КРИЗИСЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Зотикова Ирина Михайловна

статья КРИЗИСЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizisy_v_doshkolnom_vozraste.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

КРИЗИСЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ

Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрас¬тного периода и начало следующего. Принято считать 5 кризисов: новорожденности, 1 год, полового созревания, 3 и 7 лет

Чаще всего кризисы характеризуются неотчетливостью границ и трудновоспитуемостью ребенка.Характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций и сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения. выделяются три критических периода: 1 года, 3 и 7.

Психологические новообразования и кризис первого года жизни

Первый год жизни ребенка отличается высокими темпами созревания организма, в том числе механизмов мозга. Важнейшее новообразование первого года жизни — освоение вертикальных поз сидения и стояния. С этой фазы двигательного развития начинается этап стремительного развития мелкой моторики рук, которая при рождении была представлена безусловно рефлекторными актами хватания. Одновременное созревание двигательной и зрительной систем порождает еще одно новообразование первого года жизни в виде зрительно-моторных манипуляций, играющих большую роль в последующем формировании предметно-практического мышления. Развитие акустической, зрительной перцепции и освоение стояния, ползания отражается в начальном этапе знакомства с пространством. Перцептивное и двигательное развитие младенца возможны только в формирующихся и поддерживаемых близкими взрослыми актах общения, которые у новорожденного были связаны лишь с кормлением и устранением физиологически возникающего дискомфорта. К концу первого года жизни появляется еще одно важнейшее социально-психологическое новообразование — формирова¬ние в эмоционально положительных актах взаимодействия с матерью потребности в общении. К отрицательным эмоциям и состояниям, преобладание которых фиксируется в первые месяцы жизни, посте-пенно добавляются положительные состояния и слабо дифференци¬рованные эмоциональные реакции. Общение и практически-игровое взаимодействие с матерью и другими близкими людьми, сопровождаемые выразительно интони-рованной речью, закладывает основы формирования речевых функ¬ций. Во второй половине года степень зрелости слуховой системы достаточна для формирования фонетического слуха, функции которо¬го — выделение и анализ фонетико-фонологической структуры родной речи, что также может рассматриваться в качестве важнейшего психологического новообразования первого года жизни.

К концу первого года жизни возросшие сенсорные и двигательные возможности ре¬бенка приходят в противоречие с системой отношений к нему как к слабому и беспомощному существу, что порождает кризис первого года жизни, наступление которого условно совпадает с концом первого года. Частое проявление тревоги и праха порождает содержание кризиса первого года жизни, кризис доверия к жизни и своим возможностям. Дети, новые желания и индивидуальные проявле¬ния которых принимаются родителями, проходят этот сложный период с положительным результатом в виде принятия родителей и позитивного отношения к социальным условиям, а также, что крайне важно — с хорошим здоровьем. Младенцы, у которых ро¬дители, прежде всего мать, сохраняют прежние связи с ними, не признавая новых черт в их поведении и появившегося стремления к самостоятельности, отличаются повышенной раздражительно¬стью и высокой тревожностью, часто проявляют неадекватные от-рицательные эмоции. В дальнейшем, после выхода из кризиса, они характеризуются недоверием к своим возможностям и своему ок¬ружению. Таким образом, выход из кризиса первого года жизни усиливает индивидуальные отличия детей друг от друга.

Психологические новообразования раннего возраста и кризис трех лет.

Возраст трех лет — это второй этап обретения самостоятельности и разрыва связей не только с матерью, но и другими близкими. Если на границе первого года жизни младенец приобретает свободу перемещения в пространстве и тем самым становится достаточно автономным, то при переходе от раннего к дошкольному возрасту происходит первое обретение своего «Я».

психологическими новообразованиями раннего возраста являются:

- становление импрессивной и экспрессивной речи, формирование достаточного словаря для включения в общение вербальных средств;

- начало освоения первичных мыслительных операций: классификации и обобщения;

- начало оформления структуры интеллекта за счет невербального и вербального его компонентов;

- освоение предметно-манипулятивной деятельности в качестве ведущего вида;

- начало формирования самооценки и поло-ролевой идентичности в качестве ядра «Я-образа»;

- завершение развития базисных эмоций: страха, гнева, радости и удивления;

- оформление социальной и промежуточной мотивации: общения, познания, самоутверждения и достижения цели;

- начало формирования психологических защит.

В отечественной психологии описание сущности кризиса трех лет было дано JI. С. Выготским. Он рассматривает семь основных его симптомов.

1. Проявление негативизма в поведении ребенка. Негативизм характеризуется тем, что поступки ребенка, в основном, идут вразрез с требованиями взрослых. Негативизм можно рассматривать как реакцию не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых, поэтому он вынуждает ребенка поступать часто вопреки своему собственному желанию. Причем, поведение на основе негативизма заставляет взрослых применять санкции по отношению к ребенку, что, очевидно, порождает дальнейшие и иногда сильные эмоции со слезами и проявлением обиды и гнева на всех взрослых и как следствие — интенсивное формирование психологической защиты.

2. Упрямство как черта личности, которое необходимо отличать от настойчивости. Упрямство как реакция характеризуется тем, что ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого ему очень хочется, а потому, что он как личность этого потребовал.

3.Строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, согласно которым формировался его прежний образа жизни.

4. Сочетание своеволия и своенравия в поведении ребенка. Оно заключается в гипертрофированной тенденции к самостоятельности, что необходимо иметь в виду, когда раздается из уст ребенка знаменитое «Я сам!».

5. Протестом; однако он проявляется не у всех трехлетних детей. На многие ситуации дома и в детском саду ребенок реагирует негативным эмоциональным комплексом с обидой, злостью и неудовольствием, чего раньше не замечалось.

6. Обесценивание, которое может проявляться в несвойственных ребенку негативных эмоциональных реакциях, например: ребенок из хорошей семьи вдруг начинает ругаться.

7. Седьмой симптом — стремление к деспотизму также не обязателен в структуре симптомокомплекса этого кризиса. У некоторых избалованных детей, привыкших быть в центре внимания, появляется желание проявлять власть по отношению к окружающим.

Кризис семи лет и психологические новообразования дошкольного возраста

Кризис семи лет характе¬ризуется следующими особенностями поведения старшего дошкольника:

1. Потеря спонтанности и непосредственности поведения. Ребе¬нок уже способен понимать, чем может обернуться лично для него реализация того или иного желания, против которого возражают старшие члены семьи или воспитательница в ДОУ. Если ранее по¬ведение зависело в значительной степени от его желаний и чувств, то на границе старшего дошкольного и младшего школьного воз¬растов впервые в жизни человека появляется возможность торможе-ния импульсивных поведенческих реакций и оценки социальных последствий их спонтанности и непосредственности.

2. Сложности и противоречия внутреннего мира. Эти проблемы проявляются в такой особенности поведения ребенка как манерни чание и своеобразное кокетство. Владея уже достаточным числом социальных ролей и имея личный опыт наблюдений за взрослыми, он примеряет на себя эти роли и маски. В ситуациях социальных конфликтов или сложного для себя выбора он часто начинает иг¬рать ту или иную роль, кого-то из себя изображая и при этом скры¬вая истинные свои мотивы и чувства. Эта особенность поведения дошкольника еще раз служит знаком формирующегося самосозна¬ния и когнитивного компонента «Я-концепции».

3. С первыми двумя особенностями поведения ребенка связан третий симптом кризиса семи лет — симптом «горькой конфеты». Старший дошкольник в конфликтах, когда ситуация складывается не в его пользу и ему угрожает социальное порицание, старается свое негативное эмоциональное состояние не проявлять открыто в виде слез, а скрыть его от окружающих.

4. Антисоциальные способы решения ребенком его жизненных задач..Далеко не всегда старшие дошкольники в ситуациях невозможности удовлетворения своих потребностей смиряются с неудачей и проявляют досаду и огорчение в форме немотивированной агрессии. Некоторые дети в этих ситуациях находят не принятые и порицаемые способы дости¬жения своих целей.

5. Иногда сложности кризисного периода проявляются в абсолют¬но пассивном поведении, что, естественно, беспокоит близких не в меньшей степени, чем агрессия или воровство у других детей. Соци¬альная пассивность сопровождается апатией, усталостью и чрезмер¬ной рассеянностью, в связи с чем дошкольника трудно вовлечь в какую-либо совместную деятельность. Эти отклонения в самочувст¬вии и поведении ребенка — грозный симптом нарастающей невротизации или начинающегося соматического заболевания, что требу¬ет своевременного обращения к врачу.

Все отмеченные проявления кризиса семи лет в своем развитии приводят к следующим психологическим новообразованиям ребенка:

1. Важнейшая и новая чер¬та мотивационно-потребностной системы старшего дошкольника — это ее индивидуализация и оформление иерархической структуры.

2. Результатом изменения эмоционально-мотивационной сферы явля¬ется первичное представление о важнейших нравственных понятиях добра и зла.

3. Обогащение и развитие системы психологических защит. Воз¬растная динамика системы психологических защит связана с появ¬лением и использованием высших эго-защитных механизмов, таких как: интроекция и проекция, компенсация.

4. Завершение первичного этапа формирования самосознания. Происходит «закладка» когнитивного компонента «Я-концепции» как результата накоплен¬ного социального опыта конфликтных отношений и решения своих жизненных задач.

5. Развитие произвольности поведения. Произвольность поведе¬ния становится возможной благодаря началу формирования произ¬вольности внимания, памяти и воображения, которые определяют достаточно высокую произвольность предметно-образного мышле¬ния и дают стимул к интенсификации развития вербального и соци¬ального интеллекта.фф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризисы детей дошкольного возраста

Помощь родителям и воспитателям в понимании ребёнка в кризисные периоды с 3 до 7 лет....

Возрастные кризисы детей дошкольного возраста

      Многие родители и не догадываются, что первый кризис настигает их малышей сразу после рождения. Только представьте: совсем недавно кроха был там, где тепло, комфортно и уют...

статья. Кризисы в дошкольном возрасте, их содержание и психологические новообразования.

Понятие кризис. Обязательность и относительно константное содержание кризисов в дошкольном возрасте, их симптоматика и психологические новообразования (Э.Эриксон, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). К кризи...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

«Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как содержание предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС».

Подготовка  ребёнка к школе – одна из важных задач предшкольного периода развития.  Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией ш...

Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста экологического содержания «Мир птиц»

Систематическая работа с использованием многофункционального пособия в  воспитательно-образовательной работе позволяет получить стабильные и эффективные результаты при объединении индивидуальной ...