Приемы развития и стимулирования детской речи
консультация (старшая группа) на тему
О приемах развития и стимулирования речи детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stimulirovanije_retchi.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, что, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире. Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:
- отстает психическое развитие ребенка
- замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности
- появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что может привести к формированию особых личностных качеств (замкнутости, чувства ущербности и т.д.)
- возникают трудности в усвоении письма и чтения.
Таким образом, развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую необходимо решать дошкольным образовательным учреждениям и родителям.
Становление речевой активности ребенка наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую и познавательную потребность. Необходимо воспитывать у малышей умение слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Полноценную помощь в развитии и стимулировании детской речи могут оказать следующие приемы:
1. Разговор с самим собой. В присутствии малыша медленно, четко, короткими простыми предложениями говорить о том, что вы видите, слышите.
2. Параллельный разговор. Этот прием предусматривает описание действий ребенка, того, что он видит, слышит, к чему прикасается.
3. Провокация. Согласно данному приему, взрослому следует временно стать «слепым» и «глухим», то есть не спешить проявлять свою понятливость. Например, если ребенок просительно смотрит на вас, показывая на полку с игрушками, дайте ему не то, что он просит. Ребенок, конечно, будет недоволен, но тем скорее проявит свои речевые возможности.
4. Распространение. В данном случае необходимо продолжать и дополнять все высказанное ребенком. Предположим, он говорит: «Это суп», вы продолжаете: «Это очень вкусный овощной суп». Таким образом, ребенок постепенно овладевает более сложными языковыми формами.
5. Продуктивные виды деятельности. Известно, что через рисование, лепку, конструирование, аппликацию ребенок выражает те свои мысли и предложения, для которых не находит подходящих слов. Задача взрослого – облечь мысль ребенка в слово, то есть необходимо «превращать» любой рисунок малыша в интересный рассказ.
6.Приговоры, музыкальные игры. Очень важно использовать в совместной деятельности с малышами песенки, потешки, приговоры, так как они способствуют непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, постепенно проникать в ее смысл. Дети с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом, ведь значение музыкальных игр в речевом развитии трудно переоценить. Они способствуют развитию фонематического слуха, музыкального ритма, активизации внимания.
7. Формирование тонких движений рук. Согласно научным исследованиям, дети, совершающие многочисленные движениями пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. Работу по тренировке пальцев рук можно начинать уже с 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук: поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый пальчик ребенка. С 10-месячного возраста тренировка пальцев ребенка должна быть более активной. Приемы могут быть самыми разнообразными. Важно, чтобы вовлекалось больше пальцев, а движения были достаточно энергичными. Для развития ручной умелости дети могут:
- сжимать и разжимать кулачки, показывать каждый пальчик поочередно, собирать пальцы в щепотку, «шагать» по столу указательным и средним пальцами
- катать шарики из пластилина
- рвать бумагу на мелкие кусочки
- перебирать и нанизывать на нитку крупные пуговицы, бусины
- рисовать рукой, пальцем в воздухе, на песке
- завязывать и развязывать узелки
- перематывать клубки ниток
- выкладывать узоры из палочек, бусинок по образцу
- рисовать мелом, карандашом, гуашью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Методы и приемы мотивации и стимулирования мыслительных способностей дошкольников".
В мышлении ребенка доминирует эмоционально-образный компонент, поэтому необходимо развивать у него “интеллектуальные эмоции”. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательност...
Методы и приемы развития речи в детском саду.
Структурное направление (формирование звуковой, грамматической стороны речи)....
Методы и приемы стимулирования активной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Ранний возраст и младший дошкольный возраст - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Этот период обладает огромными возможностями...
Коррекционная работа: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ детской речи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белек» с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский района РТ»...
Консультация для педагогов «Приемы стимулирования детского труда в разных возрастных группах»
Дети дошкольного возраста с большим энтузиазмом и рвением отправляются в "путешествие по стране знаний", но, увы, ряды желающих добраться до цели очень быстро редеют. Как сохранить интерес и...
Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирования дошкольников
Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной деятельности....
консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)
Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....