Рекомендации родителям. Предлагаем поиграть с детьми дома.
материал (средняя группа) на тему

Новикова Наталья Адамовна

Материал для родителей дошкольников разных возрастных групп. Представлены игры для развития фонематического слуха, обогащения и активизации словарного запаса, формирования грамматического строя речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации

родителям дошкольников, посещающих среднюю группу детского сада

Предлагаем поиграть с детьми дома

Учите маленького ребенка управлять своим слухом, сравнивать и различать звуки, развивайте фонематический слух.

«Выдели слово»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленке, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех этих словах?»

Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь). И спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.

«Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных .

Гора, гора, гора, нора, гора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра, похожа на предыдущую, но гласный уже стоит в середине слова: зал, жук, дом, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.

«Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери и т. д. Ударение опять падает на искомый звук.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.

«Цепочка»

От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом — мак — кот — топор — рука.

Развивайте, обогащайте и активизируйте словарный запас ребенка.

«Что делает?»

Лампочка...(горит).

Корова...(мычит).

Доктор...(лечит).

«Небылица»

Бабочка плавает, а рыбка летает.

Мышка рычит, а медведь пищит.

Метла рубит, а топор подметает.

Огонь льется, а вода горит.

Гусь кудахчет, а курица гогочет.

«Игра с мячом»

Ребенок получает мяч и называет обратное действие:

залезть - …

вбежать - …

въехать - …

скатиться - … (И т. п.)

«Расскажи о предмете»

Ложка какая? (Большая) А еще какая? (Железная, твердая...)

Стол какой? (Деревянный.)

Лопата какая? (Тяжелая.)

Ваза какая? (Хрустальная.)

«Назови одним словом»

Рубашка, майка, свитер, брюки — это...(одежда).

Сандалии, ботинки, сапоги — это...(обувь).

Картошка, капуста, свекла — это...(овощи).

«Один-много»

Мяч — много мячей.

Лягушка — много...(лягушек).

Диван — много...(диванов).

Белка — много...(белок).

Повар — много...(поваров).

Кресло — много...(кресел).

Машина — много...(машин).

«Чем похожи?»

Яблоко и арбуз; кошка и собака; стол и стул.

«Наоборот»

Дорога широкая, а тропинка...

Пластилин мягкий, а камень...

Чай горячий, а мороженое...

 Формируйте грамматический строй речи ребенка.

«Игрушки»

Про какие игрушки можно сказать мой, моя? Придумай и назови слова, про которые можно сказать мой и моя.

«Назови ласково» (игра с мячом)

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, стол), а ребенок, возвращая мяч, называет второе (столик).

«Где сидит птица?»

В два ряда разложены картинки. В верхнем ряду: ворона, воробей, сова, дятел, синица. В нижнем ряду: забор, трава, ветка, дерево, куст. Ребенок составляет предложения. Например:

Ворона сидит на заборе.

Дятел сидит на дереве.

Воробей сидит в траве.

Синица сидит на кусте.

Сова сидит на ветке.

«Назови много»

Взрослый произносит предложение, ребенок договаривает последнее слово и повторяет предложение.

У меня лист, а на дереве...(листья).

У меня ветка, а на дереве...(ветки).

У меня ромашка, а в поле...(ромашки).

«Сундучок с картинками»

Взрослый читает стихотворение, ребенок вытаскивает картинку и называет.

Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Таня, подходи,

Вынь картинку, назови.

Взрослый спрашивает: «Что ты вытащила?» - «Я вытащила красное яблоко, синее ведро и т.д.»

 Уважаемые родители, помните! Чем раньше Вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Рекомендации

родителям дошкольников, посещающих старшую группу детского сада

Предлагаем поиграть с детьми дома

 Ребёнок уже хорошо слышит звуки. Выполняйте с ним задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, с подбором слов на определённые звуки.

«Запретное слово»

Ребенку предлагается повторить за взрослым все слова, кроме одного, например «лампочка».

«Будь внимательным»

Ребенку предлагается поднять руку (хлопнуть в ладоши, сделать шаг вперед и т. д.), когда он услышит заданный взрослым звук. Повторяется несколько раз с разными звуками.

«Определи место звука в слове»

Какой первый звук в слове «утка»? Последний звук в слове «кенгуру»? На каком месте стоит звук У в слове «паучок» (в начале, середине или конце слова)?

«Подбери слово»

Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука (например: А, О, И, У, С).

«Гласные в слове»

Ребенок выделяет и записывает только гласные буквы в слове (например: мама, диван, утка, дым).

«Сложить слова из первых звуков»

Ребенок определяет первый звук в каждом из предложенных слов, из них составляет слова.

«Путаница»

Взрослый медленно читает короткие стихи, в которых одно слово неправильное. Ребенку нужно отгадать, что это за слово. Например:

Огурцы играют в прятки,

Малыши растут на грядке,

Мушкетеры спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Волки плавают по дну,

Щуки воют на луну...

 Пополняйте словарный запас у детей. Проводите специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

«Наоборот»

Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением.

Например: высоко - ...(низко), потерял - ...(нашел).

«Закончи фразу»

Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенку нужно назвать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон...(кислый); река широкая, а ручей...(узкий).

«Сравни!»

Взрослый предлагает ребенку сравнить.

Например: по вкусу: горчицу и мед; по цвету: снег и сажу; по высоте: дерево и цветок; по возрасту: юношу и старика и т. д.

«Скажи по-другому»

Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу.

Например: отыскать — найти, зябнуть — мерзнуть, шалить — баловаться.

«Продолжи цепочку»

Взрослый называет одно-два слова, а ребенку нужно подобрать как можно больше близких по значению слов.

Например: пища — еда (корм, продукты); жилище — дом (квартира, здание).

«Отгадай»

Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум словам.

Например: сидит, стоит — кто?; льется, журчит — что?

«Кто больше?»

Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.

Например: бежит кто? (Человек, зверь.); что? (Река, ручей, молоко, время.).

 Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д.

 Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану. Например, взрослый предлагает составить загадку про предметы одежды, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят.

 Приучайте ребенка воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, пословицы и поговорки.

Например, взрослый просит ребенка объяснить, что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и тому подобные.

 Давайте ребенку задания в форме увлекательных игр на правильное согласование числительных с существительными, образовывание относительных прилагательных и согласование местоимений с глаголами.

«Магазин игрушек»

Взрослый предлагает внимательно посмотреть на полку и назвать игрушки, которые на ней лежат. Подсказать, какие игрушки надо купить ребенку. Подсказка: цвет пятнышка у них на табличке и цвет игрушки совпадают. Например: «Девочка купит одно яблоко, одну зебру и одного слона».

«Поваренок»

Взрослый предлагает ребенку догадаться, из чего приготовлены соки и варенье. Как они называются? Например: «Этот сок сделан из слив, он сливовый, а варенье из слив — сливовое».

«Посчитай»

Взрослый предлагает сосчитать, сколько предметов нарисовано. При счете надо следить за правильным и четким произнесением окончаний.

Например: «Одно платье, два..., три..., четыре..., пять платьев. Много чего? Платьев».

«Кто как передвигается?» (игра с мячом)

Взрослый, бросая мяч ребенку. Задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

В з р о с л ы й. Кто летает?

Р е б е н о к. летают птицы, бабочки, мухи, жуки.

В з р о с л ы й. Кто плавает?

Ре б е н о к. плавают рыбы, киты, акулы.

«Я — мы»

Взрослый читает двустишия, в которых местоимения и глаголы употребляются в единственном числе. Ребенок повторяет так, чтобы местоимения и глаголы были употреблены во множественном числе.

Я бегу, бегу, бегу,                                     Мы бежим, бежим, бежим,

Я на месте не стою.                                 Мы на месте не стоим.

Я гуляю, загораю,                                    Мы гуляем, загораем,

Землянику собираю.                                Землянику собираем.

На скамейке я сижу                                  На скамейке мы сидим

И о чем-то говорю.                                   И о чем-то говорим.

 Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны.  Обсуждайте увиденное после посещения культурных мероприятий. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте свое.

Рекомендации

родителям дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу

Предлагаем поиграть с детьми дома

Облегчайте дошкольнику процесс освоения правильным звукопроизношением, а в дальнейшем — чтением и письмом, упражняя его играми по развитию фонематического восприятия.

«Скажи наоборот»

Взрослый произносит различные слоги, а ребенок произносит слоги наоборот.

Например: ау — уа, ры — ыр, ос — со и т. д.

«Сигнальщик»

У ребенка карточки, на одной из которых изображен колокольчик, на другой колокольчик зачеркнут. Если слово начинается с глухого согласного, ребенок показывает зачеркнутый колокольчик, если со звонкого — обычный колокольчик.

«Заколдованное слово»

Взрослый предлагает ребенку «спасти» слово, проговорив все звуки, из которых оно состоит. Сначала следует подбирать односложные слова (например, слово «мяч»), затем слова можно усложнять.

«Телеграфист»

Ребенок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью крандаша.

Например: мар-ме-лад, по-су-да, че-ре-па-ха и т. д.

«Звуковая цепочка»

Взрослый называет первое слово, далее ребенок называет слово, начинающееся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.

Например: весна — автобус — слон — нос — сова и т. д.

«Архитектор»

Ребенок называет слово с заданным звуком и берет одну деталь конструктора. Чем больше правильно названных слов, тем больше и красивее будет его постройка.

«Собери мозаику»

Взрослый предлагает ребенку собрать детали мозаики: зеленые — если в слове заданный звук мягкий; синие — если заданный звук твердый. Одно правильно придуманное слово — одна деталь мозаики.

«Отыщи слово, отыщи звук»

Землю роет старый к...от (крот).

Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла...пу (лампу).

На арену вышли...(тигры),

Мы от страха все притихли.

 Пополняйте словарный запас ребенка.

«По дороге домой»

Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых они проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

«Что я загадал?»

Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый, оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

«Загадай — мы отгадаем»

Составление детьми загадок-описаний.

«Скажи «наоборот»»

Взрослый называет слово, а ребенок — противоположное ему по значению: толстый — тонкий, сильный — слабый, мерзнуть — греться, война — мир и т.д.

«Продолжи цепочку»

Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища — еда — корм — продукты; жилище — дом — квартира — здание; идти — шагать — топать — шлепать; веселый — озорной — смешной и т. д.

 Играйте с ребенком и развивайте грамматический строй речи.

«Из чего сделано?» (игра с мячом)

Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи». А ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Например: Рукавички из меха — меховые. Стакан из стекла — стеклянный. Ваза из хрусталя — хрустальная.

«Чей хвост?»

Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке.

Например: «У зайца какой хвост? - Заячий».

«Скажи «наоборот»».

Взрослый предлагает ребенку посмотреть на мальчика, который делал все наоборот. Мама просит его подойти — он отходит; мама просит убрать игрушки — он разбрасывает; скажет мама: «Повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит ребенка представить, что бы сделал такой мальчик- «наоборот», если бы его попросили: встать; показать ладони; открыть рот; опустить руки; поймать мяч; согнуть руки; положить ручку; отодвинуть стул. (И т. п.)

«Бывает — не бывает»

Взрослый просит ребенка внимательно слушать то, что скажет. Если то, о чем он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает — покачать головой и промолчать.

Взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов: Кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Кот ходит. Дом ходит. Лампа ходит. Рыба ходит. (И т. п.)

«Подбери слово»

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильное, точное действие (глагол).

Рыбка к камню...(отплыла или подплыла), от берега... (переплыла или отплыла), всю реку...(вплыла или переплыла)?

Бабочка к цветку...(отлетела или подлетела), с ветки на цветок...(облетела или перелетела), вокруг капусты...(влетела или облетела), в комнату...(подлетела или влетела)?

Лягушка к бревну...(подпрыгнула или впрыгнула), на бревно...(выпрыгнула или запрыгнула), с бревна...(отпрыгнула или спрыгнула), от журавля...(перепрыгнула или отпрыгнула)?

 Уважаемые родители!

Перечисленные упражнения и игры помогут развить речь Вашего ребенка, что позволит, ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Предлагаю поиграть с ребёнком дома» (дидактические игры по развитию речи)

Консультация для родителей. «Предлагаю поиграть с ребёнком дома»    (дидактические игры по развитию речи)...

Рекомендации родителям Интегрированного занятия с детьми дома для детей 5 лет по теме Космос ФЭМП . "Космическое путешествие".

Рекомендации родителям                      Интегрированного занятия с детьми дома для детей 5 ...

Рекомендации родителям для занятий с детьми дома во время самоизоляции по теме недели "9 мая - День Победы"

Приближается светлый и радостный праздник – 9 мая. В этом году мы отмечаем 75 лет Великой Победе. И сейчас, во время самоизоляции, перед многими родителями возник вопрос «Как орг...

Рекомендации родителям для занятий с детьми дома во время самоизоляции по теме недели «9 мая — День Победы»

Рекомендации родителям для занятий с детьми дома во время самоизоляции по теме недели «9 мая — День Победы» ...

Рекомендации родителям для занятий с детьми дома во время самоизоляции по теме недели «9 мая — День Победы»

1. Расскажите ребёнку о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы». 2. Расскажите о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите фотог...

Рекомендации родителям для повторения с детьми дома

Тема недели "Человек и части его тела"...

Материал для методических рекомендаций родителям для занятий с детьми дома

Рекомендации  родителям для закрепления дома материала по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Старшая группа....