Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для развития умственных способностей детей
старшего дошкольного возраста
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового.
Познавательное развитие, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, предполагает развитие любознательности, интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление активности, обеспечивающей формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Оно отражает те изменения в образе себя и картине мира, которые связаны с умственным развитием ребенка
Умственное развитие — количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Уровень умственного развития отражает совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающее усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.
Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность в том, задание предлагается детям в игровой форме. Играя, дети не подозревают о том, что получают новое задание, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками как со взрослыми. Дидактические игры для дошкольника можно разделить на группы: словесные, настольные и игры с предметами. Дидактические игры для детей разного возраста отличаются разным содержанием и обучающими задачами. Далее приведем примеры дидактических игр, способствующих умственному развитию дошкольников.
Дидактическая игра «ОТГАДАЙ-КА!»
Дидактическая задача. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Игровые правила. Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нем, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате.
Игровые действия. Передача камешка. Отгадывание, о чем рассказал участник игры.
Ход игры. Педагог напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает:
– Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате.
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек в руки любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.
Нейропсихологическая игра "Муха".
Дидактическая задача. Игра поможет ребенку научиться ориентироваться в пространстве листа, закрепить понятия "лево - право", "вверх - вниз", развить внимание и память.
Правила игры. В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Вы говорите ребенку, куда муха полетела, а ребенок внимательно следит за ее передвижением. Как только она вылетает за границы клетки ребенок сразу же начинает хлопать в ладоши, чтобы ее поймать.
Далее взрослый произносит "следующий ход". И если ребенок успевает до этого начать хлопать в ладоши, то считается, что муха поймана и посажена в мешок. Если ребенок не успевает, то муха улетает незаметно в открытое окно. Выигрывает тот, кто поймает большее количество мух.
Примечание: маленькому ребенку может быть сложно проследить за мухой только глазами, поэтому допускается, чтобы ребенок помогал себе пальчиком. Если ребенок хлопнул в нужный момент - муха рисуется в мешке, а если, потеряв муху, не хлопнул или хлопнул тогда, когда муха сидит в клетке, - муха рисуется в окошке. В случае если ребенку трудно удается игра, пометьте верх, низ, лево и право соответствующими буквами, чтобы несколько облегчить процесс.
По мере тренировки, можно ускорять темп и удлинять маршрут "полета" мухи, заставляя ребенка ориентироваться в пространстве листа быстрее.
Таблицы Шульте
Первое правило – таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом. Далее дошкольник должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект.
Пока ребенок соединяет цифры в прямом порядке, учитель должен засечь секундомер и зафиксировать время, за которое школьник справится с каждой отдельной карточкой. Не рекомендуется использовать более 10 карточек за одну тренировку.
Каждое занятие должно длиться порядка получаса. Заниматься желательно 3-4 раза в неделю. При регулярном тестировании уже спустя 21 день будут видны первые результаты.
Следует также понимать, что дошкольник не сможет сразу справиться с таблицей 5х5. Поэтому допускаются упрощенные варианты 3х3 или 4х4.
Регулярная работа с таблицами Шульте позволит:
- развить внимание и память;
- активизировать развитие мыслительных процессов;
- расширить угол зрения;
- активировать развитие мозга;
- развить быстроту реакции.
Кроме этого таблицы Шульте уже давно используются для улучшения навыков чтения.
Повысить результативность упражнения можно также, используя различные варианты заданий:
•Показать и назвать числа по порядку.
•Показать и назвать числа в обратном порядке.
•Находить сначала только чётные числа, а потом нечётные.
•На время (не более 45 секунд).
Обводки двумя руками
Дидактическая задача: Развивают межполушарные связи, развивают моторную сферу, улучшают мыслительную деятельность.
Задания выполняются от простых заданий к более сложным. Вначале пальчиками по пунктирным линиям, затем двумя карандашами.
Логические блоки Дьенеша.
Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:
- Образовательные:
- закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
- накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
- совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
- формирование основ алгоритмического мышления.
- Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;
- Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.
РЕШЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Цель: упражнять детей в решении элементарных задач в абстрактной отвлеченной форме.
Ход: педагог формирует задачу в абстрактной форме и предлагает решить ее детям без опоры на наглядность.
Например:
- Как ты разделишь между семью детьми 7 книг, лежащих в коробке так, чтобы каждый ребенок получил по одной книге, и чтобы одна книга осталась в коробке
(одному ребенку достанется книга с коробкой).
- По дороге шли три женщины из них две дочери и две мамы. Возможно ли такое?
(3 женщины – это бабушка, мама, дочка)
- Год назад тебе было 5лет. Сколько лет тебе сейчас? Сколько будет через год?
Бывает и не бывает
Что дает игра: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел и координации.
Нужен резиновый мячик небольшого размера.
Ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т.е. решение он должен принять очень быстро.
Вот несколько примеров таких ситуаций:
- папа идет с работы;
- дерево варит кашу;
- бабушка печет пирожки;
- ручка смотрит телевизор;
- кошка играет с мышкой;
- подушка зевает и т.д.
Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.
«Да-нетки»
Что дает игра: развитие логического мышление ребенка, формирование навыков задавания вопросов, анализа ответов. Развитие способности к классифицированию явлений и предметов окружающего мира по особенностям и характерным признакам.
Что потребуется: при желании можно купить в книжном магазине специальные карточки для игры, но можно обойтись лишь воображением.
Как играть: ведущий должен загадать слово, а игрокам нужно понять, о чем идет речь. Для этого игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет», «И да, и нет», «Нет информации» и «Это не важно». В начале игры ведущий дает подсказку. К примеру, такую: «Это герой известной русской сказки. Отгадайте его за 10 вопросов».
Игра никак не ограничивается по возрасту участников. Могут играть и взрослые и дети. А с помощью правильного подбора слов (они должны соответствовать возрасту участников) можно делать игру сложнее или легче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/14/picture-767859-1457938673.jpg)
Влияние дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Главная задача дидактических игр — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание у...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/27/picture-800028-1467039067.jpg)
Социально – педагогический проект "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр"
Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способнос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-643612-1445766241.jpg)
ПРОЕКТ "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решения логических задач и игр"
Социально - педагогический проект...
развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Работа описывает систему средств и способов развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/01/picture-893639-1706775796.jpg)
Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/01/picture-1540348-1730410500.jpg)
Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового...