Главные вкладки
Новикова Наталья Адамовна
сайт учителя-логопеда
Профессия: Учитель-логопед
Профессиональные интересы: Система работы по устранению недостатков звукопроизношения у дошкольников
Увлечения: Цветоводство, собаководство
Страна: Россия
Регион: Краснодарский край
Населенный пункт: станица Северская
Место работы: МБДОУ ЦРР-ДС ст. Северской МО Северский район
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/novikova-natalya-adamovnaСтремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
О себе
Образование - высшее. Педагогический стаж - 30 лет. Замужем. Сыну 24 года. Свободное от работы время люблю проводить в кругу семьи, друзей.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Э. Войнич "Овод", М. Митчелл "Унесенные ветром", Л.Н. Толстой "Война и мир", Сомерсет Моэм "Театр" и другие.
Моё портфолио
Глава 1. Обзор современных представлений о нарушениях звукопроизношения дошкольников.
1.1 Изучение основных закономерностей развития произносительных навыков у детей дошкольного возраста.
В своей повседневной жизни мы часто встречаемся с тем, что не только дети, но и некоторые взрослые произносят отдельные звуки речи необычно, не так, как все. При этом в одних случаях такое своеобразие выражено резко и буквально режет ухо, в других оно менее заметно, но всё же обращает на себя внимание. Всегда ли здесь можно говорить о нарушениях в произношении звуков в прямом смысле этого слова? Нет, не всегда. К ним относятся, например следующие:
- иностранный акцент;
- диалектные особенности произношения некоторых звуков;
- возрастное своеобразие детской речи, обусловленное функциональной незрелостью речевого аппарата и постепенно исчезающее с возрастом без всякой специальной помощи.
Под дефектами звукопроизношения понимают устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для преодоления специальной логопедической помощи.
А.Н. Гвоздев в своей монографии «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно рассмотрел этапы овладения звукопроизношением у детей в возрасте от одного года до семи лет.
От 1 до 3 лет ребенок овладевает простыми по артикуляции звуками: А,О, У, И, М, П, Б, К, Г, ДЬ, ТЬ, НЬ,ЛЬ, СЬ,Х, К, Й. Заканчивается усвоение групп согласных.
Более сложные по артикуляции согласные звуки, к числу которых относятся свистящие С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, появляются лишь в возрасте от трех до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками.
При усвоении звуковой системы языка отмечается большое количество смешений, и это является возрастной нормой.
Следует отметить, что если к трем годам ребенок не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, З, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения. Также поводом для тревоги, а следовательно, обращения к логопеду является наличие искажений фонем.
Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух: он «ведет» за собой артикулирование звука, которое постепенно все более и более уточняется. Различение всех звуков речи на слух доступно ребенку уже с двухлетнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам ребенок уже улавливает на слух различие между собственным неправильным произношением звука и произношением его взрослыми людьми. Именно это и заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых.
Таким образом, очень важно давать ребенку правильный образец для подражания. Если такой образец в виде правильного произношения всех звуков взрослыми имеется, то нормально развивающийся ребенок не позднее чем к 5-6 годам благополучно «выходит» из периода « возрастного косноязычия» без всякой специальной помощи.