Логические игры в развитии умственных способностей детей.
статья на тему
В современных программах дошкольного образования уделяется большое внимание логической подготовке детей. Речь идет о развитии мышления ребенка.
Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить детей конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять, но не менее важно развивать у ребенка умение логически мыслить, самостоятельно познавать мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagrammy_i_grafiki.docx | 446.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Логические игры в развитии умственных способностей детей
В современных программах дошкольного образования уделяется большое внимание логической подготовке детей. Речь идет о развитии мышления ребенка.
Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить детей конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять, но не менее важно развивать у ребенка умение логически мыслить, самостоятельно познавать мир.
Мышление ребенка - дошкольника в целом еще является наглядно образным, ребенок мыслит образами, представлениями. Но у ребенка 6-7 лет могут быть развиты элементы словесно- логического(абстрактного) мышления. Какой бы предмет ребенок не изучал, он использует в познавательной деятельности логические приемы мышления. Именно умение мыслить поможет дошкольнику усвоить любой учебный предмет в школе. Успешное обучение детей в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления ребенка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и синтезировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности это игра. В игре проще усваиваются знания умения, лучше запоминается материал, поэтому задания и упражнения на развитие логического мышления у дошкольников должны иметь игровую, занимательную форму.
Такие игры и упражнения научат детей:
- - описывать признаки предметов,
- -узнавать предметы по заданным признакам,
- -определять различные и одинаковые свойства предметов,
- -сравнивать предметы между собой,
- -делать классификацию предметов по форме, цвету, величине,
- -определять последовательность событий,
- -судить о противоположных явлениях,
- -видеть временные рамки своей деятельности,
- -ориентироваться в пространстве,
- -обобщать,
- -быть внимательным,
- -развить память ребенка,
- -развивать мелкую моторику рук,
- -давать определение тем или иным понятиям,
- -развивать находчивость и сообразительность.
Приступая к решению логических задач вместе с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Занятия должны вызывать положительные эмоции, необходимо хвалить ребенка, не заострять внимание на неудачах. При первых признаках усталости или отсутствия интереса занятия следует отложить.
2. Если ребенок не справился с заданием, не называть готовый ответ. Посовать , в каком направлении следует искать решение.
3. Если ребенку не удалось выполнить задание сразу, отложить его, но обязательно вернуться к нему через некоторое время.
4. Важно, чтобы ребенок учился рассуждать, объяснять свои действия. Если это вызывает затруднение вместе с ним найти способ выполнения задания.
5. Каждое занятие должно длиться 20-25 мин, но можно менять его продолжительность исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
Выполнение логических задачи и упражнений, развивает мышление ребенка , оно становится более определенным, последовательным, обоснованным, это поможет дошкольнику без особых трудностей влиться в школьный учебный процесс.
Подготовила
Вишневская Ирина Анатольевна
воспитатель д/сада №22 г. Балаково, Саратовской обл.
План работы с родителями
в старшей группе №7 на 2012-2013г.
№ п/п | Мероприятие. Тема. | Дата Ответственный |
Родительские собрания | ||
1. | 1.Знакомство родителей с дачами, методами и приемами воспитания и обучения в ст. лог. Гр. 2.Выбор родительского комитета. 3.Анкетирование родителей: «Общение в семье» | |
2. | 1.Доклад на тему «Среди близких» 2.Подготовка к новогоднему празднику. 3.Новогодние подарки. | |
3. | 1.Подведение итогов по усвоению «Программы» и постановки звуков. 2.Доклад на тему «Сенсорно-моторное развитие ребенка в д/саду и дома» 3.Анкетирование «Взаимосвязь детского сада с родителями» 3.Разное. | |
Консультации | ||
1. | Почему у ребенка возникло нарушение речи. | |
2. | Как организовать логопедические занятия дома | |
3. | Грипп и его профилактика. | |
4. | Игра в развитии творческих способностей детей. | |
5. | Пальчиковая гимнастика и речевое развитие детей. | |
6. | Развиваем слуховое внимание. | |
7. | Развитие интонационной речи ребенка. | |
8. | Роль семьи в воспитании здорового ребенка. | |
9. | По дороге домой. Улица и ребенок. | |
Совместные мероприятия с родителями | ||
1. | Праздник «Осени» | |
2. | ||
Доля воспитанников детского сада занимающихся по программам коррекционно-развивающегося обучения в старшей группе компенсирующей направленности №7
За 2012-2013 учебный год
Заведующая детским садом №22 «Ладушки» Клокова Л.Б.
Доля воспитанников детского сада занимающихся по программам развивающегося обучения в старшей группе компенсирующей направленности №7
за 2012-2013 учебный год,
Заведующая детским садом №22 «Ладушки» Клокова Л.Б.
Доля воспитанников детского сада , для которых в воспитательно-образовательном процессе используются здоровье-сберегающие технологии в старшей
группе компенсирующей направленности №7
за 2011 учебный год
Заведующая детским садом №22 «Ладушки» Клокова Л.Б.
Сводная диаграмма заболеваемости
с августа 2012 по май 2013 учебный год
в старшей группе компенсирующей направленности №7
месяц | Кол-во пропущенных дней | Месяц | Кол-во пропущенных дней |
Август | 13 | Январь | 6 |
Сентябрь | 11 | Февраль | 24 |
Октябрь | 26 | Март | 24 |
Ноябрь | 30 | Апрель | 24 |
Декабрь | 13 | Май | 5 |
Всего по болезни за учебный год было пропущено 175 детодней ,что составляет 5,9% заболеваемости детей.
Заведующая детским садом №22 «Ладушки» Клокова Л.Б.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение -детский сад комбинированного вида №22 «Ладушки» г. Балаково Саратовской области
Согласованно: Утверждаю:
Заместитель заведующей по Заведующая МДОУ-
Воспитательно- образовательной детского сада №22
работе МДОУ-детского сада №22 « Ладушки»
« Ладушки»-------------Н.В.Семина -------------------Л.Б.Клокова
План работы кружка
«Нитка, ниточка, клубок»
Старшая группа компенсирующей направленности №7
Воспитатели:
Авсетова Е.М.
Вшневская И.А.
2012-2013 уч. г.
Задачи на год
- Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать зрительно- двигательную ориентировку;
- Развивать ориентировку на плоскости;
- Учить действовать по словесной инструкции;
- Развивать внимание , память , воображение.
Работа с родителями
- Родительскому комитету приобрести материал для работы кружка.
- Провести консультацию о необходимости развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.
- Мастер класс для родителей о технике работы с нитью.
- Привлекать родителей в творческий процесс совместно с детьми.
- Выставки детских работ .
Перспективный план кружка
«Нитка .ниточка, клубок»
№п\п | Тема: |
Работа по контору | |
1. | Мыльные пузыри. |
2. | Воздушные шарики |
3. | Шахматная доска |
4. | Разноцветный коврик |
5. | Дерево |
6. | Осенний пейзаж |
7. | Ежик |
8. | Снег идет |
9. | снежинка |
Работа по спирали | |
10. | Клубок |
11. | Одуванчики |
12. | Вишни на ветке |
13. | солнышко |
14. | Цыпленок |
15. | Снеговик |
16. | Новогодняя открытка |
17. | Неваляшка |
18. | Цветы в вазе |
19. | Цветы в вазе |
20. | Бабочка красавица |
21. | Паучок |
22. | Улитка |
23. | Золотая рыбка |
24. | Лягушка |
Работа с колечками | |
25. | Обматывание картонных колечек нитками |
26. | Обматывание картонных колечек нитками |
27. | Составление узора из колечек |
Работа с клубками | |
28. | Наматывание клубков |
29. | Наматывание клубков , соединение их в бусы. |
Работа в смешанной технике | |
30. | Составить узор из ниток |
31. | Морское дно |
32. | Моя любимая сказка |
33. | Моя любимая сказка |
Доля воспитанников старшей группы компенсирующей направленности №7 , охваченных кружковой работой за 2012-2013 учебный год
Воспитатель: Вишневская И.А.
Кружок «Нитка ,ниточка, клубок»
Всего детей в группе 14 человек
Посещают кружок 14человек -100%
Заведующая детским садом №22 «Ладушки» Клокова Л.Б.
Доля родителей имеющих позитивные отзывы о работе воспитателей старшей группы компенсирующей направленности №7
за 2012-2013 учебный год
Заведующая детским садом №22 «Ладушки» Клокова Л.Б.
Доля родителей старшей группы компенсирующей направленности №7, чьи потребности в развитии детей удовлетворяются в условиях данного дошкольного учреждения за 2012-2013 учебный год
Заведующая детским садом №22 «Ладушки» Клокова Л.Б.
Доля воспитанников, имеющих высокий уровень развития по освоению программы «Детство» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи №7
на 2012-2013 уч. г.
Воспитатели: Авсетова Е.М.
Вишневская И.А.
Социализация Познание
Физическая культура Здоровье
Коммуникация Музыка
Согласованно с Зам. по ВОР Семина Н.В.
Художественное творчество Чтение художественной
литературы
Безопасность Труд
Согласованно с зам. по ВОР Семина Н.В.
Сводная диаграмма
Доля воспитанников, имеющих высокий уровень освоения
программы «Детство» в старшей группе компенсирующей
направленности №7
на 2012-2013 учебный год
Воспитатели: Авсетова Е.М.
Вишневская И.А
Высокий уровень- 2 ребенка Высокий уровень-11 детей
Средний уровень- 9 детей Средний уровень- 3 ребенка
Низкий уровень- 3 ребенка Низкий уровень - 0
Согласованно с Зам. по ВОР Семина Н.В.
Результаты мониторинга качества освоения программы «Детство» в старшей группе компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи №7
на 2012-2013 уч. год.
Воспитатели: Авсетова Е.М.
Вишневская И.А
Возраст | Образовательная область | Уровень освоения программы Начало года | Уровень освоения программы Конец уч. года |
Старшая группа | Физическая культура | Высокий-14% Средний -79% Низкий - 7% | Высокий-73% Средний -28% Низкий -0 |
Познание | Высокий-29% Средний -.21% Низкий – 50% | Высокий-93% Средний -7% Низкий -0 | |
Коммуникация | Высокий -21% Средний – 22% Низкий -57% | Высокий -71% Средний -29% Низкий -0 | |
Труд | Высокий -43% Средний -36% Низкий -21% | Высокий -71% Средний -29% Низкий -0 | |
Здоровье | Высокий -36% Средний -28% Низкий -36% | Высокий -86% Средний- 14% Низкий -0 | |
Социализация | Высокий -21% Средний -36% Низкий -43% | Высокий -64% Средний -36% Низкий -0 | |
Безопасность | Высокий -0 Средний -36% Низкий -64% | Высокий -86% Средний -14% Низкий - 0 | |
Чтение худ. литературы | Высокий -0% Средний -36% Низкий -64% | Высокий -64% Средний -36% Низкий - 0 | |
Худ. творчество | Высокий -0 Средний - 64% Низкий -36% | Высокий -79% Средний -21% Низкий - 0 | |
Музыка | Высокий -36% Средний -50% Низкий -14% | Высокий -79% Средний -21% Низкий -0 | |
итог | Высокий -14% Средний -64% Низкий -22% | Высокий -79% Средний -21% Низкий -0 |
Согласованно с зам. по ВОР Семина Н.В.
Доля родителей участвующих в работе родительского комитета группы компенсирующей направленности №7
за 2012-2013 уч. год.
Родительский комитет состоит из 4 человек , что составляет- 28% от списочного состава родителей
Заведующая детским садом №22 «Ладушки» Клокова Л.Б.
Консультации подготовленные воспитателями старшей
группы компенсирующей направленности №7
за 2012-2013 учебный год
№п/п | Тема консультации | Дата ответственные |
Как организовать логопедические занятия дома | Октябрь Авсетова Е.М. | |
Игра в развитии творческих способностей детей. | Декабрь ВишневскаяИ.А. | |
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие детей. | Январь ВишневскаяИ.А. | |
Развиваем слуховое внимание | Февраль Авсетова Е.М. | |
Развитие интонационной речи ребенка | март Авсетова Е.М. | |
Роль семьи в воспитании здорового ребенка. | Апрель ВишневскаяИ.А. | |
По дороге домой. Улица и ребенок. | Май Авсетова Е.М. |
Заведующая детским садом №22 «Ладушки» Клокова Л.Б.
План совместных мероприятий с родителями проведенных в старшей группе компенсирующей направленности №7
за 2012-2013 учебный год
Дата | Мероприятие | Ответственные |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Мой любимый город Балаково» | |
сентябрь | Фотоконкурс «Мой любимый город Балаково» | |
октябрь | Родительское собрание «Знакомство родителей с задачами ,обучения и воспитания в старшей группе компенсирующей направленности» | |
октябрь | Выставка картин «В гостях у Шишкина» | |
октябрь | Праздник осени | Муз.рук Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
ноябрь | Выставка картин «Дивные краски осени» | |
ноябрь | Конкурс детского творчества «Возраст делу не помеха» | |
декабрь | Конкурс «рождественская открытка» | |
декабрь | Родительское собрание: «Среди близких» | |
декабрь | Новогодний праздник | |
январь | Выставка картин «Зима—чародейка» | |
январь | Конкурс «Моя любимая семья» | Н.П.Ф. «Промагрофонд» |
февраль | Выставка военной техники (игрушечной) | |
февраль | Изготовление поздравительной открытки к 23 Февраля | |
февраль | Математический конкурс « Найди цифру» | |
март | Конкурс стихов С. Михалкова | |
март | Выставка картин «В мире сказок и былин» | |
март | Музыкальное развлечение «Проводы зимы» | |
март | Изготовление поздравительной открытки к 8 Марта | |
март | Музыкальное развлечение « 8 Марта» | |
апрель | Выставка картин «Натюрморт» | |
май | Конкурс рисунков к 9 Мая | |
май | Конкурс стихов посвященных 9 Мая | |
май | День именинника | |
май | Родительское собрание «Сенсорно –моторное развитие ребенка в д/саду и дома» |
Доля воспитанников, имеющих высокий уровень развития по освоению программы «Детство» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи №7
на 2013-2014 уч. год
Воспитатели: Авсетова Е.М.
Вишневская И.А.
Социализация Труд
Физическая культура Здоровье
Безопасность Познание
Чтение художественной Художественное творчество
литературы
Коммуникация Музыка
Согласованно с зам. по ВОР Семина Н.В.
Сводная диаграмма
Доля воспитанников, имеющих высокий уровень освоения программы «Детство» в старшей группе компенсирующей направленности №7
на 2013-2014 учебный год
Воспитатели: Авсетова Е.М.
Вишневская И.А
Высокий уровень- 1 ребенок Высокий уровень-12 детей
Средний уровень- 13 детей Средний уровень- 2 ребенка
Низкий уровень- 0 Низкий уровень - 0
Согласованно с зам. по ВОР Семина Н.В.
Результаты мониторинга качества освоения программы «Детство» в подготовительной группе компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи №7
на 2013-2014 уч. год.
Воспитатели: Авсетова Е.М.
Вишневская И.А
Возраст | Образовательная область | Уровень освоения программы Начало года | Уровень освоения программы Конец уч. года |
Подготовительная группа | Физическая культура | Высокий-22% Средний -71% Низкий - 7% | Высокий-86% Средний -14% Низкий -0% |
Познание | Высокий-22% Средний -.78% Низкий – 0% | Высокий-71% Средний -29% Низкий -0% | |
Коммуникация | Высокий -7% Средний – 64% Низкий -29% | Высокий -71% Средний -29% Низкий -0% | |
Труд | Высокий -50% Средний -50% Низкий -0% | Высокий -86% Средний -14% Низкий -0% | |
Здоровье | Высокий -64% Средний -36% Низкий -0% | Высокий -100% Средний- 0% Низкий -0% | |
Социализация | Высокий -43%% Средний -57%% Низкий -0% | Высокий -71% Средний -29% Низкий -0 | |
Безопасность | Высокий -50% Средний -50%% Низкий -0% | Высокий -86% Средний -14% Низкий - 0 | |
Чтение художественной литературы | Высокий -22% Средний -64% Низкий -14% | Высокий -71% Средний -29% Низкий - 0 | |
Художественное творчество | Высокий -7% Средний - 93% Низкий -0% | Высокий -79% Средний -21% Низкий – 0% | |
Музыка | Высокий -0% Средний -79% Низкий -21% | Высокий -86% Средний -14% Низкий -0 | |
Итог | Высокий -7% Средний -93% Низкий -0% | Высокий -86% Средний -14% Низкий -0% |
Согласованно с зам. по ВОР Семина Н.В.
Консультации подготовленные воспитателями старшей
группы компенсирующей направленности №7
за 2013-2014 учебный год
№п/п | Тема консультации | Дата ответственные |
1. | Здоровье детей в наших руках. | Сентябрь Авсетова Е.М. |
2. | Экологическое воспитание дошкольника. | Октябрь Вишневская И.А. |
3. | Подружимся с книгой. | Ноябрь Вишневская И.А. |
4. | Учите детей приемам запоминания. | Январь Авсетова Е.М. |
5. | Оценка детского поступка. | март Вишневская И.А. |
6. | Зачем дошкольнику компьютер? | Апрель Авсетова Е.М. |
Заведующая детским садом №22 «Ладушки» Клокова Л.Б.
Консультации подготовленные учителем логопедом старшей группы компенсирующей направленности №7
за 2013-2014 учебный год
№п/п | Тема консультации | Дата ответственные |
1. | Готовим руку к письму | Декабрь Понамарева Т.А. |
2. | Развиваем слуховую память | Февраль Понамарева Т.А. |
3. | Как подготовиться к школьному собеседованию | Май Понамарева Т.А. |
Заведующая детским садом №22 «Ладушки» Клокова Л.Б.
План совместных мероприятий с родителями проведенных в старшей группе компенсирующей направленности №7
за 2013-2014 учебный год
Дата | Мероприятие | Ответственные |
Сентябрь | Конкурс «Возраст делу не помеха» | Педагог по изо Кассина Л.О. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
октябрь | Родительское собрание: «Знакомство родителей с задачами, методами обучения и воспитания детей в подготовительной группе компенсирующей направленности «Все дела с ребенком вместе» | 1 квартал Учитель логопед Понамарева Т.А. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
ноябрь | День именинника | Учитель логопед Понамарева Т.А. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
ноябрь | Праздник осени | Учитель логопед Понамарева Т.А. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
ноябрь | Конкурс детского творчества «Возраст делу не помеха» | Педагог по изо Кассина Л.О. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
ноябрь | Конкурс рисунков «Рождественская открытка» | Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
декабрь | Конкурс новогодних игрушек «Зеленая красавица» | Педагог по изо Кассина Л.О. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
декабрь | Родительское собрание: «Учите детей приемам запоминания» Подготовка к новогоднему празднику | 11 квартал Учитель логопед Понамерева Т.А. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
декабрь | Новогодний праздник | Учитель логопед Понамерева Т.А. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
февраль | Выставка военной техники (игрушечной) | Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
февраль | Изготовление поздравительной открытки к 23 Февраля | Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
март | Конкурс стихов К.Чуковского | Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
март | Музыкальное развлечение «Проводы зимы» | Муз.руководитель |
март | Изготовление поздравительной открытки к 8 Марта | Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
март | Музыкальное развлечение « 8 Марта» | Учитель логопед Понамерева Т.А. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
март | Конкурс стихов «Весна идет вене дорогу» | Учитель логопед Понамерева Т.А. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А |
апрель | Конкурс стихов «Космонавтом стать хочу» | Учитель логопед Понамерева Т.А. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А |
май | Конкурс стихов посвященных 9 Мая | |
май | Фотовыставка «Я помню, я горжусь» . | Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
май | День именинника | Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
май | Родительское собрание : «Готовность ребенка к школе» | Учитель логопед Понамерева Т.А. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
май | Выпускной бал | Муз. руков. Воспитатели: Авсетова Е.М. Вишневская И.А. |
Сводная диаграмма заболеваемости
с сентября 2013 по май 2014 учебный год
в подготовительной группе компенсирующей
направленности №7
Месяц | Кол-во пропущенных дней | Месяц | Кол-во пропущенных дней |
Январь | 8 | ||
Сентябрь | 23 | Февраль | 25 |
Октябрь | 20 | Март | 12 |
Ноябрь | 8 | Апрель | 8 |
Декабрь | 15 | Май | 11 |
Всего по болезни за учебный год было пропущено 130 детодней ,что составляет 6.5% заболеваемости детей.
Заведующая детским садом №22 «Ладушки» Клокова Л.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные дидактические игры для развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития
Интерактивная дидактическая игра – это современный метод обучения и воспитания, имеющий образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве....
Социально – педагогический проект "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр"
Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способнос...
ПРОЕКТ "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решения логических задач и игр"
Социально - педагогический проект...
Игры на развитие умственных способностей детей ( по Венгеру)
картотека игр...
Роль дидактической игры на эффективность развития умственных способностей детей младшего школьного возраста.
laquo;Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета...
Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового...
Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста...