Работа над интонационной выразительностью речи
методическая разработка по развитию речи по теме
Работа над интонационной выразительностью речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_priemy_raboty_nad_izobrazitelnymi_sredstvami_yazyka.docx | 14.34 КБ |
rekomendatsii.docx | 13.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
Для вас, коллеги!
Работа над интонационной выразительностью речи
Важным качеством грамотной речи является четкая дикция, интонационная и орфоэпическая правильность, эмоционольно - образная выразительность. Использование интонационных навыков, сформированных в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для овладения письменной речью. Работу над мелодико-интонационной выразительностью нужно включать в различные режимные моменты: прогулки, самостоятельную деятельность детей во второй половине дня. Посвящая 3-5 минут решению какой-либо интонационной задачи, мы постепенно формируем у детей навык владения этим выразительным средством речи, который помогает оформить им свое высказывание.
Вот несколько игровых упражнений, цель которых - формирование интонационной выразительности речи:
«Горка»
Цель: развивать высоту голоса, закреплять умение изменять темп речи в зависимости от ситуации. - Я на горку вверх иду (дети медленно поют вверх по гамме и 2 руками показывают, как они поднимаются на горку.) - А с горы бегом бегу (поют вниз по гамме и быстром темпе, сопровождая пение движением рук.)
«Мышки»
Цель: развитие силы голоса, двигательной активности.
Дети делятся на две команды: мыши и коты. Дети — «коты» спят. Дети — «мыши», присев на корточки, тихо поют:
Мышки под полом сидят,
Мышки в щелочки глядят.
Тихо-тихо-тихо мышки
В щелочки глядят.
Поют громко:
Ночью мышки выбегают,
Игры, пляски затевают. Пи, пи, пи,
Игры, пляски затевают.
С окончанием песенки дети- «коты» просыпаются и ловят «мышей».
«Часы»
Цель: развивать темповую организацию речи.
Тик-так, тик-так.
Часы большие так идут.
(Хлопают и говорят медленно.)
Тики-таки, тики-таки-
Маленькие так бегут.
(Хлопают и говорят быстро.)
«Микрофон»
Цель: развивать умение регулировать силу голоса.
Играют четверо детей. Фразу: «У Миши красная машина»
1-й ребенок говорит очень тихо,
2-й - погромче,
3-й - еще громче,
4-й - очень громко. Приведенные выше игровые упражнения по развитию интонационной выразительности речи не занимают много времени, но позволяют сделать работу интересной, насыщенной и разнообразной.
Основные приемы работы над изобразительными средствами языка:
1) обнаружение в тексте «образных» слов;
2) объяснение функции, предназначения образного слова;
3) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем;
4) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу воспитателя: какую картину ты представляешь себе?
5) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе;
6) отработка интонации;
7) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и т. д.
Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей. На основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь детей, развивается их языковое чутье, вкус.
Развитие выразительной речи способствует становлению самостоятельности детей и индивидуальности, раскрытию творческих способностей, а также развивает ум, воображение, эстетический вкус, помогает эмоционально понять собеседника, способствует правильному пониманию речи как главного элемента общения.
Предварительный просмотр:
Рекомендации
Для вас, коллеги!
Методические рекомендации по развитию выразительности речи у дошкольников
Работа по формированию интонационных характеристик у дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на занятиях в группе с воспитателем, на музыкальном занятии, включаться в режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
1.Работа над речевым дыханием.
2. Куклы-бибабо.
Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев.
Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.
3. Инсценировки.
Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.
Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.
4. Сюжетно-ролевые игры.
Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты.
5.Логопедическая ритмика.
Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.
Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.
6.Произнесение скороговорок с разной интонацией.
7.Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т. п.).
Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».
Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию развитию произвольной выразительности речи у детей....
Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи
Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода. Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...
Использование дидактических упражнений, направленных на развитие интонационной выразительности речи, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Материал представлен картотекой игр и упражнений для развития интонационной выразительности речи детей....
Работа над интонационной выразительностью речи
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педогоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. В большинстве случае...
Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами
Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....
«Использование ИКТ и дидактических средств на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, как эффективное средство в работе над интонационной выразительностью речи»
Материал можент быть полезен работникам дошкольных организаций....
Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...