Консультация для педагогов «Приемы стимулирования детского труда в разных возрастных группах»
методическая разработка

Антонова Анна Жоржовна

Дети дошкольного возраста с большим энтузиазмом и рвением отправляются в "путешествие по стране знаний", но, увы, ряды желающих добраться до цели очень быстро редеют. Как сохранить интерес и желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и в отрочестве? Главная роль в этом отводится воспитателям, на плечи которых помимо обязанности понять и обучить детей ложится необходимость стимулирования их к какой-либо деятельности, мотивации на достижение цели.

Педагоги в своей практике применяют различные способы стимулирования.

На мотивацию дошкольника влияет множество психологических факторов. Рассмотрим наиболее применимые и важные по содержанию методы стимулирования поведения и деятельности, условно разделив их на две группы: методы словесно-эмоционального воздействия и метод наглядно-практического воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_stimulirovaniya_det.truda_.docx80.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Приемы стимулирования детского труда

в разных возрастных группах»

Долгушина А.Ж.,

старший воспитатель

Дети дошкольного возраста с большим энтузиазмом и рвением отправляются в "путешествие по стране знаний", но, увы, ряды желающих добраться до цели очень быстро редеют. Как сохранить интерес и желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и в отрочестве? Главная роль в этом отводится воспитателям, на плечи которых помимо обязанности понять и обучить детей ложится необходимость стимулирования их к какой-либо деятельности, мотивации на достижение цели.

Педагоги в своей практике применяют различные способы стимулирования. Многие из них воодушевленно отстаивают пользу балльного оценивания и рейтинговой системы для мотивации детей. Да, подобные методы используются в педагогике, но только не в дошкольных организациях, и даже не в первом классе начальной школы. Почему? На этот вопрос довольно ясно ответила доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент РАО Н.Ф. Виноградова.

«Если вам хочется похвалить кого-то – сделайте это немедленно, а если поругать – отложите до завтра: возможно, вы сочтете, что этого делать не стоит». М. Горький

Во-первых, дети дошкольного возраста и шестилетки еще не понимают значения отметки как способа оценки их деятельности, поэтому часто воспринимают ее как отношение взрослого к себе, а не как результат своего труда.

Во-вторых, уровень интеллектуального развития, психических процессов детей одной возрастной группы существенно различается (необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка).

В-третьих, отрицательная отметка разрушает ситуацию успеха, снижает положительное отношение к какой-либо деятельности или формирует безразличие к ее результатам.

И наконец, метод балльного оценивания совершенно не соответствует принципу возрастной адекватности педагогических воздействий.

Таким образом, для того чтобы желание ребенка не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось, воспитателю нужно применять определенные методы и приемы воздействия. Какие же именно?

На мотивацию дошкольника влияет множество психологических факторов. Рассмотрим наиболее применимые и важные по содержанию методы стимулирования поведения и деятельности, условно разделив их на две группы: методы словесно-эмоционального воздействия и метод наглядно-практического воздействия.

Методы словесно-эмоционального воздействия

Раньше в учебных пособиях методы этой группы имели более выразительное название – «методы словесного воздействия, способствующие формированию убеждений». Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании приемов разъяснения, увещевания, упражнения, поручения, поощрения, одобрения, похвалы и проч.

Метод разъяснения представляет собой эмоционально-словесное воздействие, ориентированное на данную конкретную группу или отдельную личность. Для детей младшего дошкольного возраста используются элементарные приемы и средства разъяснения типа: «Поступать нужно так», «Все делают так». Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе, повлиять на его сознание и чувства. В практике дошкольного воспитания разъяснение опирается на внушение, для которого характерно некритическое восприятие воспитанником педагогического воздействия. Незаметно проникая в психику, внушение действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Метод увещевания сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет в него веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чувству собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях.

Самое главное, о чем должен помнить воспитатель, – это то, что все методы организации деятельности основаны на практической деятельности воспитанников.

Метод упражнения – практический метод воспитания, суть которого состоит в многократном исполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Воспитатель создает такие условия, в которых воспитанник должен действовать и совершать те или иные поступки в соответствии с нормами и правилами поведения. Желаемый тип поведения можно сформировать, только привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности.

Хороший результат дает метод поручений, с помощью которого воспитанников приучают к положительным поступкам, развивают у них необходимые качества. Поручения имеют разнообразный характер, например: накрыть и убрать стол, украсить к празднику игровую комнату, выучить стихотворение и т. п.

Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет полезные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении позитивных эмоций, именно поэтому оно вселяет в воспитанников уверенность, создает хороший настрой, повышает чувство ответственности.

Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель может выразить свое одобрение по поводу поведения или работы воспитанников жестом, мимикой, положительной оценкой, доверием в виде поручения выполнить что-либо, одобрением перед остальными воспитанниками, педагогами или родителями.

Похвала – словесная положительная оценка взрослого, направленная прежде всего на действия и поступки ребенка. Педагоги должны правильно пользоваться этим методом, поскольку дети склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности к себе в целом. По словам Н.Ф. Виноградовой, оценивая детей, целесообразно избегать жестких формулировок. Вместо коротких словесных оценок типа «Молодец!», «Здорово!», «Плохо!» рекомендуется использовать развернутые: «Мне нравится, как ты это делаешь», «Подумай еще раз», «Ты старался, но, пожалуйста, прояви терпение...», «Давай, посоветуемся с другими», «Мне кажется, что здесь ты ошибся, или я не прав(а)?».

В практике воспитания чаще всего употребляются вербальные виды оценки:

прямая оценка – выражается в одобрении или порицании действия либо личностных качеств субъекта и адресуется непосредственно ему;

косвенная оценка – выражается в одобрении либо порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через его непрямое соотношение с другим лицом;

опосредованная оценка – выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта;

предвосхищающая оценка – выражается в одобрении предстоящих действий субъекта;

отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

Можно выделить две функции педагогической оценки: ориентирующую и стимулирующую.

Оценку как стимул широко применяют все педагоги («Умница моя, у тебя получится хорошая работа», «Я уверена, ты это знаешь», «Ты вежливый, поэтому не забудешь поблагодарить!» и т. д.).

Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. В связи с этим рекомендуется чаще использовать именно такой способ оценивания, например: «Слава – культурный мальчик, потому что прикрывает рот во время кашля и при этом просит прощения», «Алина – умница, она вспомнила, что заштриховывать фон легче боковой поверхностью мелка», «Инна – заботливая девочка, не забыла, что, прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу». Такие замечания позволяют не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь остальным ориентироваться в правильности своих поступков.

Главным условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок обычно выбирает ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то ему выгодна.

Принимая во внимание важную роль положительной оценки для различных сторон воспитательного процесса и зная механизмы ее воздействия на психику ребенка, необходимо целенаправленно использовать таковую для повышения результативности педагогической деятельности.

Стимулы в педагогическом процессе – специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития ребенка.

Соревнование – один из давнишних методов стимулирования, основанный на присущем детям стремлении к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, реализуемая им путем соревнования с другими людьми. Результаты соревновательной деятельности прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе.

Метод наглядно-практического воздействия

Кроме вербальных оценок воспитатели могут использовать в своей практике специальные наглядные пособия, выполненные в различных вариантах, для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В основу таких пособий положен метод соревнования. Рассмотрим примеры некоторых подобных пособий.

  1. «Паспорт воспитанника» – представляет собой «книжку» (лист формата А4, сложенный пополам), на первой странице которой ребенок пишет свое имя и рисует автопортрет. Последующие страницы озаглавлены по основным видам занятости ребенка в течение дня: «Питание», «Сон», «Игровая деятельность», «Самообслуживание».

Анализируя в течение дня действия и стремления детей, воспитатель ставит в «паспорт» печати (используя смайлики, наклейки), причем не столько за результат, сколько за старание и прогресс. Ребенок, собравший 10 печатей (данная цифра условна), получает возможность достать сюрприз из «волшебного мешочка» («волшебной коробочки»).

Желание быть лучшим в той или иной степени имеется у каждого. Мотивация детей не наказанием, а поощрением дает более эффективные результаты. Имея четкие представления о цели, дети стремятся к ее достижению. Главное, чтобы воспитатель конкретно определил им границы дозволенного, озвучил моральные принципы и правила. Как показывает опыт, в таком случае результат не заставляет себя ждать.

  1. «Времена года» – пособие приклеивается на шкафчики детей и классифицируется по временам года: осенью – это корзина (банка), в которую в виде поощрения кладут осенние листочки или овощи; зимой – елочка, на которую «вешают» (приклеивают) игрушки; весной – ваза, заполняемая цветами; летом – ежик, на иголки которого в качестве поощрения «нанизывают» (наклеивают) яблочки. Дети стараются собрать как можно больше наград.

По окончании определенного (заранее оговоренного) периода подводится итог: дети самостоятельно или с помощью воспитателя могут сосчитать свои наклейки. Также визуально легко оценить, чья корзина, ваза более заполнена и красива. Дети видят, кто приложил максимум усилий, а кому нужно постараться.

Данный прием помогает приучить дошкольников к самооценке, мотивирует на культурное поведение, общение со взрослыми и сверстниками, формирует привычку говорить правду, соблюдать чистоту, поддерживать порядок в шкафчике, игровой зоне, выполнять полезную деятельность.

  1. «Оценочные карты» – пособие разработано И.Б. Едаковой, кандидатом педагогических наук, деканом факультета дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета, и О.А. Кузьминой, педагогом высшей категории.

На специальных картах схематически изображена последовательность действий и требования, предъявляемые к их качеству. Например, в оценочной карте «Умывание» зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, их ополаскивание и отжимание, разворачивание полотенца и вытирание рук, содержание в порядке личных принадлежностей (расчески, зубной щетки и пр.), мытье рук после посещения туалета. Все изображения понятны дошкольникам.

hello_html_m6026b767.gif

Кроме того, в карте перечислены имена детей, а для тех, кто еще не умеет читать, представлены индивидуальные эмблемы (значки-картинки). Каждому ребенку в соответствующую графу проставляют значок-оценку, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им конкретных действий.

При использовании представленных приемов стимулирования должны учитываться возрастные особенности детей, а также данные психологических исследований, касающихся проблемы оценки. Так, дошкольники оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют к проявлению настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие и являются хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем.

Художественные произведения в трудовом воспитании дошкольников

Воспитание гармоничной, нравственно развитой и духовно богатой личности немыслимо без чтения. «Чтение – вот лучшее учение» сказал великий Пушкин и учение здесь можно понимать не только как развитие интеллекта, грамотность, но как совокупность драгоценного жизненного опыта, педагогической мудрости, которые содержат страницы хорошей книги.

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», по которой работает наш детский сад, область «Чтение художественной литературы» занимает значительное место. Программа является плодом многолетнего труда сотрудников кафедры дошкольного воспитания в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. Именно при этой кафедре после революции возник кружок основоположников детской литературы, куда входили С. Маршак, В. Бианки, В. Конашевич, Е. Чарушин и другие писатели и художники, которые заложили глубокие эстетические традиции работы с детской литературой.

Обширный потенциал раздела «Чтение художественной литературы»позволяет педагогам реализовывать идею интеграции и взаимодействия всех образовательных областей. Кроме традиционных связей, чтение можно использовать и для трудового воспитания дошкольников. Начиная с младшего возраста основной целью трудового воспитания является воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, а так же формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Здесь в помощь педагогу может прийти русские и зарубежные фольклор, произведения русской классической литературы, тексты современных авторов. Начиная с 4-5 лет для воспитания положительного отношения к труду детям можно читать такие сказки как «Зимовье зверей» (рус., «Колосок» (укр., «Три поросенка»(англ., сказки К. Чуковского «Айболит»«Федорино горе».

На шестом году жизни дошкольники узнают о разных видах производительного труда и о конкретных профессиях, знакомятся с родовыми понятиями «одежда»«обувь»«транспорт»«бытовая техника» и т. п. В круг чтения можно включать сказки «Никита Кожемяка»«Семь Симеонов – семь работников»«Хаврошечка»«Царевна-лягушка»«Легкий хлеб» (белорус., «Почему у месяца нет платья» (серб. в переводе С. Маршака, П. Ершова «Конек-горбунок». О труде говорится у А. С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», в басне И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Стихотворения С. Маршака «Почта»«Пожар»«Рассказ о неизвестном герое», В. Маяковского «Кем быть?»«Эта книжечка моя про моря и про маяк», Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Капустикян «Моя бабушка», В. Пальчинскайте «Хлеб» вводят дошкольника в мир профессий и взрослых умений. Сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», В. Гауфа «Маленький Мук», Ш. Перро «Золушка» воспитывают в детях нравственное отношение к труду.

Седьмой год жизни дошкольника, как подготовительный этап, направлен на формирование готовности ребенка к обучению в школе. Задачей педагога является формирование отчетливых представлений о труде как инструменте получения знаний и умений, а также необходимом условии обеспечения потребностей человека.

К этому времени круг чтения дошкольника значительно расширен качественно и количественно. Задачи трудового воспитания помогают решать сказки А. С. Пушкина, сказы П. Бажова, произведения советских писателей В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»«Цветик-семицветик», Н. Носова «Огурцы»«Мишкина каша» и сказки-повести о Незнайке, Я. Сегеля «Как я был мамой», Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», повести А. Гайдара, сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»«Стойкий оловянный солдатик»«Пастушка и трубочист», Дж. Родари «Приключения Чипполино».

Для детского чтения мы подбираем произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Наша задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Нравственные основы, заложенные в произведениях, рекомендованных к чтениюпримерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» и подкрепленные практическим трудовым воспитанием, дают возможность сформировать правильное отношение дошкольника к труду. Интегративный и творческий подход к работе поможет педагогам и родителям ребенка воспитать гармоничную и деятельную личность, заложить основы для успешного образования и будущей трудовой деятельности.

Подбор пословиц и поговорок о труде и трудовом воспитании.

Пословицы о труде

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Уменье и труд – всё перетрут!

Пашню пашут – руками не машут.

Летом – дрова, зимой – трава.

Доброе начало  полдела откачало.

Чтоб в почёте быть – надо труд свой любить.

Много спать – дела не знать.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Есть терпенье – будет и уменье.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не натопишь – не погреешься.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.

Работай до поту – так и поешь в охоту.

Легко добыто – легко и прожито.

Труд – дело чести.

Будь в труде на первом месте.

Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

Работай боле – тебя и помнить будут доле.

Кто пахать не ленится – у того и хлеб родится.

Дерево дорого плодами, а человек – делами.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай, да свой добывай.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Ученье – путь к уменью.

Посеяно – с лукошко, так и выросло немножко.

О добре трудиться – есть чем похвалиться.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Осталось дело до завтра – считай, что застряло.

Ягнёнка хвалят весной, а курицу – осенью.

Послал бог работу, да отнял чёрт охоту.

Пока ленивый разомнётся, усердный – с работы вернётся.

От беспорядка всякое дело – шатко.

Горько добудешь, да сладко съешь.

Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.

Поговорки о труде

Дело мастера боится.

Уменье скалу разрушает.

Лень без соли щи хлебает.

Неумелой швее и иголка с ниткой мешают.

Желанная работа светлее солнца.

Кто сделал замок, тот сделает и ключ.

Без отдыха и конь не скачет.

Бессмысленно выпускать стрелу без цели.

Жнёт, не сеяв, молотит по чужим токам.

Берётся за дело, ровно нетесаный.

Летний день год кормит.

Сперва ты меня повози, а потом я на тебе поезжу.

Из кожи вон лезет.

На ловца и зверь бежит.

Не по зубам мне эти орешки.

Всякая птица своим клювом сыта.

Сонливая кошка мышей не ловит.

Словами туда-сюда, а делом – никуда.

Всякому делу – своё время.

Языком кружева плетёт.

С разговоров сыт не будешь.

Песней поле не вспашешь.

Рот – нараспашку, язык – на плечо.

За делами дня не видно.

Поля словами не засевают. Волка ноги кормят.

Заря золотом осыпает.

Дело мастера боится.

Труд человека кормит.

Не печь кормит, а поле.

Цыплят по осени считают.

Не боги горшки обжигают.

Муравей не велик, а горы копает.

***


“Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”

“Что посеешь, то и пожнешь”

“Труд земледельца велик и почетен”

“Весенний день – год кормит”

“Нет хлеба, так нет и обеда”

“Труд – всему отец”

“Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда”

“Кто работает, тот и хлеба поест”

“Труд, труд и еще раз труд – вот где огромное богатство”

“Только труд кормит человека”

“Без труда нет и покоя”

“Без труда нет жизни на земле”

“Друг сделал – телу легче, сам сделал – душе легче”

“Начало работы терпкое, конец же сладок”

“Труд и терпение превращаются в золото”

“На дне терпения оседает золото”

“Кто, согревшись, бросает шубу, а насытившись – хлеб, тот глуп”

“Хозяин земли тот, кто ее пашет”

“Пока спина взмокнет – поле не вспашешь”

“Любишь почет – люби и труд”

“Ценят не папаху и не слова, а каждодневные дела”

“Лежа на спине, волк добычи не схватит”

“Мечтой о меде, не ощутишь сладости во рту”

“Не топор тешет, а плотник”

“Терпенье и труд все перетрут”

“Труд человека кормит, а лень портит”

“Ремесло, есть не просит, а само кормит”

“Хочешь, есть калачи, не сиди на печи”

“Недаром говориться, что дело мастера боится”

“Руки делают, а голова отвечает”

“Маленькое дело лучше большого безделья”

“Любишь кататься – люби саночки возить”

“Делом спеши, да людей не смеши”

“Кончил дело – гуляй смело”

“Не ошибается тот, кто ничего не делает”

“Веселись, играй, да дело знай”

“Берись дружно – и не будет грустно”

“Дела на вершок, а слов с мешок”

“Кто любит трудиться, тому на месте не сидится”

“Землю красит солнце, а человека – труд”

“Птицу узнают в полете, человека – в работе”

“На работу боком, а с работы скоком”

“Работай до поту, поешь в охоту”

“Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого”

“Не умеют, есть – худеют, не умеют работать – беднеют”

“Не поющий на пахоте, зимой воет”

“Летом умирай в поле, зимой – дома”

“Бегство лечит от страха, работа от бедности”

“Лодырь богатеет мечтами – работяга, встав, идет на работу”

“Кто не в поле – тому горе!” - так и птицы кричат.

“”У кого умелые руки, тот и мед ест”

“По вещам узнают мастера”

“У кого на стрижке овец кривые ножницы, у того в весах с шерстью и гире легче”

“Работаешь, не поев – телу убыток, ешь, не поработав – дому убыток”

“Лень не родит героя”

“Кто весной не сеет, тот осень не жнет”

Произведения изобразительного искусства

в трудовом воспитании дошкольников

В условиях современного общества педагоги, художники, искусствоведы всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с различными видами изобразительного искусства создаёт условия для развития их художественного творчества. Задача воспитателя - так организовать изобразительную деятельность детей, чтобы она носила активный и творческий характер.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство - средство познания и отражения окружающей действительности. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Также необходимо учить детей специальным приёмам изображения, способам использования различных изобразительных материалов.

Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения.

Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передаёт образ. Применение картины обеспечивает повторность восприятия и возможность выделить главное, характерное для последующего изображения.

Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приёмами изображения на плоскости.

Использование образов художественной литературы. Художественный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено характерное, типичное, свойственное данному явлению и выделяет его среди других.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметом можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приёмов изображения.

Воспитателю следует серьёзно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предметы, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.

Приемы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства:

-    вопросы конкретного характера на перечисление изображения;

-  вопросы обобщающего характера, направленные на установление связи между содержанием произведения и средствами выразительности;

-       искусствоведческий рассказ воспитателя;

-       прием выявления композиционных и колористических особенностей произведения;

-       прием «вхождения в картину», воссоздание предшествующих событий;

-       прием сравнения;

-       прием классификации картин;

-    рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отношение педагога к произведению;

-       прием прямых указаний педагога;

-       прием мысленного создания собственного произведения живописи, скульптуры;

-       поиск композиционных и колористических вариантов решения образа;

-       мини-рассказы детей.

Средствами ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства выступают как сами произведения изобразительного искусства, так и печатное их воспроизведение: иллюстрации в книгах, репродукции картин, фотографии произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, различные эстампы, офорты, гравюры, литографии, образцы декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, выбор метода и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства зависит:

- от содержания и задач занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства;

-    от возраста детей и уровня их развития.

Видеофильмы и слайды в трудовом воспитании дошкольников

К группе художественных средств трудового воспитания относятся диа – видеофильмы, слайды. К сожалению, особенно в последние годы, мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было достаточно, и они не утратили своей актуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание в разных возрастных группах"

Родная природа - это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замеча...

Консультация для педагогов "Дежурство по столовой во всех возрастных группах по программе Н.М. Крыловой "Детский сад - Дом радости" "

Консультациядля педагогов « Дежурство по столовой во всех возрастных группах по программе Н.М. Крыловой «Детский сад — Дом радости»....

консультация для педагогов: "Задачи планирования игры в разных возрастных группах"

      Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста,...

Памятка для педагогов "Методика обучения ОРУ для разных возрастных групп"

Памятка для педагогов "Методика обучения ОРУ для разных возрастных групп"...

Доклад "Усложнение приемов изображения деревьев в разных возрастных группах"

В докладе делаю анализ программных задач в разных возрастных группах по обучению рисованию деревьев, рассматриваю приемы изображения деревьев в каждой возрастной группе детского сада. Подробно рассказ...