Материал для родителей
консультация на тему
Адаптация ребёнка к детскому саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Адаптация ребенка к детскому саду или как помочь ребенку овладеть наукой расставания»
На третьем году жизни многие малыши начинают посещать детский сад. Временная разлука с привычной домашней обстановкой- неизбежный этап взросления детей. Для нормального развития им нужно научиться расставаться с близкими, и прежде всего с матерью. Однако часто поступление ребенка в детский сад сопровождается страхом. Почему?
Результатом тесного взаимодействия ребенка с матерью в младенчестве становится эмоциональная привязанность к ней и доверие к близким. Чем крепче эта связь, тем сильнее страдания ребенка. Ранней профилактикой страхов разлуки становятся игры в прятки, когда взрослый исчезает ненадолго и быстро появляется. Вы замечали, сколько радости вызывает возвращение матери! Но понимание, что мама и другие близкие могут то пропадать, то появляться, приходит к ребенку медленно и трудно.
Чем раньше ребенок начинает посещать детское учреждение, тем легче он привыкает к его условиям.
Сейчас дети начинают ходить в детский сад с 2-2,5 лет, и у большинства из них уже возникают прочные семейные связи и стереотипы домашнего поведения.
Пока ребенок не посещал дошкольное учреждение, он был в родных стенах, домашнем уюте и тесном контакте с родителями и близкими. Все было просто и понятно, его любили и принимали таким, какой он есть, угадывали его желания, считали центром «семейной Вселенной». И когда он лишается привычного эмоционального комфорта, ему надо приспособиться к незнакомым стенам, людям и новым требованиям, иными словами, адаптироваться.
Возникает острое, интенсивное ощущение страха. В этом состоянии сплетаются воедино страх одиночества, страх потери самого близкого человека- матери, страх лишения родительской любви, защиты и внимания.
Страх разлуки с мамой- яркая эмоциональная реакция. Она возникает в ответ на появление новых условий, пугающей незнакомой обстановки, чужих для него взрослых и детей. Нервная система ребенка пока еще не окрепла, жизненный опыт мал, представления о жизни в большом социуме только начинают складываться. Ребенок в этом возрасте постигает окружающий мир не посредством слова, а на эмоционально-чувственном уровне. Также аффективно он реагирует на расставания с близкими. Вот почему дети испытывают такие глубокие переживания от разлуки с матерью, и никакие увещания о том, что в саду хорошо, а мама скоро вернется, почти не действуют на ребенка.
Разлука тяжела не только для детей, но и для их родителей, особенно для матери. Обычно родителям в этот период свойственны смешанные чувства вины, тревоги, обиды, иногда даже злости и собственного страха. Матери сами могут создавать обстановку тревожности, необдуманно выражая свои чувства и болезненно расставаясь с малышом, они недоверчиво относятся к педагогам и их требованиям. Демонстрируя своим поведением испуг, они тем самым эмоционально усиливают воздействие на него. Надо помнить, что взрослый «обучает» ребенка своим примером в любой конкретной ситуации.
Чтобы не провоцировать страхи, родители должны сохранять спокойствие, уравновешенность и доброжелательность во взаимоотношениях с малышом, быть позитивно настроенными и к воспитателям, и к детскому саду. И тогда ребенку будут передаваться эти позитивные чувства.
Причины возникновения страха разлуки. Почему может возникнуть страх разлуки?
Потому что дети:
1. эмоционально привязаны с рождения к матери и привычным домашним условиям, это возрастная особенность ребенка в младенческом и раннем возрасте, позволяющая ему расти и полноценно развиваться в атмосфере безопасности и защиты;
2. различны по своему способу освоения нового жизненного пространства- одни идут навстречу всему новому, незнакомому и поэтому адаптируются легко и радостно, другие от природы имеют слабую нервную систему, тяжело переживают смену привычной обстановки, что провоцирует повышенную тревожность и страхи;
3. имеют такой уровень сознания, который создает основу для аффективно-чувственного проживания событий;
4. подходят к концу третьего года жизни к возрастному кризису, что ослабляет их защитные силы и способствует повышенной возбудимости, неуравновешенности, негативизму и протестному поведению.
Потому что родители:
1. вели обособленный образ жизни с ребенком, ограждали его от людей, мало посещали с ним общественные места и места, где он может встретить других детей и взрослых;
2. редко давали возможность ребенку играть со сверстниками в песочнице, на качелях, в парке;
3. не готовили детей к посещению детской группы, не знакомились с пространством детского сада заранее;
4. в первые дни оставляли ребенка на слишком долгое время;
5. выбирали не правильные слова утешения: «Если не останешься в детском саду, не приду за тобой», «В детском саду плачут только нехорошие дети» и т.д.
Какие дети подвержены страху отрыва от матери:
1. с повышенной эмоциональной зависимостью от мамы;
2. эмоционально чувствительные и впечатлительные- они ярко, образно запоминают те или иные события жизни;
3. имеющие уже в младенчестве ярко выраженный инстинкт самосохранения;
4. подверженные другим сильным страхам- бояться животных, сказочных персонажей, темноты, воды или высоты, имеют страхи, не свойственные их возрасту;
5. пережившие психотравмирующие ситуации ( пребывание в стационаре без матери, развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.п);
6. соматические заболевания.
Советы родителям
Что делать, чтобы страх не возник:
1. Задолго до прихода ребенка в детский сад начинайте готовить его к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми: ходите в гости, чаще бывайте на детских игровых площадках.
2. Наблюдайте за ребенком- как он себя ведет в подобных ситуациях, помогайте ему налаживать контакты с другими людьми, обучайте «волшебным словам» общения: «»Как тебя зовут?, «Во что ты играешь?», «Смотри, что у меня есть!», «Давай играть вместе!». Если ребенок плохо говорит, говорите за него, давая образец поведения.
3. До первого дня прихода в группу побывайте на площадке д/сада, побудьте некоторое время с детьми и воспитателем, при этом комментируйте все, что видите и слышите; чаще посещайте групповую площадку в вечернее время, чтобы ребенок мог наблюдать, как родители спешат за детьми, забирают их домой, как некоторые дети не торопятся уходить, потому что им интересно в этом месте играть.
4. При знакомстве с воспитателями группы расскажите как можно подробнее о своем ребенке, его привязанностях, особенностях, любимых игрушках и занятиях, расскажите, как ребенок привык дома есть, засыпать, проводить время.
5. В первые дни посещения группы побудьте с ребенком (до прогулки, до обеда), не оставляйте его сразу надолго в детском саду, а ограничьтесь парой часов. В последующие две недели не приходите поздно и не оставляйте ребенка на полный день- это для него тяжело.
6. После 1-2 дней присутствия в группе с ребенком научитесь мягко, но коротко расставаться с ним. Не затягивайте эту процедуру, но и не отрывайте ребенка резко от себя, попросите воспитателя помочь вам переключить его внимание на что-нибудь интересное.
Что делать, если страх разлуки все же возник:
1. Разделите чувства ребенка, примите его страх как данность и не уверяйте в том, что «ничего страшного нет».
2. Не вините, не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи.
3. Проанализируйте свое поведение и собственные чувства в ситуации расставания: дети как барометр эмоционально улавливают наше эмоциональное состояние и откликаются на него.
4. Выясните дома, почему ребенок боится идти в группу, это можно сделать с помощью игры в «детский сад», где та или иная игрушка олицетворяет самого ребенка, а взрослый наблюдает, как игрушка поступает, что она говорит и делает. Спросите, что ей нравиться или не нравиться в детском саду, какое у нее заветное желание.
5. Обязательно побеседуйте с воспитателями группы и узнайте, не произошло ли чего-нибудь неприятного для ребенка- упал, подрался, обидели дети и т.п.
6. Объясните ребенку на доступном языке, почему вы оставляете его в детском саду, что полезного и интересного его там ждет.
7. Дайте в детский сад ребенку его любимую игрушку- она станет оберегом (вы ее об этом попросите). Она будет с ребенком рядом в периоды тоски по дому.
8. Если страх ребенка и отношения психологической зависимости при расставании с матерью длятся более трех недель, смените того, кто приводит ребенка в детский сад, -это может привести к достаточно быстрому положительному эффекту.
Спасибо за внимание!!!
Список литературы
1. Справочник педагога-психолога №6, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Материал для родителей "Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей" Пословицы, стихи о труде
Пословицы, стихи о труде. Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей....
Материал для родителей "Памятка родителям от ребенка"
Памятка родителям от ребенка...
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»
Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....
Материал для родителей Права, обязанности, функции родителей, Десять заповедей родителей
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....