ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА, ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ.
статья (подготовительная группа) на тему
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание ПАТРИОТОВ РОССИИ, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_detey_chuvstva_patriotizma.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ «Детский сад № 21» Московского района Санкт-Петербурга.
Воспитатель ст.-подг. группы - Белоусова Татьяна Александровна.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА,
ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание ПАТРИОТОВ РОССИИ, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г. Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социально-культурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – РОДНОГО ГОРОДА. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.
Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и ГОРОД в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.
Исходя из этого, данная работа включает целый КОМПЛЕКС ЗАДАЧ:
1. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, ГОРОДУ;
2. формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;
3. воспитание уважения к труду;
4. развитие интереса к русским традициям и промыслам;
5. формирование элементарных знаний о правах человека;
6. расширение представлений о России, ее столице;
7. знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
8. развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
9. формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, решая задачи нравственно - патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие ПРИНЦИПЫ:
1. “позитивный центризм” ( отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
3. Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
4. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту, баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
5. Деятельный подход;
6. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:
1. Создание благоприятных материально - технических и социальных условий;
2. Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
3. Последовательная ориентация на культурную сообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
4. Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далекому” – от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, к ГОРОДУ, до любви к РОДНОЙ СТРАНЕ.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной, РОДНОЙ ГОРОД. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Задача воспитывать у детей чувство привязанности к какой-то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах в городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе “За что я люблю свой город” дети вспомнят то, что о нем узнали.
Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их ГОРОД – частица РОДИНЫ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание.
В докладе рассматривается воспитание патриотизма у детей по средством экологического воспитания. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается и...
«Рекомендации для родителей по форми-рованию чувства патриотизма, любви к род-ному городу, республике».*
Консультация для родителей....
«Формирование чувств патриотизма, любви к родному городу, к России у дошкольников»
"Формирование чувств патриотизма, любви к родному городжу, к России у дошкольников"...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –02.05 2016. 06.05.2016) Группа средняя Тема: День победы Цель: Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей стра
Планированире работы на неделю...
«Формирование чувства патриотизма, любви к родному краю, к России» - консультация для педагогов
В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России....
Создание образовательного пространства, способствующего формированию чувства патриотизма, воспитанию любви к Отечеству и малой Родине.
Краеведение. Воспитание любви к Отечеству. малой Родине....
Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, к России у дошкольников
Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, к России у дошкольников...