Материал для родителей
консультация на тему

Иванюк Светлана Николаевна

Адаптация ребёнка к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Адаптация ребенка к детскому саду или как помочь ребенку овладеть наукой расставания»

На третьем году жизни многие малыши начинают посещать детский сад. Временная разлука с привычной домашней обстановкой- неизбежный этап взросления детей. Для нормального развития им нужно научиться расставаться с близкими, и прежде всего с матерью. Однако часто поступление ребенка в детский сад сопровождается страхом. Почему?

Результатом тесного взаимодействия ребенка с матерью в младенчестве становится эмоциональная привязанность к ней и доверие к близким. Чем крепче эта связь, тем сильнее страдания ребенка. Ранней профилактикой страхов разлуки становятся игры в прятки, когда взрослый исчезает ненадолго и быстро появляется. Вы замечали, сколько радости вызывает возвращение матери! Но понимание, что мама и другие близкие могут то пропадать, то появляться, приходит к ребенку медленно и трудно.

Чем раньше ребенок начинает посещать детское учреждение, тем легче он привыкает к его условиям.

Сейчас дети начинают ходить в детский сад с 2-2,5 лет, и у большинства из них уже возникают прочные семейные связи и стереотипы домашнего поведения.

Пока ребенок не посещал дошкольное учреждение, он был в родных стенах, домашнем уюте и тесном контакте с родителями и близкими. Все было просто и понятно, его любили и принимали таким, какой он есть, угадывали его желания, считали центром «семейной Вселенной». И когда он лишается привычного эмоционального комфорта, ему надо приспособиться к незнакомым стенам,  людям и новым требованиям, иными словами, адаптироваться.

Возникает острое, интенсивное ощущение страха. В этом состоянии сплетаются воедино страх одиночества, страх потери самого близкого человека- матери, страх лишения родительской любви, защиты и внимания.

Страх разлуки с мамой- яркая эмоциональная реакция. Она возникает  в ответ на появление новых условий, пугающей незнакомой обстановки, чужих для него взрослых и детей. Нервная система ребенка пока еще не окрепла, жизненный опыт мал, представления о жизни в большом социуме только начинают складываться. Ребенок в этом возрасте постигает окружающий мир не посредством слова, а на эмоционально-чувственном уровне. Также  аффективно он реагирует на расставания с близкими. Вот почему дети испытывают такие глубокие переживания от разлуки с матерью, и никакие увещания о том, что в саду хорошо, а мама скоро  вернется, почти не действуют на ребенка.

Разлука тяжела не только для детей, но и для их родителей, особенно для матери. Обычно родителям в этот период свойственны смешанные чувства вины, тревоги, обиды, иногда даже злости и собственного страха. Матери сами могут создавать обстановку тревожности, необдуманно выражая свои чувства и болезненно расставаясь с малышом, они недоверчиво относятся к педагогам и их требованиям. Демонстрируя своим поведением испуг, они тем самым эмоционально усиливают воздействие на него. Надо помнить, что взрослый «обучает» ребенка своим примером в любой конкретной ситуации.

Чтобы не провоцировать страхи, родители должны сохранять спокойствие, уравновешенность и доброжелательность во взаимоотношениях с малышом, быть позитивно настроенными  и к воспитателям, и к детскому саду. И тогда ребенку будут передаваться эти позитивные чувства.

Причины возникновения страха разлуки. Почему может возникнуть страх разлуки?

Потому что дети:

1. эмоционально привязаны с рождения к матери и привычным  домашним условиям, это возрастная особенность ребенка в младенческом и раннем возрасте, позволяющая ему расти и полноценно развиваться в атмосфере безопасности и защиты;

2. различны по своему способу освоения  нового жизненного пространства- одни идут навстречу всему новому, незнакомому и поэтому адаптируются легко и радостно, другие от природы имеют слабую нервную систему, тяжело переживают смену привычной обстановки, что провоцирует повышенную тревожность и страхи;

3. имеют такой  уровень сознания, который создает основу для аффективно-чувственного проживания событий;

4. подходят к концу третьего года жизни к возрастному кризису, что ослабляет их защитные силы и способствует повышенной возбудимости, неуравновешенности, негативизму и протестному поведению.

Потому что родители:

1. вели обособленный образ жизни с ребенком, ограждали его от людей, мало посещали с ним общественные места и места, где он может встретить других  детей и взрослых;

2. редко давали возможность ребенку играть со сверстниками в песочнице, на качелях, в парке;

3. не готовили  детей к посещению детской группы, не знакомились с пространством детского сада заранее;

4. в первые дни оставляли ребенка на слишком долгое время;

5. выбирали не правильные слова утешения: «Если не останешься в детском саду, не приду за тобой», «В детском саду плачут только нехорошие дети» и т.д.

Какие дети подвержены страху отрыва от матери:

1. с повышенной эмоциональной зависимостью от мамы;

2. эмоционально чувствительные и впечатлительные- они ярко, образно запоминают те или иные события жизни;

3. имеющие уже в младенчестве ярко выраженный инстинкт самосохранения;

4. подверженные другим сильным страхам- бояться животных, сказочных персонажей, темноты, воды или высоты, имеют страхи, не свойственные их возрасту;

5. пережившие психотравмирующие ситуации ( пребывание в стационаре без матери, развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.п);

6. соматические заболевания.

Советы родителям

Что делать, чтобы страх не возник:

1. Задолго до прихода ребенка в детский сад начинайте готовить его к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми: ходите в гости, чаще бывайте на детских игровых площадках.

2. Наблюдайте за ребенком- как он себя ведет в подобных ситуациях, помогайте ему налаживать контакты с другими людьми, обучайте «волшебным словам» общения: «»Как тебя зовут?, «Во что ты играешь?», «Смотри, что у меня есть!», «Давай играть вместе!». Если ребенок плохо говорит, говорите за него, давая образец поведения.

3. До первого дня прихода в группу побывайте на площадке д/сада, побудьте некоторое время с детьми и воспитателем, при этом комментируйте все, что видите и слышите; чаще посещайте групповую площадку в вечернее время, чтобы ребенок мог наблюдать, как родители спешат за детьми, забирают их домой, как некоторые дети не торопятся уходить, потому что им интересно в этом месте играть.

4. При знакомстве с воспитателями группы расскажите как можно подробнее о своем ребенке, его привязанностях, особенностях, любимых игрушках и занятиях, расскажите, как ребенок привык дома есть, засыпать, проводить время.

5. В первые дни посещения группы побудьте с ребенком (до прогулки, до обеда), не оставляйте его сразу надолго в детском саду, а ограничьтесь парой часов. В последующие две недели не приходите поздно и не оставляйте ребенка на полный день- это для него тяжело.

6. После 1-2 дней присутствия в группе с ребенком научитесь мягко, но коротко расставаться с ним. Не затягивайте эту процедуру, но и не отрывайте ребенка резко от себя, попросите воспитателя помочь вам переключить его внимание на что-нибудь интересное.

Что делать, если страх разлуки все же возник:

1. Разделите чувства ребенка, примите его страх как данность и не уверяйте в  том, что «ничего страшного нет».

2. Не вините, не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи.

3. Проанализируйте свое поведение и собственные чувства в ситуации расставания: дети как барометр эмоционально улавливают наше эмоциональное состояние и откликаются на него.

4. Выясните дома, почему ребенок боится идти в группу, это можно сделать с помощью игры в «детский сад», где та или иная игрушка олицетворяет самого ребенка, а взрослый наблюдает, как игрушка поступает, что она говорит и делает. Спросите, что ей нравиться или не нравиться в детском саду, какое у нее заветное желание.

5. Обязательно побеседуйте с воспитателями группы и узнайте, не произошло ли чего-нибудь неприятного для ребенка- упал, подрался, обидели дети и т.п.

6. Объясните ребенку на доступном языке, почему вы оставляете его в детском саду, что полезного и интересного его там ждет.

7. Дайте в детский сад ребенку его любимую игрушку- она станет оберегом (вы ее об этом попросите). Она будет с ребенком рядом в периоды тоски по дому.

8. Если страх ребенка  и отношения психологической зависимости при расставании с матерью длятся более трех недель, смените того, кто приводит ребенка в детский сад, -это может привести к достаточно быстрому положительному эффекту.

Спасибо за внимание!!!

Список литературы

1. Справочник педагога-психолога №6, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Материал для родителей "Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей" Пословицы, стихи о труде

Пословицы, стихи о труде. Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей....

Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»

Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....

Материал для родителей Права, обязанности, функции родителей, Десять заповедей родителей

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....