ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА, ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ.
статья (подготовительная группа) на тему

           В  проекте   Национальной  доктрины  образования    в   Российской    Федерации    подчеркивается,     что    “система    образования     призвана     обеспечить    воспитание ПАТРИОТОВ      РОССИИ,      граждан      правового демократического,     социального         государства,    уважающих    права    и    свободы    личности,    обладающих     высокой         нравственностью    и   проявляющих   национальную    и    религиозную    терпимость”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_u_detey_chuvstva_patriotizma.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ   «Детский  сад  №  21»   Московского   района   Санкт-Петербурга.

Воспитатель  ст.-подг.  группы - Белоусова  Татьяна Александровна.

ФОРМИРОВАНИЕ   У  ДЕТЕЙ  ЧУВСТВА   ПАТРИОТИЗМА,

ЛЮБВИ   К  РОДНОМУ  ГОРОДУ.

           В  проекте   Национальной  доктрины  образования    в   Российской    Федерации    подчеркивается,     что    “система    образования     призвана     обеспечить    воспитание ПАТРИОТОВ      РОССИИ,      граждан      правового демократического,     социального         государства,    уважающих    права    и    свободы    личности,    обладающих     высокой         нравственностью    и   проявляющих   национальную    и    религиозную    терпимость”.

       Реализация  такой  системы образования  невозможна  без  знаний   традиций   своей   Родины,   своего   края.   В основе   этого   сложного   педагогического   процесса  лежит   развитие   чувств.   Воспитанию    нравственных  чувств  в  истории   педагогики   всегда уделялось  большое  внимание.    В. Г.  Белинский,  К. Д. Ушинский,  Н. А. Добролюбов   и   другие    считали,   что   воспитание    в    ребёнке    гражданина     своей     Родины   неотделимо    от   воспитания    в    нём    гуманных   чувств:   доброты, справедливости,   способности   противостоять   лжи   и жестокости.  В. А. Сухомлинский  считал,  что  с малых лет    важно,   воспитывая    чувства,   учить   ребёнка  соразмерять    собственные    желания    с    интересами    других.  Тот,  кто  во  имя   своих   желаний    отбрасывает   в сторону    законы    совести     и    справедливости,    никогда    не    станет    настоящим    человеком    и   гражданином.   Академик  Д.С. Лихачёв   говорил:  «Воспитание  любви  к  родному  краю,  к   родной   культуре,  к   родному  городу,  к  родной   речи  –  задача  первостепенной   важности,  и  нет  необходимости   это  доказывать.  

      Но  как   воспитать   эту   любовь?   Она  начинается  с   малого  –  с  любви   к  своей  семье,   к   своему   дому.   Постоянно    расширяясь,    эта    любовь    к    родному переходит    в   любовь    к   своему   государству,   к   его   истории,   его   прошлому   и   настоящему,   а  затем   ко  всему    человечеству».

        Важность      патриотического      воспитания      в    современных     условиях   подчёркнута   в   специальной   программе     «Патриотическое    воспитание    граждан Российской    Федерации    на  2001 – 2005  гг.»,   утверждённой    Правительством   РФ    от   16.02.2001 г.    Ориентированная     на     все   социальные     слои     и    возрастные    группы    граждан    России,     программа определяет      основные     пути      развития     системы     патриотического      воспитания,      обосновывает     его    содержание     в    современных    условиях,    намечает пути    и    механизмы    реализации    программы.

      Особое   место  в  программе   уделено  воспитанию патриотизма   у  подрастающего     поколения.    Ведь  формирование   отношения   к   стране   и   государству,  где    живёт   человек,    начинается    с    детства.

      Исследования   в   области  дошкольной  педагогики  и  психологии  свидетельствуют  о  том,   что  именно  в   дошкольном      возрасте      закладываются      базисные   основы   личности,  начинается   процесс  становления  и  формирования   социально-культурного     опыта,   «складывается»    человек.

      Воспитание   патриотических  чувств   на   современном   этапе   развития   общества   обязывают    ДОУ   развивать    познавательный    интерес,    любовь     к    Родине,     её историко-культурному    наследию.

      Становление    человека     как    гражданина    должно    начинаться     с    его    малой Родины  –  РОДНОГО    ГОРОДА.    Невозможно     вырастить     настоящего     патриота    без    знания    истории.

       Обращение     к    отеческому    наследию    воспитывает    уважение    к    земле,    на    которой    живёт    ребёнок,    гордость    за    неё.    Поэтому   детям   необходимо   знать уклад    жизни,    быт,    обряды,    верования,    историю своих    предков,   их    культуру.

        Дети   младшего   возраста   должны    знать:    название    своей   улицы   и   той,   на которой    находиться   детский   сад.   Внимание   детей   постарше   нужно   привлечь   к объектам,  которые   расположены   на   ближайших   улицах:    школа,   почта,    магазин,   аптека   и    т.  д.,   рассказать   об   их назначении,   подчеркнуть,  что   всё   это   создано  для    удобства    людей.

        Диапазон     объектов,       с     которыми      знакомят      старших     дошкольников,   расширяется:     это  район    и    ГОРОД     в     целом,      его      достопримечательности, исторические     места     и    памятники.     Детям     объясняют,     в    честь    кого    они  воздвигнуты,   старший   дошкольник  должен   знать   название    своего   города,   своей  улицы,  прилегающих   к  ней  улиц;   в  честь  кого  они  названы.   Ему   объясняют,  что  у   каждого   человека   есть  родной    дом   и   город,    где   он   родился   и   живёт.

           К    концу    дошкольного    периода     ребенок    должен    знать:     нашу     страну      населяют      люди      разных    национальностей;   у   каждого   народа   есть   свой   язык, обычаи   и   традиции,  искусство   и   архитектура;   каждый  народ   талантлив   и   богат   умельцами,     музыкантами,     художниками      и    так    далее.      Быть     гражданином, патриотом  –  это    непременно    быть    интернационалистом.     Поэтому     воспитание   любви    к   своему    Отечеству,   гордости    за    свою    страну    должно    сочетаться    с формированием     доброжелательного    отношения     к   культуре    других   народов,    к  каждому     в    отдельности,     независимо     от    цвета     кожи     и     вероисповедания. Безусловно,    гуманное    отношение    к   людям    разных   национальностей    создается    у    ребенка    в   первую    очередь   под   влиянием   родителей    и   педагогов.

        Исходя   из   этого,   данная   работа    включает   целый     КОМПЛЕКС   ЗАДАЧ:

   1. воспитание   у  ребенка   любви   и   привязанности  к  своей  семье,   дому,   детскому саду,  улице,   ГОРОДУ;

   2. формирование   бережного   отношения    к   природе   и   ко   всему   живому;

   3. воспитание    уважения    к    труду;

   4. развитие     интереса     к     русским     традициям     и   промыслам;

   5. формирование    элементарных    знаний     о    правах   человека;

   6. расширение   представлений   о  России,   ее  столице;

   7. знакомство  детей   с  символами     государства:     гербом,     флагом,     гимном;

   8. развитие    чувства    ответственности   и    гордости    за    достижения   Родины;

   9. формирование   толерантности,  чувства   уважения  и  симпатии   к  другим   людям,   народам,    их   традициям.

       Эти   задачи   решаются    во   всех   видах   детской   деятельности:   на  занятиях,  в  играх,  в  труде,  в  быту и  т.д., так как  воспитывает  в ребенке патриота  вся  его жизнь:  в  детском  саду  и  дома,  его  взаимоотношение  со   взрослыми   и   сверстниками.

       Таким     образом,     решая     задачи     нравственно - патриотического    воспитания,  каждый    педагог    должен    строить    свою    работу    в    соответствии    с    местными условиями      и     особенностями     детей,      учитывая     следующие      ПРИНЦИПЫ:

     1.  “позитивный      центризм”       ( отбор     знаний,     наиболее     актуальных     для  ребенка    данного    возраста);

     2.   Непрерывность      и       преемственность    педагогического      процесса;

     3. Дифференцированный    подход   к   каждому   ребенку,   максимальный   учет   его психологических   особенностей,   возможностей    и   интересов;

     4.  Рациональное      сочетание      разных      видов     деятельности,       адекватной      возрасту,       баланс    интеллектуальных,  эмоциональных   и   двигательных   нагрузок;

     5. Деятельный      подход;

     6. Развивающий    характер    обучения,   основанный    на    детской    активности.

             Для     реализации      нравственно-патриотического  воспитания    дошкольников    необходимо:

   1. Создание    благоприятных    материально - технических    и    социальных    условий;

   2. Обновление      содержания      образования,      отбор    наиболее    интересного     и          доступного     материала    с    опорой    на    опыт    и    чувства    детей;

   3. Последовательная     ориентация     на     культурную    сообразность    образования,    призванного    обеспечить    формирование    духовного    мира    человека;

   4. Тесный   контакт    по   данной    проблеме   с   семьей,   опора    на    ее    традиции    и    опыт.

       Принято   считать,   что   путь   воспитания   любви   к  Отечеству   выстраивается    в  логике  “от  близкого  к   далекому” – от  любви  к  родителям (точнее  к  родному  дому),   к   детскому   саду,   к   улице,   к  ГОРОДУ,   до   любви     к     РОДНОЙ     СТРАНЕ.

       Чувство  Родины  начинается   с  восхищения   тем, что  видит  перед  собой  малыш,   чему    он   изумляется    и   что   вызывает    отклик    в   его   душе.     И   хотя    многие впечатления    ещё    не   осознаны    им    глубоко,    но,   пропущенные    через   детское  восприятие,  они   играют   огромную   роль   в   становлении   личности   патриота.

        Любой     край,    область,    даже    небольшая    деревня    неповторимы    в    своей   природе,    людях   и    их   труде,   замечательном       народном       творчестве.     Отбор соответствующего     материала     позволяет     сформировать     у     дошкольников   представление    о   том,    чем    славен     край    родной,     РОДНОЙ      ГОРОД.     Надо  показать    ребёнку,    что   родной    город    славен    своей    историей,    традициями,  достопримечательностями,    памятниками,    лучшими    людьми.

          Задача       воспитывать       у      детей       чувство    привязанности     к    какой-то   части     родного     города     по    отношению    к    дошкольникам     трудновыполнима.    Можно   рассказать    детям   о   своих   любимых    местах   в      городе,       постараться       через    иллюстрации,  фотографии,   открытки   показать  им   не  только  всю  панораму   города,   но   и   отдельные   места.   Можно  провести    несколько    бесед,   например   о    парках, о   памятниках   и  др.  Важно,  чтобы  познавательный материал    был    понятен   детям,    вызывал    интерес,   желание   посетить   эти   места.   В   обобщающей    беседе  “За   что   я   люблю   свой   город”   дети   вспомнят   то,   что    о    нем    узнали.

          Воспитывая    у    детей     любовь     к    родному   городу,    необходимо   подвести    их    к   пониманию,    что    их    ГОРОД  –  частица    РОДИНЫ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание.

В докладе рассматривается воспитание патриотизма у детей по средством экологического воспитания. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается и...

«Формирование чувств патриотизма, любви к родному городу, к России у дошкольников»

"Формирование чувств патриотизма, любви к родному городжу, к России у дошкольников"...

«Формирование чувства патриотизма, любви к родному краю, к России» - консультация для педагогов

    В наше время стала очень актуальной проблема  формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России....

Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, к России у дошкольников

Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, к России у дошкольников...