. Недостаточный словарный запас;

- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

1.    Дыхательная гимнастика  улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; надувание мыльных пузырей и многое другое. 
2.    Зрительная гимнастика: позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.
3.    В развитии общей и ручной моторики используются комплексы физминуток: помогают снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
4.    Для развития ручной моторики используются самые разные тренажеры: шнуровки; застежки; игрушки – вкладыши типа матрешки; игры – нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое.
5.    Большим успехом у детей пользуется массажер Су Джок – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, где располагаются системы соответствия всем органам и участкам тела, используются (колючие шарики, валики, ребристые«травки».

6.    Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. 
 

      Подбирая   материал для развития речи, необходимо  соблюдаеть определеннаую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.К сожалению,  большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной...

Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

laquo;Если мы будем учить сегодня так,как мы учили вчера, мы украдем унаших детей завтра»Джон Дьюи...

Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи...

Консультация для родителей «Синквейн» - технология в развитии речи детей дошкольного возраста".

Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких эффективных методов является дидактический ...

Консультация для родителей. Инновационные методы в развитии речи детей дошкольного возраста

Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"...