Подготовка выпускников детского сада к обучению в школе
презентация к уроку по теме
К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mama.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка выпускников детского сада к обучению в школе
К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования.
С одной стороны родители хотят видят своего ребенка разносторонне развитым, с другой учителя желают, чтобы первоклассник был полностью готов к обучению в школе. Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребенка, где уровень развития предпосылок интеллекта является ведущей составляющей. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Начинается новый этап развития: ему предстоит осваивать не всегда похожие формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь, я уверена, большую помощь может оказать сотрудничество детского сада школы.
За 26 лет педагогической работы мною подготовлено 6 выпусков из детского сада в школу. Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому положению ученика, который имеет прав и обязанности.
Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу.
Вся система воспитательно-образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению.
При подготовке детей к обучению в школе с 1988г по 2008г работала по комплексным программам под редакцией М.А.Васильевой, и Т.Н. Дороновой. Это целостная система, направленная на обеспечение поступательного, всестороннего развития детей. Приоритетной формой работы и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми, я считаю, является игра. В процессе игры ребенка можно научить всему тому, что нужно для обучения в школе. Соответственно мною были взяты следующие темы для образования: «Развития умственных способностей детей через загадки», «Развития познавательных способностей у детей через дидактические игры». Я неоднократно представляла на педсоветах, семинарах, конференциях, РМО. В группе очень много сделано дидактических игр, настольных игр, сюжетно-ролевых игр развивающего характера. Составлены картотеки игр по всем возрастным группам. И как следствие, высокий средний уровень детей к обучению в школу составляет 88-90%.
Отмечаю, что особенно трудно давались детям занятия по ФЭМП. Ведь математика очень сложная наука. Взята за основу программу
<Радуга> под редакцией Т. Н. Дороновой. Мною составлены тематические и перспективные планы по всем возрастным группам. Математика очень строга и точна. Но я знаю, что всегда можно найти способ перехитрить этих упрямцев: не строгостью, а лаской, шуткой, сказкой, не повышая голоса, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. И снова игра. Пусть дети играют, но в процессе игры можно считать и складывать.
Чтобы занятия были увлекательны, частыми гостями на них были: разноцветные человечки, зайка, кошка Мурка с котятами, Царь и Царица, воин-богатырь, принцессы, музыкант, странник из чудесной страны математики. Играли в театры, ставили спектакли. Игра от детей требует сообразительности, внимания, учит выдержке и настойчивости, развивает у них воображения, умения быстро находить правильное решение. Все это имеет важное значение для успешного обучения в школе. Воспитанники имели высокий и средний уровень 99% по математике.
А так же большое внимание уделяла развитию речи, поэтому взяла тему по самообразованию «Развитие познавательного интереса к р.н. сказке у детей в процессе занятий». Оптимизм, образность, забавность, дидактизм- эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач:
1. Воспитание нравственности
2. Воспитание добрых чувств
3. Сказка и физическое воспитание
4. Развитие мышления и воображения
5. Сказка и математика
6. Сказка и экология
7. Сказка развивает руки.
Проводя диагностику детей по критериям:
1. Рассказать, что видели, куда ходили, что случилось
2. Использовала наст, театр, инсценировать отрывки из Р.Н.С.
3.Знать и пересказывать Р.Н.С.
4.Фантазировать, воображать, сочинять свои сказки
5. Воспитание добрых чувств к Р.Н.С.
Имела результаты за три года: высокий – 40%
Средний – 60%
В результате работы у детей:
- увеличился словарный запас
- стали раскованы, активны, любознательны
- развито мышление воображения и фантазия
- большой познавательный интерес и желание заниматься
С опытом работы выступала на педсовете, семинаре, РМО, конференции, на конкурсе «Учитель года»(победитель конкурса), участник конкурса «Учитель года» в Западном образовательном округе, призер конкурса в номинации «Занятие года»,сертификат участника «Современный урок», диплом победителя районного конкурса «Персональное портфолио педагога».
С введением в действие Федеральных Государственных Требований в настоящее время мною разработана основная общеразвивающая программа дошкольного образования по возрастным группам на пять лет, общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением физического развития на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Программа принята на методсовете и утверждена. В соответствии с ФГТ содержание программы включает совокупность всех образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Цель программы - создать условия для максимальной реализации личности ребенка.
Также для успешного обучения детей в школе я использую парциальные программы:
-«Математические ступеньки» под редакцией Е.В.Колесниковой, (т.ц. Москва, 2006г), с помощью которой я осуществляю свою работу с детьми в определенной системе и последовательности:
1.учебно-методические пособия для воспитателей (рекомендации и дидактический материал);
2.рабочие тетради с развивающими занятиями;
3.тетради с диагностическими заданиями;
- «Развиваем речь» под редакцией О.С.Ушаковой, система обучения методики повышает речевой и общий интеллектуальный уровень дошкольника.
- «Методика экологического воспитания в детском саду» под редакцией С.Н.Николаевой.
-«Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой, цель формирования эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Одно из главных направлений в моей работе – обеспечение охраны и укрепление здоровья детей. Проблема нынешних воспитанников- недостаточная двигательная активность – гиподинамия – препятствует успешному решению задач физического воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей, понижает их интеллектуальную активность и работоспособность.
Из данной проблемы обозначилась моя методическая тема: «Формирование двигательной активности детей через подвижные игры».
Так как в игре совершенствуются основные движения, воспитываются такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и действий, выполнения определенных правил, без правил игра не интересна.
За три последних года по данной проблеме мною сделана картотека подвижных игр, атрибутика к подвижным играм, составлены тематический и перспективный планы по возрастным группам. За три года у детей были выявлены диагностические данные: высокий, средний: -96%
В детском саду созданы благоприятные условия для гармоничного развития детей: постоянно обогащается предметно-развивающая среда в группе и на участке, удовлетворяющая интересы и потребности каждого ребенка. В организованной мною среде дети наблюдают, думают, рассуждают, конструируют.
Детям предоставляется обширный комплекс развивающих возможностей, это тематические уголки:
-«веселая математика»;
-«уголок природы»;
-«книжный уголок»;
-«музыкальный уголок»;
-«спортивный уголок»;
-«уголок изодеятельности»;
-«уголок здоровья»;
-«игровые уголки для мальчиков и девочек»;
-«уголки уединения и расслабления»;
В группе разработана технология здоровьесбережения: режим дня, трехразовое питание, организована двигательная активность в течении дня- это утренняя гимнастика, физкультурные занятия на улице и спортзале, ритмика, физкультминутки, подвижные игры, бодрящая гимнастика после сна, организована работа с часто болеющими детьми. Это позволило сохранить низкий процент заболеваемости детей на одного ребенка в год
ниже областного—на 3%.
В результате отработанной мною системы работы воспитанники активно принимают участие в районных конкурсах и занимают призовые места:
«Утренняя звезда», «Я и педагог», «Веселые вытворяшки», «Мама папа я-спортивная семья».
В группе внедряется проектная деятельность: в 2010-2011 учебном году разработан долгосрочный проект на год «Подвижная игра в жизни малышей», краткосрочные проекты (один месяц). Проектная деятельность в дальнейшем будет продолжаться.
С наработанным опытом выступила на педсовете, РМО, на районном семинаре и показала практическое занятие «Час здоровья».
В детском саду организована работа логопеда и психолога, работает кружок «Школа развития».
Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведется на протяжении всего дошкольного периода. Используются уже ставшие традиционными формы работы:
-открытые занятия в детском саду для родителей и учителей начальных классов;
-совместные родительские собрания;
-дети подготовительной группы посещают с января по май «Школу развития» на базе средней школы пгт Даровской.
-экскурсии по школе;
-встречи с учащимся школы бывшими воспитанниками детского сада.
И новые формы работы:
-административно-групповые совещания с приглашением психолога, педиатра, логопеда, заместителя директора по УВР школы в начале и в конце учебного года.
-творческие конкурсы с участием родителей и воспитанников подготовительной группы.
Считаю, что тесное сотрудничество родителей, учителей, воспитателей позволяет добиться положительных результатов в работе и вызывает у детей желание идти в школу.
Учителя начальных классов, в которые поступили сои воспитанники из детского сада отмечают, что дети имеют высокий уровень по всем образовательным видам деятельности, хорошо развита познавательная активность, психологическая готовность к обучению, трудолюбие, усидчивость, ответственность. Дети хорошо развиты физически, воспитаны, дисциплинированы, самостоятельны, любознательны, умеют вести себя в коллективе.
Данные ежегодно проводимого мониторинга показывает у 88% выпускников детского сада имеют высокий уровень адаптации к школе, у 12% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.
В заключении хочется сказать: только заинтересованность воспитателей, родителей и учителей может сделать переход из детского сада в школу безболезненным и успешным. Ради детей можно найти силы, время и средства решения этой задачи.
По определению Д.Б.Эльконина дошкольный и младший школьный возраст- это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детство».
Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя- педагог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность выпускников детского сада к обучению в школе
В статье раскрывается методологическая основа изучения вопроса мотивационной готовности к обучению в школе, критерии сформированности "позиции школьника", результаты обследования выпускников ДОУ по ве...
Консультация для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»
Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учителем и однокл...
Консультация для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»
Консультация для родителей: консультация для родителей выпускников ДОУ «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе» Ступень в жизни ребенка - 1 класс. Как помочь...
Выступление на педагогическом совете: «Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе»
Выступление на педагогическом совете по теме: "Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе"...
Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»
Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учите...
Консультация для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»
Консультация для родителей....
"Адаптация выпускников детского сада к обучению в школе"
Консультация для родителей...