Работа над интонационной выразительностью речи
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педогоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и его отношения к происходящему.Формирование навыков восприятия интонаионных компонентов: мелодика,темп, итм, тембр, логическое ударение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_intonatsionnoy_vyrazitelnostyu_rechi.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над интонационной выразительностью речи.

   Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к 5-летнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. В то же время мы сталкиваемся с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.

   Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания, а также понимать чувства и отношения к нему других людей.

   На первом этапе по формированию навыков восприятия интонации привлекаем внимание детей к мелодике (основному тону голоса). Например, такой прием, как «рассказ проблемной истории» : «Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты.» (Утверждение, тон голоса понижается). Пауза. «Почему вы мне ничего не ответили?» («Вы нас не спрашивали») А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?»- «Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?» (изменился голос)

   Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики : 1) «Точка», 2) «Восклицательный знак», 3) «Вопросительный знак». Цель таких упражнений-закреплять навыки узнавания вопросительных предложений, восприятия повышения основного тона, закрепление навыков восприятия понижения основного тона. Детям раздают карточки с изображением вопросительного знака (?) и произносят текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку.

Например «Кулики»:

-Кто там бродит у реки?

-Это наши кулики.

-А чего они хотят?

-Накормить своих ребят.

-Где ребята?

-На песочке.

- Сколько их?

-Сынок и дочка.

-У сынка на горлышке все промокли перышки. От того, что не спросясь сунул клювик прямо в грязь.

   Речевой поток разделяют паузы. Между словами и сочетаниями слов делаются паузы разные по времени. Это вместе составляет темп и ритм речи. Сначала вводятся контрастные образцы темпа: «быстро» и «медленно». В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки. Считалки являются как упражнения для развития голосового аппарата (произносить их громко, тихо, вполголоса). У детей формируем умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце. Если взрослый ускоряет речь, то дети тоже должны ускорять свои движения. Например, игра «Карусели». Дети начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Ем, ем, еле, еле (в медленном темпе)

Завертелись карусели (в умеренном темпе)

А потом кругом, кругом (в быстром темпе)

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

   Формирование навыков восприятия тембра начинаем со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. В качестве наглядного материала используем пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально-выразительных лиц. Также применяем в работе «проблемные речевые истории», связанные с сюжетами литературных произведений. При знакомстве детей с ситуацией можно дать инструкцию: «Сейчас я расскажу вам одну историю.  А вы выберите карточку ( пиктограмму), которая больше всего подходит к рассказу.» Например, «проблемные речевые истории»: «Слава очень любит животных. Он давно хотел побывать в зоопарке. Но мама и папа все время на работе. Вот к Славе приехала бабушка. Слава и бабушка пошли в зоопарк.» (Радость)

Или «Винни-Пух сидел дома и ел свой любимый мед. Откуда ни возьмись появилась пчела и стала громко жужжать. Пчела садилась Винни-Пуху на голову, на нос, на горшок с медом. Теперь он не мог спокойно есть. Винни-Пух бросился за ней с газетой, ударил с размаху. Горшок с медом упал и разбился. А пчела улетела.» (Раздражение, гнев)

Можно предложить игры «Кто боится прививки?», «Угадай-ка». Эти игры-упражнения также обогащают эмоционально-экспрессивную лексику и развивают речевой слух детей.

Компоненты интонации взаимосвязаны. Ударение-это компонент интонации. Дети седьмого года жизни узнают, что произнесение слогов в слове различно -один слог произносится более протяжно, громче других -это ударный слог. Определение ударного слога -необходимый этап в работе по обучению старших дошкольников слоговому анализу. На занятиях по развитию речи, обучению грамоте проводим дидактические игры, цель которых закрепить навыки выделения слогов в слове, учить определять местонахождение ударного слога. Например, «Кому какой подарок?»: «Однажды Лута и Лута справляли день рождения. Одному зайцу подарили часы, а другому -зонтик. Подарки распределили так: если в названии подарка ударение звучит в первой части, то этот подарок получает Лута, а если ударение звучит во второй части названия, то он для Луты. Помогите дети узнать кому же достались часы, а кому зонтик. Дети медленно проговаривают слова, вслушиваются в различное звучание слогов в слове, определяют ударный слог, переносят ударение с одного слога на другой.

   Для устной речи очень важным является правильное использование логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов). Дошкольникам объясняют, что те слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и более растянуто, чем остальные слова в предложении. При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ текста.

Например, произносим фразу: «Снегири клюют рябину». Я сообщила, что именно снегири, а не другие птицы клюют рябину. Теперь надо уточнить, что они клюют, а не сидят и не летают. «Снегири клюют рябину». В предложении «Снегири клюют рябину» важное слово я произнесла растянуто. Оно уточняет, что снегири питаются рябиной, а не зерном или крошками хлеба.

Закрепляются полученные навыки в играх: «Кто в каком домике живет?», «Что купили в магазине?». Вопрос ориентирует ребенка на выбор слова-носителя логического ударения, а игровая ситуация помогает определить, почему именно это слово следует считать наиболее важным по смыслу.

Работа над интонационной выразительностью речи в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях, вне занятий -в игровой деятельности, в повседневной жизни. Дети с удовольствием участвуют в разных мероприятиях сада: на утренниках играют роли, посещают фольклор, ансамбль «Народные инструменты».

Ежегодно в детском саду проходит конкурс чтецов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над интонационной выразительностью речи

Работа над интонационной выразительностью речи...

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....

Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...