КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
статья (старшая группа) на тему

Белякова Екатерина Борисовна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 

Под высшими психическими функциями подразумеваются произвольное внимание, активное запоминание, расчлененное восприятие, мышление речь.

В настоящее время все больше и больше детей нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций. Под развитием познавательной деятельности следует понимать качественные изменения в личности. Развитие мышления не является самоцелью. Учить мыслить необходимо не для того, чтобы ребенок умел делать это, а для того, чтобы он мог лучше ориентироваться в окружающем его мире, организовывать свою жизнь, становится все более самостоятельным.

У ребенка старшего дошкольного возраста должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьных знаний. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.

1.Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учится, он учится лучше. Интерес лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4.Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5.В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6.Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Как развивать произвольное внимание?

Развитие произвольного внимания происходит постепенно и тесно связанно с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания как интересного, так и неинтересного. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений. Можно предложить следующие упражнения на внимание:

«Сравни картинки, назови все их различия (2 пары картинок, содержащие 10-15 различий)»

«Покажи, что перепутал художник? (демонстрация картинок нелепого содержания)»

«Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая половина»

Как развивать восприятие?

Восприятие-это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Восприятие цвета, формы у детей старшего дошкольного возраста на достаточном уровне. Трудным является восприятие времени- ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени(неделя, часы, времена года и т. д.)

Упражнение на развитие восприятия.

1.Узнай, кто это? (предлагается фрагмент рисунка, по которому необходимо определить то целое, к которому эти части относятся).

2.«Узнай что нарисовано? (в рисунках не хватает существенных деталей, надо узнать, каких)»

3. «Золотой коврик» (залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались)

4. «Найти все одинаковые фигуры» (5 совершенно одинаковых и 5 немного отличающих фигур)

5. «Дорисуй геометрические фигуры»

6. «Что ты делаешь утром, днем, вечером, ночью…?»

7. «Назови приметы осени, зимы, весны, лета» (рисунки с временами года).

8. Для развития пространственных представлений использовать ситуации из повседневной жизни

Например: «возьми на самой верхней полке справа книжку», «нарисуй в центре листа круг, справа квадрат, слева – овал и т.д.»

Для развития словесно-логического мышления:

«Определи понятие» - постараться объяснить, что обозначает это слово (наборы слов: велосипед, кнопка, книжка, пальто, друг, бить, самолет, гвоздь и т.д.)

Игры развивающие мышление и сообразительность

Игра «Как это можно использовать».

Слово «карандаш» - ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет (рисовать, писать, как градусник для куклы, удочка, скалка и т.д.).

Игра «Говори наоборот»

Предложи ребенку игру: «Я буду говорить ребенку слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой - маленький (веселый -грустный, быстрый -медленный)»

Игра «Бывает – не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, если нет, то мяч ловить не нужно

(Например кошка варит кашу; Поезд летит по небу; Собака ест косточку и т.д.)

Как развивать память?

Упражнение «Узнай фигуры»

Предлагается 5 фигур. Необходимо посмотреть на картинки, крайняя слева –образец. Нужно определить и показать какая из четырех последующих похожа на первую.

Упражнение на развитие зрительной памяти.

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте простую фигуру(домик, квадрат)

попросите посмотреть внимательно на эту фигуру в течении 2 секунд, затем закройте и попросите ее повторить, сложить также. Усложните это упражнение, складывая эту фигуру из палочек разного цвета.

Игра «Я- фотоаппарат».

Предложите представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека. Внимательно рассмотрев, что находится на столе, ребенок закрывает глаза и перечисляет все что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только зрительную память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумать разные игры.

 

Приемы помогающие запоминанию

1.Если ребенок затрудняется повторить слова, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложить к каждому слову сделать рисунок, который помог бы вспомнить ему эти слова.

То же самое можно попросить ребенка сделать и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

2.Прочитайте небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его при этом обращать внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие).Отвечая на эти вопросы, ребенок мыслит, обобщает ,сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Затем снова попросите ребенка сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

3.Известны различные мнемонические техники, облегчающие запоминание. Например, цвета светового спектра- красный, оранжевый, желтый и т.д.- спектр легко запоминается с помощью фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

При запоминании номера телефона можно придумать какие-либо близкие ребенку аналогии к каждой цифре.(Например, какое-то число совпадает с возрастом ребенка.)

4.Чтобы запомнить ряд слов, необходимо связать их в одну единую смысловую систему, которая запоминается легче.

Игры на развитие речи

Игра «Потерянные вещи»

Необходимо дать полную характеристику каждому «утерянному предмету» (качественную: какой он? и по назначению: что им можно делать?), а остальные дети угадывают.

Игра «Слово заблудилось»

Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется не подходящие по смыслу слова. Надо правильно подсказать слово.

- На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка)

- На поляне у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки)

- Вкусная сварилась Маша (каша), где большая крошка (ложка) наша.

- На дворе большой мороз, отморозить можно хвост (нос).

Рассмотренные игры и задания игрового типа позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, сообразительность, мышление, восприятие, память, речь.

В результате систематических занятий у детей закладываются основы готовности к школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....