статья. Кризисы в дошкольном возрасте, их содержание и психологические новообразования.
статья на тему

Матвеева Елена Викторовна

Понятие кризис.

Обязательность и относительно константное содержание кризисов в дошкольном возрасте, их симптоматика и психологические новообразования (Э.Эриксон, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

К кризисам психического развития относятся кризис рождения как характеристика переходного состояния от внутриутробного образа жизни к внеутробному.

Кризис 1-го года жизни - кризис обретения субъективности в действии.

Кризис 3-х лет, демонстрирующий социальную отдельность ребенка от других людей.

Кризис 6-7 лет, отражающий процесс формирования личности и стабилизацию личностно-окрашенного поведения ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._krizisy.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Кризисы в дошкольном возрасте, их содержание и психологические новообразования.

Кризис - это один из  элементов механизма развития человека, это цепь внутренних изменений и переломов в личности ребенка при незначительных внешних изменениях. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда,  когда человек уже может больше, чем мы готовы ему позволить. Сущностью каждого кризиса является перестройка внутреннего переживания и изменение потребностей и побуждений. Причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Чаще всего кризисы характеризуются:  неотчетливостью границ начала и окончания кризиса,  трудновоспитуемость ребенка, снижение темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

Кризис имеет большое значение для психического развития:  в процессе каждого кризиса возникают новообразования и качественно новые психологические образования, которые и  составляют сущность каждого возрастного этапа.

Новообразования - обобщенный результат психического развития ребенка в соответствующий период времени, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. ( улыбка, комплекс оживления         переход к младенчеству).

Психологические новообразования — это те психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени. Они как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок проходит 4 кризиса: кризис рождения как характеристика переходного состояния от внутриутробного образа жизни к внеутробному, кризис 1-го года жизни - кризис обретения субъективности в действии, кризис 3-х лет, демонстрирующий социальную отдельность ребенка от других людей, кризис 6-7 лет, отражающий процесс формирования личности и стабилизацию личностно-окрашенного поведения ребенка.

Кризис новорожденности.

Это кризис переходного состояния он внутриутробного  к внеутробному. Признак кризиса – потеря в весе впервые дни после рождения. Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка-жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма.

Важным новообразование периода новорожденности является появление комплекса оживления – это эмоционально – положительные реакции, которые сопровождаются движениями и звуками.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления – это психологический критерий конца кризиса новорожденности, физиологический критерий – появление слухового и зрительного сосредоточения, медицинский критерий – приобретение ребенком первоночального веса с которым он родился.

Кризис 1 года жизни.

Это кризис физиологического разрыва ребенка с матерью, он определяет дальнейшую судьбу ребенка.

Появление данного кризиса связано с появлением ходьбы – ребенок начинает ходить, а мать пытается ограничить его свободу в перемещении, мать старается все время контролировать ребенка, а он этого не хочет. Также в этом возрасте появляется первое слово – ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название. У ребенка возникают первые акты протеста, противопоставление себя другим, которое особенно выражается в крике, плаче..

К новообразованиям первого года жизни относят: освоение вертикальных  поз сидения и стояния, зрительно – моторные манипуляции, формируется потребность в общении, формирование фонематического слуха и появление автономной речи.

Победить этот кризис нельзя, его необходимо пережить.

Кризис 3 лет.

Это кризис психологического разрыва с матерью, это кризис отношений, выделения своего «Я».

Возраст трех лет — это этап обретения самостоятельности и разрыва связей не только с матерью, но и другими близкими. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от взрослых современной перестройки. Если инициатива ребенка не поощряется, самостоятельность ограничивается, то у ребенка проявляются кризисные симптомы. Их  7: негативизм (негативное действие направлено не на само действие, а на то, что оно предложено взрослым),  упрямство (ребенок требует чтобы считались с его мнением), строптивость (направлено против норме воспитания, против навязывания образа жизни), своеволие (ребенок стремиться все делать сам), протест – бунт (ребенок находиться в состоянии войны со взрослым, постоянные конфликты), обесценивание взрослых (ребенок начинает ругаться, обзывать взрослых),  деспотизм (ребенок заставляет родителей делать все что он хочет).

Основные психологические новообразования касаются внутреннего мира ребенка. Они затрагивают эмоционально-мотивационную и интеллектуальную системы, взаимодействие их приводит к формированию основного новообразования — появление позиции «Я сам».

Кризис 7 лет.

Кризис 7 лет относят к периоду рождения «социального Я» ребенка, т.к он открывает для себя  значение новой  социальной позиции-школьника.

Этот период характеризуется следующими симптомами: ребенок начинает кривляться, манерничать, в его поведении появляется паясничество, клоунада, гримасничество. Это период утраты детской непосредственности.

Все отмеченные проявления кризиса семи лет в своем развитии приводят к психологическим новообразованиям ребенка, среди которых общими, являются следующие изменения его личности: осознания своей отделенности от других; начало произвольности поведения - благодаря началу формирования произвольности внимания, памяти и воображения; начало произвольности познавательных процессов, изменения в мотивационно - потребностной системе: появляются новые мотивы, изменение  эмоциональной  системы: появление  новых чувств: появление первичных представление о важнейших нравственных понятиях добра и зла, обогащение и развитие системы психологических защит, завершение первичного этапа формирования самосознания - закладка «Я-концепции».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризисы детей дошкольного возраста

Помощь родителям и воспитателям в понимании ребёнка в кризисные периоды с 3 до 7 лет....

Возрастные кризисы детей дошкольного возраста

      Многие родители и не догадываются, что первый кризис настигает их малышей сразу после рождения. Только представьте: совсем недавно кроха был там, где тепло, комфортно и уют...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

«Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как содержание предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС».

Подготовка  ребёнка к школе – одна из важных задач предшкольного периода развития.  Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией ш...

Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста экологического содержания «Мир птиц»

Систематическая работа с использованием многофункционального пособия в  воспитательно-образовательной работе позволяет получить стабильные и эффективные результаты при объединении индивидуальной ...

КРИЗИСЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ

статья КРИЗИСЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ...

Статья на тему: " Художественная литература как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста( на содержании сказок)

В статье анализируется характеристика сказки как средства развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста...