"Знакомство с инструментами К.Орфа" консультация - практикум для родителей
методическая разработка
Цель: Повышение внимания родителей к музыкальным играм, речевым упражнениям на развитие у детей творческой активности, умении импровизировать и музицировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство с инструментами К. Орфа»
Консультация - практикум для родителей
Материал подготовила
Музыкальный руководитель
МБДОУ №57 «Дюймовочка»
Береговина Лариса Николаевна
Цель: Повышение внимания родителей к музыкальным играм, речевым упражнениям на развитие творческой активности, умении импровизировать и музицировать.
Задачи:
- Познакомить родителей с инструментами К. Орфа, музыкальными играми, речевыми упражнениями на развитие творчества у детей.
- Оказать помощь в создании картотеки с любимыми играми детей.
План консультации – практикума:
1.Теоретическая часть.
2.Практическая часть.
3.Список литературы.
Теоретическая часть.
Немецкий музыкант и педагог Карл Орф на протяжении многих лет вёл экспериментальную работу, результаты этих музыкально-педагогических экспериментов обобщены в пособие по музыкальному воспитанию сборник «Шульверк» (школа движения). Пособие «Шульверк» не является методом, а представляет собой дидактическую концепцию по приобщению детей к музыке, к активной творческой деятельности.
Цель орфовской системы – воспитание творческой личности через игру, движение.
Задачи:
- привить любовь к музыке, через радость творчества.
- развить индивидуальность в коллективном творчестве.
- помочь всем детям овладеть основами музыки, но это не значит приобретение каких – то знаний, а главное умение ими творчески оперировать.
- Развивать в детях умение музицировать – свободно обращаться с инструментами, выражать себя в музыке.
Карл Орф создал для музыкального воспитания специальный комплект инструментов, называется обычно «Орфовский набор». Основу составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили – колокольчиковые. Так называют разновидность металлофона (маленького размера) за чудесный, звонкий, чистый и очень высокий звук. Все эти инструменты принять называть ударными по способу игры. Они разделяются на мелодические металлофоны, ксилофоны, глокеншпили – и шумовые различных видов (тарелки, палочки, трещётки, треугольники, констаньеты).
Прообразом орфовских ксилофонов был африканский ксилофон «мариба», в котором резонатором для деревянных платин служили высушенные тыквы. Разнообразие шумовых колористических инструментов используемых трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы, колокольчики, тарелочки, бубны, деревянные коробочки и палочки, маракасы и т.д.
Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определённой высоты. По ним ударяют деревянными или металлическими палочками. Орфовские инструменты обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и как нельзя более подходит в качестве аккомпанемента к пению детей. завораживающая чарующая красота звучания орфовских инструментов притягательна для детей, что даёт возможность педагогу с первого занятия привлечь внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Ведь знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой в мир музыки. Создание этого инструментария было особой задачей Карла Орфа. Лишь с помощью этих инструментов может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одарённости, и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения.
Практическая часть.
Особое, очень важное внимание в концепции Орфа уделяется музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов».
«Звучащие жесты» - это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам и груди, притопы ногами, щелчки пальцами.
Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была «заимствована» Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогике. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях при отсутствии других инструментов.
4 основных тембра – это четыре природных инструмента:
Притопы, шлепки, щелчки, хлопки.
Самый доступный для детей вид музыкального творчества – импровизация, когда исполнение и сочинение происходит одновременно. В импровизации творческий замысел реализуется без предварительной подготовки, экспромтом и сразу в законченном виде. Первостепенная роль отводится – ритму и музыкально-ритмическому воспитанию на основе движений. Ритм лежит в основе. Дидактический материал (речевые упражнения, связанные с ритмизацией слов, рифмованные и не римфованные тексты) составляется таким образом, чтобы восприятие детьми ритмических формул было последовательно и по степени их усложения:
Речевые упражнения .
Спят и травы, и цветы…
Баю, баю, спи и ты.
Ты беги, беги лошадка
По дорожке ровной, гладкой.
Мимо леса на поляне
Прямо к папе, прямо к маме.
Ай, мороз, ай мороз,
Не щипли ты за нос!
Выгляни солнышко,
Пусть зреет зёрнышко.
Некоторые формулы комбинаций основных ритмических формул:
Кап-кап…кто там?
Кап-кап… что там?
Ты ответь прямо
Не стучи в раму.
Небо синее, роща в инее,
Утро раннее, всё румянее.
Тёрли свинки друг другу спинки,
Мыли хвостики – крючки, отмывали пятачки.
Закрепление ритмических формул успешно проходит в процессе таких игр:
«Эхо»
Педагог задаёт ритмическую схему, а дети тихо самостоятельно повторяют ритмическую схему;
«Досочини ритм»
Педагог задаёт ритмическую схему, а ребёнок продолжает;
«Вопрос - ответ»
Педагог спрашивает, а ребёнок без предварительной подготовки отвечает.
Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку.
Пример «Теремок»
Использование инструментов:
Теремок – ложки
Тук-тук – деревянная коробочка или два кубика
Мышка – треугольник
Лягушка – бубен
Зайка – ксилофон
Волк – костаньеты
Медведь – барабан
Теремок развалился – все инструменты вместе.
Рассказывая сказку детям старших и подготовительных групп, можно пропускать слова, обозначающие персонажей, пусть звучит в это время инструмент озвучивающий его:
«Стоит в поле……..(играют ложки);
Он не низок не высок,
Бежала мимо……(играет треугольник) и т.д.
В конце слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее мышление, воображение и память.
Список используемой литературы:
- Дошкольное воспитание – №5, №9 2000г;
- Статья С. Л. Долгушина «Импровизация на элементарных музыкальных инструментах как один из видов продуктивного, творческого компонента музыкального мышления детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Ознакомить р...

Семинар – практикум для родителей «Знакомство с авторскими развивающими играми»
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры...
практикум для родителей "Знакомство детей с почвой".
Исследовательская деятельность детей совместно с родителями....

Семинар-практикум для родителей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Ознакомить родителей с многообрази...

"Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки" из опыта работы.
Цель:использование образовательных возможностей социокультурного пространства в развитии, воспитании детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию. Задачи: • расширять знания д...

проект "Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки"
Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки ...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство народными инструментами. Презентация лэпбука «Народные инструменты
Воспитание толерантности и чувств патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с народными инструментами, с их выразительными возможностями....