Конспект занятия с родителями по теме: «Адаптируемся вместе».
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Скрипников Людмила Николаевна
Цель: рассказать об особенностях первых дней пребывания ребёнка в детском саду; научить родителей адекватным способам взаимодействия с ребёнком в период адаптации; изучить индивидуальные особенности детей, поступающих в ДОУ (на основе анкетирования); способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 Берёзка» посёлка Мостовского

Мостовского муниципального образования

Мостовский район

Конспект занятия с родителями по теме: «Адаптируемся вместе».

Подготовила:

Педагог - психолог

Скрипникова Людмила Николаевна

Высшая квалификационная категория

п. г. т. Мостовской

Цель: рассказать об особенностях первых дней пребывания ребёнка в детском саду; научить родителей адекватным способам взаимодействия с ребёнком в период адаптации; изучить индивидуальные особенности детей, поступающих в ДОУ (на основе анкетирования); способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

Участники: родители детей раннего возраста, воспитатель группы, педагог – психолог, заведующая.

Подготовка: за две недели до практического занятия родителям предлагается заполнить бланк анкеты «Готовность ребёнка к поступлению в детский сад» изготовила для игровых групп таблички: «Дети», «Администрация ДОУ», «Родители», «Эксперты»; психолог обрабатывает и анализирует результаты анкетирования родителей; для каждого родителя готовятся жетоны разных цветов в форме яблока - красный, зелёный, жёлтый. На доске прикрепляется плакат с изображением «дерева успеха».

                                            Ход занятия

1.Вступительное слово заведующей на тему «Особенности пребывания ребёнка в условиях ДОУ» (режим, сетка занятий, специфика данного образовательного учреждения).

2. Выступления психолога.

1)Результаты анкетирования;

2)Лекция на тему «Особенности адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ».

Адаптация-это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики.

   Чтобы избежать осложнений и обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в ДОУ, требуется поддержка родителей.

    Как примут ребёнка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него со сверстниками? Насколько быстро он привыкнет ,адаптируется в новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги.. От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда и полгода), и его дальнейшее развитие. Эмоциональная привязанность к матери формируется с момента рождения и пронизывает всё ранее детство ребёнка. По мере взросления малыша она может несколько видоизменяться, в зависимости от расширения круга общения. Поэтому важно, чтобы любой новый опыт (например, общения с другими детьми и взрослыми, пребывание в незнакомом месте, игра с новыми игрушками) ребёнок раннего возраста постигал вместе с мамой, что поможет ему удостовериться в безопасности данного опыта.

   Существует определённая последовательность формирования психологической автономности ребёнка от мамы в условиях детского сада.

   1-й этап «Мы играем только вместе». В первое время, когда ребёнка ещё настороженно относится к детскому саду, мама является его проводником и защитником. Она побуждает его включаться во все виды деятельности и сама активно играет вместе с ним во все игры. На данном этапе ребёнок и мама- одно целое.

   2-й этап «Я играю сам, но ты будь рядом», Постепенно малыш начинает осознавать , что новая обстановка не несёт для него никакой опасности . игры и игрушки вызывают у него острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучаться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается к ней, ищет её взглядом, подходит за эмоциональной «подпиткой».

Здесь важно маме, отпуская ребёнка, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы.

Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш всё дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогом, другими детьми и чужими мамами.

   3-й этап «Иди, я немного поиграю один». Рано или поздно настаёт момент, когда малыш сам начинает проявлять самостоятельность в игре. Он просит остаться на стульчике в стороне, хорошо взаимодействует с педагогом, ориентируется в обстановке группы. У него появились любимые игрушки, он запомнил и выполняет простейшие правила. Когда наступает такой момент, маме можно предложить подождать ребёнка в приёмной. Главный момент в этой ситуации: мама предупреждает ребёнка о том, что она ненадолго отлучится. Важно внимание ребёнка на возвращение мамы, но то, что мама его не обманула, она действительно отлучилась только на какое-то время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия можно увеличить.

   4-й этап «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». Собираясь в детский сад, ребёнок уже знает, что он будет находиться в группе один, и

заранее   на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимодействие с педагогом, детьми, при необходимости обращается за помощью.

    Именно этот этап является завершающим в процессе становления психологической автономности ребёнка.

     Длительность адаптации во многом зависит от поведения родителей.

      Как же облегчить крохе процесс адаптации?

  • Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: « А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть?» и.т.п.
  • Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что своё , а что – чужое как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.
  • Отправляясь, первый раз в сад, напоминайте себе, что вы его сами выбрали, поэтому с ребёнком здесь ничего плохого не случиться. Если вы не будете скрывать от крохи волнения, то ему передастся напряженное состояние.
  • Дома спокойно объясните малышу , что там он, как все дети, останется один, что вы непременно заберёте его после обеда, сна и.т.д.
  • Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Пока ребёнок осваивается, не тормошите его, не позволяйте чужим людям подшучивать и стыдить кроху, готового заплакать.
  • Вместе загляните в группу - обычно внимание малыша сразу захватывает множество игрушек, ион на какое-то время забывает о маме. Подумайте: может вам стоит исчезнуть именно в этот момент?
  • Пообещав ребёнку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите раньше. Опоздание к условленному сроку- самое худшее, что может быть в этот период.
  • Забирая малыша, не забудьте расспросить воспитателя о поведении и эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям.
  1. Воспитатель, который выполняет на собрании роль ведущего, объясняет правила игры. Каждая группа (состав формируется по желанию родителей) получает табличку (дети), (администрация), (воспитатель), (родители).

И в соответствии с полученным названием выполняет определенную роль в игре.

В роли эксперта - педагог-психолог.

   Проводится разминка(5мин), в ходе которой необходимо согласно роли продолжить начало следующего предложения: «Чтобы обеспечить лёгкую

     адаптацию, надо..).

   Каждая группа сдаёт экспертам лист с подготовленным предложением.

- На первом этапе игры ведущий предлагает группам определить проблемы, осложнения процесса адаптации малыша к условиям детского сада (продолжительность этапа-15 минут).

Группа экспертов докладывает о результате разминки.

- На втором этапе каждой группе предлагается из выявленных проблем адаптации детей раннего возраста выделить самые важные и попытаться наметить пути её решения (продолжительность этапа -10 минут).

    Каждая группа рассказывает о результатах своей деятельности по выполнению!- и2-го задания.

- На 3-м этапе каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический, фантастический) решения главной проблемы адаптации ребёнка в условиях ДОУ с точки зрения родителей (продолжительность 10 минут).

4.Представители групп предлагают эти способы.

5. Самооценка участников игры, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: «Работая с группой, я понял (а), (что..).

                                     Решение собрания

-Родительский комитет совместно с психологом обобщают предложения участников деловой игры, предлагается учесть эти предложения при разработке плана воспитательной работы и планировании деятельности родительского комитета.

- При принятии решения каждому родителю выдаются три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить к «дереву успеха». Цвет жетона обозначает следующее:

А)красный –считаю, что данная игра позволит моему ребёнку успешно адаптироваться.

Б)жёлтый- у меня существует некоторые сомнения;

В)зелёный- жалею, что участвовал(а) в собрании;

- В конце собрания родителям выдаются памятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для родителей “слушаем музыку вместе”

Конспект занятия для родителей “слушаем музыку вместе”...

Конспект занятия с родителями на тему: «Гармонизация детско- родительских отношений.»

Конспект занятия с родителями на тему: «Гармонизация детско- родительских отношений.»Цель: содействовать гармонизации детско-родительских отношений для успешного воспитания и развития ребе...

Заседание клуба "Молодая семья" тема:" Адаптируемся вместе"

С чего начинается садик?Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам,...

Конспект занятия для родителей по теме: «Зима»

Конспект занятия для родителей по теме: «Зима»...

Конспект занятия в технологии ситуация Тема: «Складываем и вычитаем вместе с Незнайкой» для детей старшего дошкольного возраста

Цели:закреплять умение прибавлять и отнимать; формировать понятия что такое «плюс», и что такое «минус»;развивать внимание, память;воспитывать желание выполнять действия, идти ...

Семинар – практикум на тему «Адаптируемся вместе"

Семинар – практикум на тему «Адаптируемся вместе"...