Подготовка ребёнка в семье к обучению в школе
материал (старшая группа) на тему
Данная работа была написана в помощь родителям и педагогам дошкольного образовательного учреждения в подготовке детей к школе и быстрой адаптации их в новых условиях. Ведь без подготовки это даётся с трудом. И первоначальные успеха ребёнка будут зависеть в значительной мере от того, как его воспитали в семье до поступления в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курсовая работа, подготовка ребенка к школе | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка ребёнка в семье к обучению в школе
Курсовая работа по педагогике
Содержание
Введение ………………………………………………... | 3 |
1.Роль семьи в психологической подготовке ребёнка к обучению в школе…………………………………………...….. | 5 |
2.Помощь семьи в физической подготовке ребёнка к обучению в школе……….…………………………………..…. | 11 |
3.Помошь семьи в социальном развитии дошкольника……………………………………………………... | 17 |
4. Роль семьи в интеллектуальной подготовке ребёнка к обучению в школе ………………………………………...…. | 23 |
Заключение ……………………………………………… | 35 |
Список литературы ……………………………………… | 36 |
Приложение ….…………………………………………… | 38 |
Введение
Будущие первоклассники и их родители как праздника ждут первого дня занятий в школе. Ещё задолго до этого дня, родители приобретают всё необходимое своему ребёнку. Будущий школьник успевает несколько раз примерить форму, заглянуть в букварь и задачник. Он то и дело открывает и закрывает блестящий замок своего нового портфеля. Правда, портфель почти касается земли, если возьмёшь его в руки, но с ним сразу становишься таким взрослым. А как хочется скорее стать настоящим учеником!
Не в меньшей степени предстоящим событием взволнованы и родители. Ребёнок пойдёт в школу! Как он будет учиться? Понравится ли ему в школе? А какие у него будут друзья? Справится ли он с учебной нагрузкой?
И вот 1 сентября нарядные, торжественно-радостные дети вместе с родителями идут в школу.
Но проходит некоторое время, и начинаются огорчения: ребёнок неусидчив, плохо пишет, не умеет толково ответить на вопросы учителя. Это иногда объясняется отсутствием у ребёнка способностей, его ленью, а причина чаще всего заключается в том, что ребёнок не был своевременно подготовлен к школе.
Поэтому очень важно подготовить дошкольника к усвоению знаний, к труду и жизни в детском коллективе. Родители должны знать, какие навыки, привычки и черты характера нужно воспитывать у ребёнка, чтобы облегчить ему обучение в школе, как это делать.
Проблема – необходимость помочь родителям и детям подготовиться (физически, психологически, интеллектуально и нравственно) к поступлению в школу.
Тема “Подготовка ребёнка в семье к обучению в школе” выбрана мною, так как в наше время всё меньше родителей уделяют этому вопросу внимания, а школьная программа усложняется с каждым годом.
Объектом изучения данной работы является ребёнок в семье.
Предмет изучения – подготовка к обучению в школе.
Целью данной работы является помощь родителям в организации подготовки ребёнка к поступлению в школу и быстрой адаптации его в новом детском коллективе.
Задачи работы:
- психологическая подготовка ребёнка;
- физическая подготовка ребёнка к школе;
- социальное развитие дошкольника;
- интеллектуальная подготовка ребёнка к школе.
Данная работа была написана в помощь родителям и педагогам дошкольного образовательного учреждения в подготовке детей к школе и быстрой адаптации их в новых условиях. Ведь без подготовки это даётся с трудом. И первоначальные успеха ребёнка будут зависеть в значительной мере от того, как его воспитали в семье до поступления в школу.
Роль семьи в психологической подготовке
ребёнка к обучению в школе
Роль семьи в воспитании подрастающего поколения огромна. Семья – это самое спокойное и надёжное место для ребёнка, это его дом, здесь его понимают, любят. И если в доме всё благополучно, то человек всегда, и не только в детстве, будет возвращаться сюда с радостью.
Поступление в школу и обучение в младших классах – последний этап детства и первая ступень к взрослой жизни, которую не минует ни один ребёнок. Даже те, кто не ходили в ясли и детские сады, обязательно попадут в школу.
Начало обучения в школе – этап огромнейшей значимости. Ребёнок в 6-7 лет, считавший себя большим, занимающий “уважаемое” положение в детском саду, умеющий играть во что угодно, получающий “престижные” роли в играх во дворе среди “дошколят”, – и вдруг опять самый маленький. Оказывается, надо ещё очень многому учиться. Причём не понарошку, как в игре, или почти без усилий, как на занятиях в детском саду, а всерьёз. Ребёнок знает, что ему придётся учиться, но его представления о школе достаточно поверхностны. В основном они базируются на том, что он видел в кино или по телевизору.
Для того, чтобы ребёнок не разочаровался в школе впервые же дни учёбы, необходимо правильно его сориентировать. Желательно, например, чтобы фильмы из жизни школьников родители и ребёнок смотрели вместе и по ходу дела родители объясняли бы ему не всегда понятные реалии школьной жизни. Но не следует забывать, что многое теперь в школе изменилось. Родители дошкольников хорошо знают, что дети в этом возрасте очень эмоциональны и в своих поступках, прежде всего, руководствуются возникшими у них чувствами.
Но не рано ли предъявлять требования к их воле? Однако ведь ребёнка ждёт напряжённый труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда в портфеле у тебя новенький значок и хочется поделиться с товарищами по парте последними новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью [12].
К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого воздействия – ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определённое усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели ещё не всегда достаточно устойчивы и осознаны, удержание цели в значительной степени определяются трудностью задания, длительностью его выполнения.
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации.
Понимающие это родители в период генеральной уборки квартиры, например, превращают её в палубу корабля. Как не стараться сыновьям – “матросам”, как не выполнить требования мамы – “капитана”! И труд превращается в праздник для ребёнка. В другие дни квартира становится местом тренировки для полёта в космос, детским лагерем, где взрослые становятся членами игрового сообщества (беря на себя роль тренера, инструктора, врача, начальника лагеря, старшего вожатого и др.), получают возможность без угроз, излишней назидательности, насилия осуществлять руководство трудовым, физическим, нравственным воспитанием своих детей. И переход детей, переключение их от одного вида деятельности к другому происходит в игре легче. Поэтому, как показывают специальные психологические исследования, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятие их), стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребёнку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе [15].
А иногда взрослые, желая укрепить у ребёнка стремление учиться, раскрашивают картину его пребывания в школе в голубые и розовые тона: “Там много детишек, мальчиков и девочек, все очень хорошие и весёлые, дружат между собой, всегда друг другу помогают, никто никогда не дерётся, на уроках сидят смирно, учатся только на “отлично” и очень любят свою учительницу…” Такая информация о школе поможет принести больше вреда, чем пользы. Столкнувшись с реальной школьной жизнью, ребёнок неизбежно разочаруется в ней. Из-за несоответствия ожидаемого и существующего у него может возникнуть чувство растерянности и даже обиды. Если это происходит сразу, в первые дни учёбы, то есть вероятность, что стойкое отвращение и страх перед школой останутся у ребёнка надолго.
Для ребёнка, поступающего в школу, часто бывает привлекательна лишь внешняя сторона школьной жизни, о которой мы, взрослые, почти не думаем. Мама и папа, отдавая ребёнка в школу, обеспокоены в первую очередь тем, как он будет учиться, хорошо ли читает, умеет ли считать, как рисует, аккуратен ли, то есть содержательной стороной учебной деятельности. И не всегда понимают, что для первоклашки, особенно для шестилетки, большее значение имеют такие второстепенные, с точки зрения родителей, факторы, как возможность носить форму, портфель, то как завёрнуты учебники, какого цвета пенал, есть ли красивый ластик или точилка и т.д. Для ребёнка в первые дни, а иногда и месяцы обучения перемены представляют гораздо больший интерес, чем уроки, а занятия в группе продлённого дня, где он играет с товарищами, более привлекательны, чем занятия утром в классе.
В связи с этим становятся понятными такие зачастую удивляющие родителей случаи, когда хороший, разумный мальчик вдруг проявляет полнейшее равнодушие к случайной двойке по математике, но гордится тем, что похвалили его постройку из конструктора на уроке труда. На математике ему было скучно, он не старался выполнить задание, соответственно и бурной эмоциональной реакции не возникло. В то же время лодку из конструктора он мастерил с воодушевлением, был поглощён этой деятельностью и потому обрадовался, когда его похвалили, поставили ему хорошую отметку [14].
Надо сказать, что психологически 6-7 летний ребёнок ещё во многом дошкольник, его учебные интересы только формируются, и происходит это очень медленно и постепенно. Тот факт, что в школу ходят учиться, а не играть для многих детей – весьма формальная истина. В этом их убеждает опыт дошкольной жизни, а также фильмы и книги. Ведь, если обратить внимание, на первом плане там вовсе не учебный процесс, а различные школьные шалости и проказы, дружба или вражда и т.д. А если ещё и родители, рассказывая о школе, ограничиваются чисто внешней стороной (надо всегда ходить аккуратным, в глаженной форме, ничего не терять в школе и т.п.) или теми же историями из жизни школьников, которые, в общем-то, никак не связаны с учёбой, то ребёнок получает достаточно своеобразное представление о школе. Обычно оно несёт радостный характер весёлой дружбы с мальчиками и девочками, игр, прогулок, шумных и радостных перемен и каникул, которые изредка перемежаются какими-то уроками. Такой взгляд чаще встречается у домашних детей, не посещающих детский сад и не имеющих хотя бы того представления об организационных занятиях, которое есть у воспитанников детских садов.
Поэтому задача взрослых – ненавязчиво, но упорно готовить ребёнка к школе, не только формируя у него необходимые знания и умения читать или считать, но и ориентируя его на то, что самым главным там является умение и желание учиться. Родители должны объяснить ему, что в школе в первую очередь учатся, что оценивается успех именно в учёбе. А то, какого у него цвета ластик или портфель, значения не имеет, это важно только для него.
Ребёнку обычно трудно примириться с тем, что в школе царит не “хочу”, а “надо”, что его желания – его личное дело, а желание учителя – закон для всех. Трудно, но необходимо – вот принцип, который действует в школе. К сожалению, детям сложно понять, поэтому у них, особенно в первые дни учёбы, появляются различные трудности. Поэтому родителям нужно подготавливать его к неизбежным трудностям в учении.
Сознание того, что трудности преодолимы, поможет ребёнку правильно отнестись и к собственным неудачам, возможным в начале занятий в школе. Для этого надо подбадривать детей, если они взялись за какое-либо сложное для них дело.
“Сейчас мы вместе попробуем. Это вначале трудно, но постепенно ты научишься”, – говорит отец, помогая ребёнку. И у ребёнка крепнет уверенность, что все трудные дела выполнимы, надо только приложить усилия. А эта уверенность – ценное качество будущего школьника.
И неправильно поступают те родители, которые при всякой неудаче ребёнка говорят ему: “Вечно у тебя ничего не получается! Давай я сама (сам) сделаю”. Ребёнок начинает верить в то, что он сам ничего не может сделать, а поэтому незачем и стараться [11].
Некоторым детям трудно учиться в школе потому, что у них не воспитана усидчивость, т.е. умение длительное время заниматься одним делом. Дома ребёнок имеет возможность играть или что-нибудь делать, сколько он хочет: начнёт рисовать – бросит, возьмётся строить – вдруг вспомнит, что потерял книгу с красивыми картинками, пойдёт её искать, но вместо этого займётся другим делом. Такое поведение характерно для детей трёх лет, но от шестилетних нужно требовать уже более сосредоточенного внимания.
В школе ребёнку придётся длительное время заниматься одним и тем же делом: на уроке русского языка – писать, на уроке математики – считать и т.д. Потребуется некоторое время, прежде чем ребёнок поймёт необходимость сосредоточенного труда и сможет напряжённо заниматься одним делом [4].
Поэтому ещё перед школой нужно постоянно тренировать детей в этом отношении. Усидчивость можно воспитывать в любых играх и занятиях (см. приложение).
Не всегда у детей всё получается сразу. В школе ребёнку приходится иногда переделывать одно и то же упражнение по нескольку раз. Если ученик к этому не готов, неудачи будут раздражать его, вызывать неприязнь к учению. Поэтому важно приучать детей любое начатое дело доводить до конца.
Помощь семьи в физической подготовке ребёнка к обучению в школе
Большинство родителей, безусловно, заинтересовано в школьных успехах своего ребёнка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению. А важная роль здесь принадлежит семье.
Давайте посмотрим на 6-7летнего ребёнка: он умеет ходить с разной скоростью, шаг его равномерный, широкий, бегает он легко и быстро. Овладевает и такими сложными движениями, как лазанье, прыжки с разбегу, учиться бегу на коньках, ходить на лыжах, умеет плавать … Разнообразны, ритмичны и пластичны его движения на музыкальных занятиях: он быстр и ловок в играх и упражнениях, когда надо, проявляет гибкость, силу … Укрепление нервной системы будущих школьников, охрана их зрения, формирование правильной осанки становится важной заботой родителей.
Требует внимания развитие всех физических качеств ребёнка – ловкости, выносливости, гибкости, скорости, силы. Но важнейшая физическая способность человека – выносливость. Есть основание именно её рассматривать как узловую характеристику физического развития. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Необходима она и 6-7летнему ребёнку, чтобы овладеть программой, предусмотренной для первоклассников в школе. Специальные исследования показывают, что положительное влияние на физическую работоспособность детей этого возраста, обучающихся в школе, оказывает увеличение самопроизвольной двигательной активности и целенаправленное, с акцентом на точность выполнения движений, развитие у детей двигательных навыков во время ежедневного проведения динамических пауз на свежем воздухе, обучение плаванию в бассейне, проведение утренней гимнастики [14].
Ребёнок дошкольного возраста должен уметь разнообразно двигаться (бегать, прыгать, лазать, метать и др.). Поэтому занятия физической культурой должны стать в семье традицией, лишь тогда они принесут пользу. Для занятий физической культурой дома родителям следует рациональнее расставить мебель, чтобы можно было выделить постоянное свободное место. Следует избегать загромождения квартиры хрупкими предметами, опасность разбить которые сковывает ребёнка, парализует его инициативу.
Совместные с родителями игры, спортивные развлечения, прогулки и экскурсии на свежем воздухе укрепляют здоровье детей, развивают физические способности. Хорошо, когда родители во время прогулок и экскурсий дают возможность детям свободно бегать, прыгать, преодолевать небольшие препятствия: перелезать через поваленное дерево, подлезать под низко растущие ветки, пройти по перекинутой через канаву доске, быстро добежать до определенного места и т.д.
Развивая силу и выносливость, нельзя, однако, злоупотреблять длинными прогулками. Надо учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, созревание которого ещё не закончилось, функциональные особенности которого ещё не сложились [9].
Чтобы прогулки-экскурсии оказали на ребёнка положительное влияние, их нужно проводить систематически. Одежда ребёнка не должна сковывать его движений, быть излишне тёплой. Особое внимание следует обращать на обувь. Продолжительность прогулок-экскурсий нужно увеличивать постепенно, доведя их до 35-40 минут. В пути необходимо устраивать короткие остановки для отдыха. Во время прогулок ребёнок будет двигаться, играть в разные игры, ему не будет холодно, он привыкнет к смене температур и постепенно он закалится.
Хорошо развивают движения детей народные подвижные игры, известные почти всем родителям. Лучше познакомить детей с этими играми и поиграть, хотя бы несколько раз, вместе с ними. Дети запомнят правила и будут играть самостоятельно. Эти совместные игры и прогулки не только развивают ребёнка физически, но и имеют огромное воспитательное значение: повышают авторитет взрослых, желание подражать им, способствуют складыванию дружных, доброжелательных отношений, воспитывают любовь к физической культуре, создают бодрую, дружную обстановку в семье [15].
В воспитании детей большое значение имеет режим дня, т.е. распорядок жизни ребёнка, когда он в определённое время спит, ест, отдыхает и занимается. Хорошо продуманный режим дня позволяет найти время для разнообразных игр, занятий, укрепляет здоровье ребёнка, организует его деятельность, воспитывает волю и положительные черты характера – ребёнок учится ценить время, быть сдержанным, управлять своими желаниями. Дети, которые до школы всё делают по режиму, привыкают вовремя вставать, к определённому часу у них появляется аппетит. Эти дети могут переключать своё внимание с одной деятельности на другую – оставить интересную игру и взяться за приготовление уроков, отложить книгу, чтобы помочь родителям по хозяйству. И наоборот, дети, не привыкшие к твёрдому распорядку дня, с трудом переключаются на какое-нибудь необходимое в данный момент дело, не успевают вовремя поесть, с трудом засыпают и просыпаются, с неохотой садятся за приготовление уроков.
Огромное значение в физическом воспитании детей играет правильно организованный сон, который, вследствие быстрой истощаемости нервной системы ребёнка, приобретают особую значимость в период дошкольного детства. Организуя сон ребёнка дома, родители должны выполнять ряд необходимых условий.
Важно, чтобы дети ложились в постель, засыпали и просыпались в определённое время. Если процедура приготовления ко сну носит постоянный характер (уборка игрушек и пособий, умывание, пожелание спокойной ночи всем членам семьи и т.д.), она действует на ребёнка успокаивающе, он быстро засыпает, сон его глубок и спокоен.
На засыпание и полноценный сон оказывает влияние и характер деятельности, настроение ребёнка, предшествующее укладыванию. Поэтому перед сном несколько минут он может поиграть в спокойные игры, не возбуждающие его нервную систему. Перед сном родители могут почитать ребёнку книгу, рассказать интересную сказку, поиграть с ним в спокойные игры.
Хорошо использовать вечерний отрезок времени для беседы с детьми. Очень приятно посидеть с мамой или папой в уголке, поговорить о делах и событиях минувшего дня. Переход ко сну станет более естественным, быстрее наступит спокойный и глубокий сон.
В помещении, где спит ребёнок, следует создать по возможности тихую обстановку. Бытующее среди некоторых родителей мнение, что нужно приучать детей спать под любой шум (радио, телевизор, громкий разговор, пение и т.д.), крайне ошибочно. Конечно, это не значит, что ребёнок должен спать в абсолютной тишине. Но громкие разговоры, шум, яркий свет не только мешают заснуть, но и делают сон детей неглубоким, беспокойным. Малыш часто просыпается, вздрагивает, плачет во сне.
Если отец, мать, либо другой член семьи рано уходит на работу или выполняет утром хозяйственные дела, это нужно делать тихо, чтобы не разбудить преждевременно детей; нельзя включать радио, греметь посудой, громко разговаривать [7].
В семье каждый ребёнок должен иметь отдельную кровать. Это необходимо как из гигиенических, так и педагогических соображений. Кровать ребёнка не следует ставить близко к батареям или у печки. Родители должны знать, что дети легко перегреваются. Ночью, вспотев и раскрывшись, малыш может простудиться.
Очень важно, чтобы ребёнок спал необходимое для его возраста время. Детям 6-7 лет надо спать 12 часов в сутки. Лучше всего, если ребёнок спит 10 часов ночью и 1,5-2 часа днём. Родителям следует знать, что если ребёнок, проснувшись утром, долго лежит в постели, то это воспитывает склонность к лени, у него может возникнуть привычка к онанизму. Как только ребёнок проснётся, нужно сразу поднимать его и делать с ним утреннюю зарядку.
Все родители уделяют много внимания питанию детей. Это правильно: от полноценного питания зависит здоровье ребёнка. Не менее важно кормить ребёнка в строго определённое время: ко времени еды у него появляется аппетит, пища будет хорошо усваиваться.
Ребёнок 6-7 лет должен есть 4 раза в день. В перерывах между едой не следует давать ему ничего съестного, даже в малых дозах.
Часто родители жалуются на отсутствие аппетита у детей, не догадываясь, что причиной может быть съеденная не вовремя конфета или печенье. Привычка постоянно что-либо жевать нарушает работу желудка, вредит здоровью детей. Не стоит стремиться к тому, чтобы у ребёнка был как можно больший вес. Это совсем не признак хорошего здоровья. Наоборот, ожирение затрудняет движение, даёт дополнительную нагрузку на сердце, мешает правильному дыханию.
Но, если у ребёнка действительно плохой аппетит, то следует постараться улучшить его: за час до еды дать ему подкисленной воды, а второе блюдо предложить запивать водой, также нужно разнообразить питание.
А самое главное, питание детей в семье должно быть таким же калорийным, как в ДОУ. Все компоненты, входящие в пищу (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода), должны содержаться в дневном рационе ребёнка в достаточном количестве и правильном соотношении. И ни в коем случае нельзя пренебрегать эстетическим оформлением блюд и сервировкой стола.
Воспитывая у детей культурные навыки приёма пищи, родители в то же время должны заботиться о привлечении их к активному участию в приготовлении питания. Попросить ребёнка помочь донести или разложить принесённые из магазина продукты, поставить в воду зелень, подать нужную кастрюлю, достать соль или сахар и т.п.
Для укрепления здоровья, улучшения аппетита большое значение имеют движения, особенно на свежем воздухе. Также любые движения на свежем воздухе закаливают ребёнка, он любые изменения погоды [14].
Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, способности управлять своим телом. Неправильное сидение за партой в школе или пользование дома столом и стулом, не соответствующими росту, постоянное ношение портфеля в одной руке, перенос тяжестей и т.п. могут привести к искривлению позвоночника.
Для укрепления позвоночника и развития крупных групп мышц необходимо, чтобы родители делали вместе с ребёнком утреннюю гимнастику.
Кроме того, у ребёнка ещё не вполне сформированы мелкие группы мышц. Из-за их недостаточного развития у ребёнка возникают описки, пропуски букв. Трудности усугубляются больше тем, что ребёнок пишет шариковой ручкой, фломастером. Их тяжесть, объём плохо ощущается недостаточно развитой рукой [4].
Родителям следует давать ребёнку краски (гуашь, акварель) и карандаши (простые и цветные), которые хорошо развивают ручную умелость и зрительно-двигательную координацию, необходимые для овладения письмом. И лишь при постепенной тренировке вырабатывается навык чёткого и быстрого письма [12].
Помощь семьи в социальном развитии дошкольника
Распространённым является мнение, что ребёнок по сути своей беспомощен, его мышление не развито, физически он слаб, не может долго что-то делать и пр. Поэтому знания, которые можно давать детям, должны быть предельно простыми и понятными. Такая позиция в известной мере оправдана. В младенчестве ребёнок был целиком и полностью зависим от взрослого и общение полностью определялось именно взрослым. При этом ребёнок преимущественно находился дома, а все столкновения с другими детьми и взрослыми носили лишь эпизодический характер. С возрастом ситуация кардинально меняется. Теперь для него начинает открываться социальная жизнь. В его представлении появляется образ сверстника как равного партнёра по совместной деятельности и образ воспитателя (учителя) как носителя определённых общественных норм и правил поведения. Важно отметить, что именно во взаимодействии со сверстниками ребёнок может проявить подлинную инициативу и получить неподдельную оценку своих действий, которые могут либо понравиться, либо не понравиться сверстнику. Именно этот, ничем не заменимый опыт служит основой для личностного развития ребёнка. К сожалению, взрослым сложно изменить отношение к ребёнку как к объекту любви и заботы и увидеть в нём самостоятельную развивающуюся личность. Вот почему взрослые зачастую снисходительно обращаются с детьми [12].
Степень развития социального чувства у ребёнка проявляется в его поведении в дошкольном учреждении, во дворе, в семье и т.д. Дети, которых родители не научили входить в контакт с другими детьми, часто чувствуют себя одинокими. В результате в школе учитель может начать относиться к ним как к особенным детям, требующим внимания и заботы. В этом случае первоначальная тенденция только усилится, и такие дети перейдут в категорию “трудных”. И родители начинают винить учреждение, в котором находятся дети, хотя на самом деле новая ситуация просто показала ошибки домашнего воспитания. Так, ребёнок может просто плохо обращаться с другими детьми. Если мальчик сильнее сверстников, то его агрессивные действия могут приводить к физическому насилию или разрушению совместных детских игр, что вызывает у детей бурные эмоциональные реакции. Родители в таких случаях склонны объяснять случившееся обстоятельствами, в которых оказался ребёнок.
В последствии такие дети теряют веру в себя или стараются достичь превосходства любой ценой. Поскольку “трудные дети” не могут ожидать внимания от своего окружения, они стараются добыть успех любым способом и как можно быстрее. Как правило, такой способ поведения не соответствует принятым социальным правилам (поскольку подчинение им требует систематического усилия, на которое у таких детей не хватает терпения). Однако даже когда такие дети достигают определённого успеха и “поражают” своих сверстников, они всё равно остаются глубоко неуверенными в себе. Часто эти дети стараются на что-нибудь облокотиться, прислониться к чему-нибудь. Родители должны оценивать такой вид поведения как необходимость в опоре у ребёнка и не ругать его [5].
Родители должны способствовать формированию у детей таких личных качеств, которые помогли бы ему войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем.
А в чём новизна взаимоотношений между учеником и учителем?
Учитель – специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися в общеобразовательных школах различного типа. Также его могут называть педагогом. Отсюда следует, что учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребёнка (такое отношение к взрослому мы могли “позволить” малышу). Он воплощает в себе, так сказать, общественные требования к ребёнку. Оценка, которую ученик получает на уроке, – это ведь не выражение личного отношения учителя к ребёнку, а некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности. Плохую оценку нельзя возместить ни послушанием, ни раскаянием [13].
Взаимоотношения в классе между учащимися также существенно отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками (в том числе и в группе детского сада). Поэтому родители должны способствовать формированию у детей таких личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками. Ведь даже те дети, которые посещали детский сад и привыкли обходиться какое-то время без родителей, быть в окружении сверстников (что, кстати, тоже очень важно), оказывается в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества – качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют сознанию благоприятных условий для его дальнейшего развития.
Адаптация – это приспособление, привыкание организма к новым условиям. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Действительно, ведь когда мы из светлой комнаты переходим в тёмную (например, опоздали на сеанс в кино), вначале ничего не видим, но вскоре начинаем различать и людей, и кресла, чувствительность нашего глаза изменяется, повышается, глаз адаптируется к новым условиям. При этом, заметим, без специальных целенаправленных действий с нашей стороны. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: чтобы адаптироваться, необходимо приложить специальные усилия [6].
Для того чтобы период адаптации к школе прошёл у ребёнка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребёнка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.
В детском саду дети получают первые навыки жизни в коллективе. Детский сад даёт широкую возможность для воспитания характера ребёнка, для воспитания чувства коллективизма.
…Вот дети трудятся – протирают игрушки. Алла привыкла, что дома выполняют все её желания. И сейчас ей хочется получить самую интересную работу.
- Я буду купать кукол, – заявляет Алла.
- Но эта работа поручена Вале и Гале, – останавливает её воспитательница.
- Ну и что же! А я хочу.
- Нет, сейчас ты будешь протирать мебель, а в следующий раз купать кукол, – предлагает ей воспитательница.
- А я хочу сейчас! Не дадите – ничего не буду делать! – и девочка, надувшись, отходит в сторону.
Все трудятся, и никто не обращает на Аллу внимания. Ей становится скучно. Через некоторое время Алла берёт тряпочку и начинает протирать мебель.
Ну, а если дети не посещают детский сад, то тем больше внимания надо уделять воспитанию правильных взаимоотношений детей между собой, чаще приглашать к нему в гости товарищей, соседей, при этом следует обращать внимание на то, как ведёт себя ребёнок. Быть может, он драчлив, стремится захватить лучшую игрушку, выполнять главную роль. Или, наоборот, излишне уступчив, соглашается всё отдать более энергичным товарищам, а сам пассивен. Тактично, не нарушая игры, вмешивайтесь в детские отношения.
…Дети играют с машиной: Коля всё время шофёр, а Петя – пассажир. Пете хочется тоже быть шофёром, а Коля не уступает. Как поступить в этом случае, чтобы не обидеть мальчиков?
Родители могут рассказать мальчикам, что шофёры работают в две смены: когда один отдыхает, другой работает. Можно предложить: “Сейчас Петя отвезёт Колю домой на отдых, а потом меня на работу”.
Подсказав ребятам нужное направление игры, родители помогли Пете какое-то время быть ведущим, а Коле – более уступчивым. Если родители и впредь будут так тактично вмешиваться в игры детей, то постепенно сформируются положительные черты характера у мальчиков [11].
Родителям важно знать, что ребёнок 6-7 лет способен понять и оценить общественные отношения, он уже осознаёт свою принадлежность к детскому коллективу, начинает понимать важность и значение общественно важных дел. Например, если дети 5 лет не понимают смысла учреждений общественного воспитания и не могут объяснить, зачем дети ходят в детский сад, то шестилетние дети в этом вопросе уже социально ориентированы и отвечают: “В детский сад ходят, т.к. родители работают, а детей нельзя оставить одних”, “В детском саду всему учат”.
Посещая ДОУ, дети живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребёнок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребёнка заботу о других, умение не только руководить, но и подчиняться.
Однако семья – это первичный коллектив, в котором все её члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.
Общая цель всех членов семьи (и в первую очередь отца, матери) – забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своём благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.
Хорошо когда дети дошкольного возраста активно привлекаются к участию в семейной жизни: помогают по дому и выполняют посильные обязанности, вместе готовятся к семейным и народным праздникам, участвуют в обсуждении некоторых сторон бюджета семьи т т.п. Дети будут знать, где и как работают их папа, мама, бабушка, дедушка старший брат или сестра; разделяет их радости и огорчения. Так постепенно ребёнок становится членом семейного коллектива, активным участником жизни семьи.
На основе взаимоотношений в семье формируется положительное отношение и к сверстникам. Дети демонстрируют уважительное отношение ко всем детям, подчёркивают сочувствие и сопереживание, умеют координировать свои действия, учитывают желания друг друга, умеют разрешать конфликтные ситуации, указывая на достоинства друг друга. Ведь в общении со сверстниками формируется самоощущение ребёнка.
Стремление ребёнка занять новое социальное положение приводит к образованию его внутренней позиции школьника. Л.И.Божович определяет это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребёнка в целом. Именно оно определяет поведение и деятельность ребёнка и всю систему его отношений к действительности, самому себе и окружающим людям [8].
Нормально развитые родителями перечисленные выше качества личности ребёнка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.
И наоборот, неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворённость в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтная ситуация в семье – всё это затрудняет вхождение ребёнка в новую полосу жизни.
Родителям полезно не только знать о том, что же собой представляет эта социальная готовность, но и уметь её целенаправленно созидать.
Роль семьи в интеллектуальной подготовке ребёнка
к обучению в школе
Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребёнку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, “что такое хорошо и что такое плохо”, т.е. о моральных нормах поведения. И долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, знаний, по объёму “умственного инвентаря”, который выявляется в словарном запасе. Ещё и теперь некоторые родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем он больше развит. Это не совсем так. Следует учесть, что изменились условия жизни. В каждом доме теперь есть радио, телевизор. Дети буквально купаются в потоке информации. И, как губка, впитывают новые слова и новые выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается их мышление. Тут нет прямой зависимости.
Конечно же, определённый кругозор, запас конкретных знаний необходимы шестилетнему (семилетнему) ребёнку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. “Пустая голова не рассуждает, – справедливо замечал психолог П.П.Блонский, – чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать” [2].
Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это определяющее и единственное мерило интеллектуальной готовности ребёнка к школе [14].
В дошкольные годы ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребёнка умений, требуемых в этой деятельности. Обладание такими умениями обеспечивает высокий уровень обучаемости, характерной особенностью которого является умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Это непросто для детей, не всем и не сразу удаётся. Тут родители могут опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях.
Познавательная потребность ярко выражена у большинства детей в 6-7 летнем возрасте. У многих она связана с бескорыстным интересом ко всему окружающему; у многих, но не у всех. Есть, наверное, в каждом классе дети, чья интеллектуальная пассивность приводит их в число отстающих, слабоуспевающих учеников. Причины такого рода пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, он быстро выполняет его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру [5].
“Один неспособный мальчик, - писал Я.Корчак, - придумал себе такую игру. Когда я решаю задачу, цифры – это солдаты. А я полководец. Ответ – крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, - это аэропланы. Каждое выученное слово – сто метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в три километра” [10].
Такие дети требуют особого внимания: развития у них любознательности, познавательного отношения к окружающему, кругозора, поисков особых форм и методов работы с ними. Внимания требуют не только дети с практическим умом, но и те, чья познавательная активность имеет теоретическую направленность.
Но если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребёнку, что без знаний нельзя стать ни матросом, ни поваром, что все должны учиться и т.п. Стремление к знаниям от этого не появится. Другое дело – интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения.
Родители с ребёнком посадили в цветочный горшок семечко и день за днём наблюдают, как увеличивается росток, как появляются первые листочки. Зачем они нужны растению? Они превращают воздух в еду и кормят весь росток. А как они это делают, ты узнаешь в школе.
Родителям нужно стараться отвечать на вопросы, которые задаёт ребенок. ведь общение с родителями – огромная ценность для ребёнка. Если своим вниманием они поддержат интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть. К сожалению, иногда родители, вместо того, чтобы поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоевших вопросов.
Сын пытается выяснить у папы, почему плывут по небу облака. “Смотри под ноги, а не на небо”, - раздражённо отвечает папа. После нескольких подобных ответов охота спрашивать пропадает. А если сын при этом неважно учится, папа недоумевает: “Отчего он такой пассивный, ничем не интересуется?” [11].
Родителям надо включать ребёнка в осмысленную деятельность, в процессе которой он бы сам смог обнаружить всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Нам хочется выделить особо: “Сам обнаружить…” Не отмахиваться от детских вопросов, не пичкать сразу готовыми знаниями, а дать возможность приобрести их самостоятельно – крайне важно в умственном воспитании первоклассника. Если этим пренебрегают, то случается то, о чём писал С.Я.Маршак:
Он взрослых изводил вопросом “почему?”, Его прозвали “маленький философ”, Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не досаждал вопросом “почему?”. |
И если родители хотят, чтобы их дети успешно учились в школе, то они должны развивать у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.
К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города или деревни, где проживает, название нашей страны, её столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но отчества своих родителей, кем они работают, и понимают, что их бабушка – чья-то мама: отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, т.е. они ориентируются во времени, пространстве и ближайшем окружении. Наблюдая с родителями природу, события окружающей их жизни, дети учатся находить пространственно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта. Взрослые зачастую уверены, что специального обучения здесь не требуется. Однако на самом деле это не так.
Порой бывает, что сведений об окружающем у ребёнка как будто предостаточно, но они разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Такие сведения могут быть употреблены невпопад, а могут и не всплыть из памяти при необычной постановке вопроса. Они быстро забываются детьми. Поэтому будет нелишним обсудить с ребёнком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, чтобы узнать, как ребёнок понял произведение, как он понял определённое явление природы, поступки животных, людей, сказочных персонажей. Часто дети понимают смысл какого-то события, что называется, по-своему. Найденное ими собственное объяснение может закрепиться, запомниться и остаться надолго единственно верным. Осмысление же окружающего старшими дошкольниками должно быть по-настоящему правильным и если не совсем научным по форме, то истинным по существу.
Однако это ни в какой степени не касается детской фантазии. Если дети верят, что подарки в Новый год приносит Дед Мороз, то не надо торопиться с объяснениями – до этой “истины” они доберутся и сами. Но если городской ребёнок считает, что домашние животные – это те, которые живут дома, и поэтому относит к ним мышей, белок, ежей и даже крокодила, плавающего в ванне, то, вдоволь посмеявшись, следует объяснить ребёнку смысл понятия “домашние животные” и, может быть, закрепить это в игре типа викторины или лото. Так же следует поступить и при выявлении других неверных представлений ребёнка. Такая совместная деятельность учит детей думать, рассуждать, делать выводы, а не заучивать знания механически [14].
Как правило, дети очень наблюдательны, им только не всегда хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление. А иногда приходится специально обращать их внимание на что-то привычное. Простой пример. С малых лет все знают и читают сказку “Репка”. Но если внезапно спросить, кто в этой сказке самый сильный, нередко можно услышать в ответ: “Мышка”. И только после наводящих вопросов дети делают правильный вывод.
Родителям следует помнить, что беседа с ребёнком об окружающем не должна быть слишком сложной, длинной и утомительной. Интерес – критерий доступности. Если ребёнок начал зевать и отвлекаться, значит, объяснения уже недоступны ему. Родители могут сами проверить, как ребёнок умеет думать на некоторых простых заданиях. Например, попросив ребёнка сравнить два предмета, имеющих между собой сходство и различие (мяч и воздушный шар), два явления (дождь и град), два понятия (город и деревня). Выполняя это задание, дети, как правило, сначала устанавливают различие, а потом находят общее, что для них является трудной задачей. Можно предложить ребёнку обобщить какую-то группу предметов, начав с простых обобщений – посуда, мебель, затем перейти к более трудной задаче типа “вещи, в которые можно что-то положить”, “осветительные приборы”, “спортивный инвентарь” и т.д. Такие задания не только дают родителям информацию об интеллектуальных возможностях ребёнка, но и расширяют его словарный запас, учат более точно формировать свои мысли и рассуждать вслух [1].
Прочитав с детьми рассказ или сказку, посмотрев фильм, родителям нужно послушать их пересказ и проследить, насколько логично передано содержание. Если же ребёнок посмотрел фильм или прочёл книгу самостоятельно, наберитесь терпения и выслушайте его пересказ от начала до конца. Если взрослым не ясно, о чём идёт речь, значит, ребёнок и сам до конца не понял содержание увиденного или прочитанного. В частности, это можно обнаружить, когда дети смотрят фильмы для взрослых. Такие фильмы не развивают детей, а засоряют их головы ненужной информацией. То же происходит, если родители усиленно развивают ребёнка-дошкольника в какой-то одной области, особенно если информация, которую получает ребёнок, сложна и объёмна. В этом случае нагрузка больше на память, чем на развитие мышления, не остаётся времени на общение и игры со сверстниками, чтение детских книг и т.д.[3].
Обнаружив у ребёнка какие-либо способности, родители, естественно, стараются создать оптимальные условия их развития. Но не надо спешить. Вряд ли стоит же строить далеко идущие планы, сулить ребёнку-дошкольнику необыкновенное будущее (ведь путь одарённых людей тернист!) и тем более ставить его и в семье, и в детском коллективе в исключительное положение. Формирование личности ребёнка, его характера, навыков общения со сверстниками и взрослыми – всё это чрезвычайно важно для его будущего и для успешного обучения. Воспитание одарённого ребёнка – огромная ответственность и перед обществом, и перед самим ребёнком. Очень важно не повредить хрупкую детскую душу, оберечь её от лишних потрясений. Ведь нередко ранняя одарённость оказывается посредственностью, одни интересы перекрываются другими. Поэтому родителям одарённого ребёнка не следует фиксировать своё внимание на узкой “специализации” его интересов и занятий, нужно стараться развивать его гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровье ребёнка.
Многие родители гордятся математическими способностями своих детей. Нередко можно слышать “Мой Коля умеет считать до ста”, “Танечке легко даётся счёт: считает без остановки сколько хочешь”. Эти родители спокойны за своих детей, им кажется, что с арифметикой в школе у них трудностей не будет. Если ребёнок быстро называет все числа до ста, это ещё не говорит о достаточной подготовке его к изучению арифметики. Бывает, что ребёнок просто запоминает числа по порядку, как скажем стихотворение, но он не умеет ориентироваться в них. Он не умеет ответить, какое из двух чисел больше, не сможет решить самую простую задачу. Механическое запоминание числового ряда не подготавливает к овладению счётом. Ребёнок перед школой должен владеть многими другими понятиями. Так, например, он должен понимать, какое число больше, а какое меньше. И не нужно увлекаться счётом до бесконечности. Важно познакомить ребёнка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Часто дети дома пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счётная деятельность у них развита.
В повседневной жизни дети часто сталкиваются с измерениями, и этим надо воспользоваться. Обратить внимание детей на то, что все вещи имеют определённый размер, причём он может изменяться, одна из основных задач родителей в подготовке детей к школе. Вот большой кусок хлеба, отрезали часть – кусок стал меньше [11].
С измерением величины дети часто сталкиваются во многих играх. Занимаясь с игрушками-вкладышами (матрёшки, бочонки), малыш должен определить, войдёт ли один предмет в другой. Строя дом или мост, он решает, какой величины надо подобрать кубик, чтобы постройка не разрушилась.
Дети должны сознательно пользоваться словами: длиннее – короче, выше – ниже, толстые – тонкие, и хотя в быту они часто сталкиваются с этими понятиями, употребление их вызывает определённые трудности. Поэтому родителям необходимо упражнять детей в правильном употреблении этих понятий. Можно поиграть с ребёнком, например, в такую игру. Вы говорите: “Эта лента длинная, а та…?”, “У взрослых стул высокий, а у детей…?” Можно предложить ребёнку назвать из окружающей обстановки всё то, что длинное.
Ребёнок легко научится правильно оперировать различными определениями, если родители будут играть с ними в такую минуту. Взрослые бросают ребёнку мяч, сказав, например, слово “книга”, а ребёнок должен бросить мяч обратно после того, как подберёт подходящее определение (книга – большая, толстая, но не глубокая; тарелка – большая, глубокая, но не длинная и т.д.). Обязательно надо показать относительность этих степеней: выше – ниже, толще – тоньше, шире – уже.
После того как ребёнок овладеет этими понятиями, ему будет легко уяснить, почему восемь единиц, например, больше четырёх и почему за тремя идёт число четыре [1].
Во время счёта не следует прибегать к помощи пальцев – в школе будет трудно отвыкнуть от этой привычки. Лучше пользоваться разнообразными предметами: кубики, орехи, пуговицы и т.д. Полезно постоянно спрашивать ребёнка, сколько не хватает: “Ты положил 3 вилочки, а нас четверо. Сколько ещё вилок надо положить?”, “Я принесла четыре яблока, а нас трое. Как ты думаешь, всем хватит?”
Можно познакомить ребёнка также с обратным счётом от 10, но делать это после того, как он хорошо усвоит счёт в пределе10. “Вот 10 карандашей. Возьмём один. Сколько останется? Ещё один возьмём. Теперь сколько?” и т.д.
Порядковый счёт неплохо усваивается в игре “Который ушёл?” Для закрепления порядкового счёта неплохо предложить ребёнку сосчитать по порядку страницы тетради, книги, принести с полки третью книгу и т.п.
Нужно ли знакомить с цифрами? Это зависит от подготовки ребёнка. Если он умеет правильно считать, ему можно показать условные знаки обозначения чисел, т.е. цифры. Можно обратить внимание на нумерацию домов, цифры на циферблате часов. Но если ребёнок затрудняется в решении задач, родителям следует показать ему это на предметах.
Однако не стоит дома обучать дошкольника письму – это методически сложный процесс. А вот подготовить руку ребёнку к письму необходимо до школы [12].
С первых дней в школе дети испытывают определённые трудности при письме, не могут сделать нужный нажим, очертания букв выходят за пределы линейки, рука быстро устаёт. Всего этого можно избежать, если подготовить руку к письму [4].
Родителям надо предложить ребёнку проделать некоторые специальные упражнения (см. приложение). Проводя все эти упражнения, надо указывать ребёнку цель – научиться не выходить за границы клеток и линеек, чтобы в школе писать красиво. Эта цель близка и понятна ребёнку шести лет. Нужно только помнить, что эти упражнения трудны, быстро утомляют. Поэтому проводить их надо не более чем в течении 10 минут в день, при том, что особенно важно, следует обращать внимание на ребёнка на качество выполняемой работы. Пусть он заштрихует только 2 – 3 предмета, но сделает это аккуратно, с соблюдением всех требований.
Помимо расширений представлений и занятий ребёнка об окружающем мире родители должны, прежде всего, оценивать уровень развития его игры. Ведь игра – это потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка. И для успешной подготовки ребёнка к школе полезна отнюдь не только игра “в школу”, но самые обычные “несерьёзные” игры: “в больницу”, “в магазин”, “в дочки-матери”. Особенно ценны такие игры, когда в них участвуют сразу несколько детей и сами родители. Это источник развития коллективизма, в них ребёнок учится правильно строить взаимоотношении, разрешать возникающие конфликты (“Я буду доктором!” – “Нет, я!” – “Ты была в прошлый раз, теперь пусть будет Наташа”). Воспроизведя жизнь взрослых людей, дети осваивают – пусть пока ещё не всерьёз – систему поведения, основанную на добросовестном выполнении своих обязанностей. И главное, всё это без принуждения, легко и охотно. А как много даёт игра для развития воображения, умения представить себе “что было бы, если бы…” Этот общеразвивающий эффект игры скажется и в школе, и позднее – когда ребёнок станет взрослым человеком [16].
Наряду с игрой, почётное место в подготовке ребёнка к школе занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этих занятиях развиваются детские представления о мире, о том, как “устроены” предметы, животные, люди.
Для нас с вами очевидно, что руки у человека начинаются от плеч, что между туловищем и головой есть шея. А посмотрите на рисунок человека, сделанный ребёнком 4-5 лет! Руки растут из середины туловища, сверху прямо к нему прикреплена голова. Пройдёт немало времени, прежде чем сопоставление своих рисунков с фигурами реальных людей приведёт ребёнка к пониманию того, как в действительности соотносятся между собой части человеческого тела.
Тот же путь – от грубой и искажённой схемы к правильному воспроизведению реальностью – проводит изображение животного, дерева, дома, автомобиля. В результате развиваются и сами представления ребёнка об изображаемых объектах. Развивается и умение мысленно представлять себе разные предметы, “поворачивать” их в уме. Позднее всё это окажется очень важным для усвоения геометрии, физики и многих других школьных предметов.
Рисуя, строя, создавая пластилиновых чудовищ, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает своё эмоциональное состояние. К сожалению, лишь немногие родители задумываются над тем, что рисование и конструирование – первая продуктивная деятельность ребёнка. Мы, взрослые, в процессе своей деятельности почти всегда создаём реальный продукт, получаем результат, который можно объективно оценивать, сравнивать с образцом. У детей же до поры до времени такой деятельности нет. И вот она появляется.
Для того чтобы полностью использовать развивающие возможности игры, рисования и других детских занятий, родители должны руководить ими, но тактично, ненавязчиво. Самостоятельность ребёнка вовсе не будет ущемлена, если родители подскажут ему сюжет игры, помогут обогатить его. Они могут и сами поучаствовать в игре, исполняя ту или иную роль. Для сына или дочери это будет настоящая “школа игры”, приучающая к созданию сюжета, к строгому выдерживанию роли. Но инициатива должна всё же принадлежать ребёнку. Прежде всего, должны обыгрываться те ситуации, которые придумал он сам, и лишь во вторую очередь те, которые подсказаны родителями.
То, что было сказано об игре, рисовании, конструировании, относится и к другим детским занятиям: аппликации, изготовлению самоделок из бумаги и природных материалов, сочинению сказок и т.п. Важно помнить: при умелом руководстве со стороны родителей эти виды занятий – самая лучшая подготовка ребёнка к школе, именно здесь воспитываются воля, упорство, целенаправленность деятельности ребёнка [14].
Даже горя желанием подготовить своего ребёнка к школе, родители нередко сталкиваются с трудностями. От большого числа родителей поступают жалобы на то, что их дети старшего дошкольного возраста при общем положительном отношении к школе не хотят готовиться к ней (исключая, конечно, приобретение школьной атрибутики). Родителей волнует, что дети не любят заниматься интеллектуальной деятельностью, неусидчивы, ленивы, предпочитают проводить время на улице.
Иногда в этих жалобах звучат завышенные требования родителей к детям. Внезапно для себя родители обнаружили, что их малыш вырос, школа не за горами, а он ещё увлеченно играет и не о чём серьёзном не думает. А ребёнок в данном случае ведёт себя совершенно естественно. Ведь возраст 6-7 лет – возраст расцвета сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр, и поступление в школу не уменьшает потребности ребёнка в играх. Игра становится лучшим видом отдыха, общения, она не теряет и своего развивающего начала [16].
Встречаются возбудимые, подвижные дети, которым действительно бывает трудно на чём-то сосредоточиться, выполнять задания, требующие аккуратности и неторопливости. Вместо того, чтобы заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание, родители теряют терпение, раздражаются и начинают ругать своих непослушных детей. В результате ребёнок и родители расстроены, уже никому не хочется браться за дело. Следует помнить, что если ребёнок устал или чем-то занят, то лучше не заставлять его переключаться на запланированное родителями занятие, а дождаться для этого благоприятного момента. Как правило, дети очень любопытны. Если у них на глазах взрослые начинают чем-то заниматься, то они обязательно поинтересуются. Вот этот момент и не надо упускать. А заметив усталость, отсутствие интереса и внимания, нужно переключить их на что-то другое, чтобы не вызвать негативных реакций. Но сделать это лучше так, чтобы у ребёнка создавалось впечатление, что игра или занятие с родителями закончились не по его желанию, а по решению или желанию взрослого. К примеру, мама может сказать: “Ну, достаточно, мне пора готовить обед!”, и у ребёнка не останется неприятного осадка, как после порицания за лень.
Если ребёнок вялый, медлительный или неуверенный в себе, то от него бывает трудно дождаться ответа на поставленный вопрос. Поэтому организованная родителями игра или занятие могут протекать неинтересно, вяло. В этом случае лучше не торопить детей, но и не ждать долго ответов, а начинать ответ самим, чтобы ребёнок его продолжил [7]. Или нужно чуть наметить рисунок и дать его дорисовать, указать на пропущенную карточку при игре в лото, подсказать строчку заучиваемого стихотворения. Ну а если что-то в воспитании дошкольника уже оказалось упущенным, то перед поступлением в школу родителям самое время пересмотреть свои воспитательные позиции и … начать всё сначала.
Заключение
В заключение хочется сказать, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не знания и навыки сами по себе, а то, насколько развита у ребёнка познавательная деятельность, интерес к ней, проявляющийся в стремлении ребёнка приобретать знания, прилагая для этого достаточные усилия, настойчивость, целеустремлённость, дисциплинированность, т.е. умения подчиняться требованиям педагога, заниматься, выполняя точно и в срок предложенное задание, коллективистические навыки.
А активное освоение мира, вся сложность взаимоотношений с внешней средой осуществляется через взрослого. Поэтому ребёнка удовлетворяет всякое общение со взрослым: он ценит любое его внимание, охотно делится с ним своими впечатлениями, активно участвует в любых совместных занятиях.
Семья – первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Именно семья закладывает изначальные установки на восприятие мира, окружающей действительности, задаёт модель поведения, образцы человеческих отношений. В процессе семейного воспитания ребёнок приобщается к общественным, нравственным и эстетическим ценностям, к миру взрослых.
Список используемой литературы
- Айзман Р., Жарова Г., Вартапетова Г., Петрова Е. Готов ли ребёнок к школе? – М.: Изд.-во НЦ ЭНАС, 2006. – 208 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2х томах. Т.1 / под ред. А.В. Петровского – М.: Педагогика, 1979. – 304 с.
- Буре Р.С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребёнка у школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие / Под науч. ред. Волкова Б.С. – М.: «Ось – 89», 2004. – 192 с.
- Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 1992. – 96 с.
- Воликова Т.В. учитель и семья. – М.: Просвещение, 1980. – 111 с.
- Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для родителей и воспитателей дет. сада / Загик Л.В., Куликова Т.А., Маркова Т.А. и др. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
- Как развивается дошкольник? Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Веракса А.Н. // Школьный психолог. - №2 (14). – 2007. – с. 13-20
- Кардатенко В.Н., Стромская Е.П. Подготовка ребёнка к школе. М.: Медицина, 1968. – 32 с.
- Корчак Я. Педагогическое наследие: Пер. с польск./сост. К.П.Чулкова – М.: Педагогика, 1990. – 273 с.
- Левинова Л.А. А ваш ребёнок готов к школе? – М.: Просвещение, 1969. – 112 с.
- Мир детства. Дошкольник / Под ред. Хрипковой А.Г. – М.: Педагогика, 1979. – 416 с.
- Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин.-тов. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
- Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А., Спиваковской А.С., Карповой Н.А. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 400 с.
- Психологическое здоровье детей и подростков в конспекте психологической службы/ под ред. Дубровиной И.В. – Екатеринбург.: Деловая книга, 2000. – 176
- Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьёй. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1973. – 200 с.
Приложение 1
Игры, развивающие уверенность и усидчивость
Пример 1 Дайте ребёнку настольную игру «Пазлы» (начинать нужно с самых простых картинок, где мало мелких деталей). Если ребёнок поиграл немного, и у него получилось собрать картинку – хорошо, а если нет, то следует его заинтересовать красивой и яркой будущей картинкой и немного помочь. Ему очень понравится доводить дело до конца. У ребёнка появится уверенность, что все трудные дела выполнимы, надо только приложить усилия. А эта уверенность – ценное качество будущего школьника.
Пример 2 Различные игры типа «Конструктора» развивают усидчивость, учат преодолевать трудности. Например, ребёнок хочет построить машину, как на рисунке. Для этого надо подобрать подходящие детали, правильно соединить их друг с другом, добиться, чтобы игрушка была прочной и двигалась. Здесь возможны неудачи, но ребёнок хочет иметь такую же машину и он преодолевает трудности. Настойчивость в достижении цели пригодится и в школе.
Но если родители видят, что ребёнок при всём своём желании не может добиться результата и собирается бросить работу, необходимо помочь ему скрепить отдельные части, подсказать, какие детали лучше использовать, чтобы начатое дело довести до конца.
Пример 3 Ребёнок взял карандаши и сел рисовать паровоз и много вагонов. Но проходит некоторое время и родители видят, что он нарисовал дом, цветы, дерево. Необходимо напомнить ребёнку о его замысле и немного помочь (объяснить, как нарисовать вагоны и паровоз, помочь раскрасить и непременно похвалить) – пусть достижение цели вызовет у ребёнка чувство удовлетворения.
Приложение 2
Подготовка руки к письму
Упражнение 1 Родители вырезают из картона геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник и т.д. – и предлагают ребёнку обвести их карандашом, а потом заштриховать, т.е. закрасить равномерными линиями.
Цель: посредством штриховки ребёнок учится регулировать нажим, размах руки, при проведении линий не выходить за границы рисунка.
Штриховка – важный элемент рисования. Штриховку можно использовать и для раскрашивания отдельных предметов в рисунке (огурца, яблока, лопатки и т.д.). Одну половину яблока можно заштриховать, сильно нажимая на карандаш, другую – слабо.
В дальнейшем ребёнок научится раскрашивать предметы карандашом одного цвета, добиваясь разных оттенков за счёт сильного и слабого нажима.
И самое главное, научившись заштриховывать, ребёнку будет нетрудно соблюдать границы линеек и клеток при письме. Родителям необходимо обратить внимание ребёнка на то, что штриховка производится в разных направлениях – сверху вниз, справа налево, наискосок.
Упражнение 2 В тетради в клеточку родители рисуют квадраты (обводя клеточки) или треугольники (в пределах трёх клеток), а затем предлагают ребёнку раскрасить их карандашами разных цветов.
Цель: приучать ребёнка обращать внимание на разлиновку в тетради, не выходить за пределы клеток.
С этой целью можно также предложить ребёнку нарисовать на линии круги, над линией – флажки, а под линией – домики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по логопедии "Взаимодействие логопеда и воспитателя при подготовке детей с ФФНР к обучению в школе"
Проблема готовности к школе актуальна всегда!!...
Подготовка выпускников детского сада к обучению в школе
К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования....
Театрализованная деятельность как подготовка ребёнка –дошкольника к успешному обучению в школе. (из опыта работы)
Данная статья раскрывает опыт работы с дошкольниками театрализованной деятельностью....
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Методическая разработка - сборник игр и упражнений для подготовке к школе. Применяется на различных занятиях в течении года....
Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Подготовка семьи к обучению в школе».
Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Подготовка семьи к обучению в школе»....
Тема: «Подготовка семьи к обучению в школе».
Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих перво...
Консультация: "Подготовка семьи к обучению в школе"
Психологическая готовность ребенка к обучени к школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Необходимо помнить что под " готовностью к школе" пон...