Мои работы
занимательные факты (развитие речи, старшая группа) на тему

Османова Лала Нусрадовна

Детям с ОНР трудно запоминать речевой материал. Я стараюсь составлять стихи так, чтобы систематизировать знания детей о предмете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\ADMIN\Мои документы\Мои рисунки\буквы.bmp

 «Предупреждение оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте».

Коррекционная работа в этом направлении ведётся в течение 2-х лет, в старшей и подготовительной к школе группах.

Неустойчивость зрительных впечатлений и представлений затрудняет ребёнку процесс узнавания сходных по начертанию букв при обучении грамоте, что и приводит к оптико-пространственной дисграфии.

Данную предпосылку важно выявить и устранить до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы он не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память руки», о чём говорится в исследованиях Г.А.Волковой.

Закрепление в памяти ребёнка неправильных образов букв приводит к возникновению ошибок на письме в начальной школе.  Вот примерные виды этих  ошибок.

Коррекционная работа по профилактике оптико-пространственной дисграфии делится на 2 этапа:

- подготовительный этап (в старшей группе)

-основной этап (работа с буквами в подготовительной группе)

На  1-ом этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению, а именно:

- развивается зрительное внимание, дети начинают  адекватно воспринимать величину и форму предметов, их зрительное восприятие становится целостным и избирательным.

- развивается зрительная память.

- формируются способности ориентироваться в схеме своего тела, в окружающем пространстве, в частности, в малом пространстве.

1 Развитие концентрации внимания и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

Детям предлагаются такие задания:

- назвать, что изображено на картине.

- выделить из множества картинок заданные по определённой теме.

-выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.

- соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с фигурами нижнего ряда.

- соотнести чёрно-белые изображения предметов с цветными.

- узнать предмет по контурному изображению.

- соотнести предметы с их чёрными силуэтами.

- найти различия в двух предметных картинках.

- узнать предметы, наложенные друг на друга.

- узнать зашумлённые предметы.

- найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.

- найти одинаковые предметы, объекты.

- назвать недорисованные изображения предметов.

- определить, что неправильно нарисовал художник.

- найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.

- найти спрятанные в рисунках предметы.

- найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.

- синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, паззлы,  « заплатки»)

- угадать предметы по отдельным деталям.

- «лабиринты»

2 Развитие зрительной памяти

 Детям  можно предложить след.задания:

- запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.

- запомнить ряд предметов

- запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести  эти фигуры на листе бумаги.

- восстановить пары картинок.

- восстановить первоначальные варианты картинок

- сравнить 2 картинки и найти их отличия.

- Запомнить расположение палочек ( спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе. ( в хаотичном порядке или в виде геометр.фигур)

3.Развитие пространственных      представлений:

Формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.

Вот примеры заданий.

- назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке

- назвать, что выше, что ниже.

- показать и назвать действие,  которые можно совершать верхними частями тела.

- показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами)

- выполнить движения только в направлении вперёд  (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы)

- выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывания головы)

- назвать и показать правые и левые части тела.

- выполнить движения только в направлении направо

- выполнить движения только в направлении налево

- предложить ребёнку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха

-назвать как можно больше предметов, которые находятся справа, слева, спереди, сзади.

-назвать предметы, которые расположены высоко, низко, далеко, близко.

-выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад

- попросить ребёнка нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: - в правом верхнем углу-квадрат, в верхнем левом углу-овал и т.п.

- предложить ребёнку провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.

- предложить ребёнку закончить строчку по образцу (ребёнок выполняет задание на листе в крупную клетку)

- пространственные слуховые диктанты.

- отработать правильность употребления предлогов перед, за, между, после, около, рядом, на, под, над, в.

- отработать правильность употребления противоположных понятий (антонимов)

На 2 этапе дети  учатся распознавать графемы  (буквенный гнозис)

Задания на узнавание букв  

-найти букву среди ряда других букв.

-назвать  или напечатать  буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.

-определить  буквы, расположенные неправильно.

-обвести контуры букв, добавить недостающий элемент.

-выделить буквы, наложенные друг на друга.

-восстановить слова из букв.

-вставить в слово пропущенную  букву.

-восстановить слова, используя заданные слоги.

Итак, поэтапная коррекционно-профилактическая работа с детьми

с     использованием специально подобранных приёмов и заданий по развитию зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве, развитию зрительно-моторной координации помогают сформировать у дошкольников с ОНР

навыки оптически грамотного чтения и письма и значительно повышают у них шансы на успешное обучение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...