Эмоционально-личностное развитие детей до трех лет
консультация (младшая группа)
Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А. В. Запорожец). Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования. Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno-lichnostnoe_razvitie_detey_do_trekh_let.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоционально-личностное развитие детей до трех лет.
Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А. В. Запорожец).
Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования. Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего раннего детства.
Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих возможностей. Они ситуативные и во многом зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения в ранний период жизни ребенка. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
В первые три года жизни эмоциональные проявления ребенка значительно изменяются, обеспечивая ведущие, с точки зрения педагогики, линии развития. Так, например, от рождения до 6 месяцев наблюдается социализация эмоций; к концу первого года они сопутствуют деловому общению со взрослым по поводу действий с предметами. У новорожденного ребенка не заложены высшие эмоции, но есть врожденные механизмы, называемые эмоциональными реакциями. Они и являются основой формирования эмоциональной сферы человека.
Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, но эмоциональное отношение формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий. Бесполезно ждать от ребенка доброты, сочувствия, упорства в достижении цели, ощущения прекрасного, стремления к созиданию, а не разрушению, если не развивать эмоциональные стороны личности. Воспитание эмоций — важное направление педагогической науки.
Развитие чувств ребенка
Ребенку уже на втором году жизни были доступны такие чувства, как радость, любовь, гнев, страх, недовольство, ревность, обида и т. п.
На третьем году внешние проявления этих чувств становятся ярче и разнообразнее. Радуясь, ребенок прыгает, хлопает в ладошки, громко смеется; испугавшись чего-либо, бежит, прячется, закрывает лицо руками; обидевшись на кого-либо, ребенок отворачивается, отказывается разговаривать. Более богатой становится и мимика ребенка, отражающая его переживания. Значительно сложнее и разнообразнее становятся причины, вызывающие чувства.
Ребенку, который всегда бывает чистым, стыдно, если у него оказался грязным нос; ему стыдно, когда его осуждают за то, что он ударил маленького; он радуется, что построил домик, хорошо нарисовал, сложил разрезную картинку; он проявляет застенчивость в присутствии чужого человека, смущается.
В этом возрасте ребенку доступны уже и эстетические переживания. Ему нравится нарядное новое платье, красивый бант. «Какой красивый», — заявляет он. Малыш получает удовольствие от приятного запаха цветов; выражает удивление и восхищение, оказавшись на пестром от цветов лугу, залитом солнцем: «Как красиво, хорошо, правда, мама?» — говорит ребенок и бегает от одного цветка к другому. Конечно, все эти чувства ребенок будет проявлять, если взрослые раньше обращали его внимание на красоту природы.
Если ребенок здоров, бодр, правильно воспитан, он обычно находится в хорошем настроении, жизнерадостен, много смеется, улыбается, ласкается к взрослым. Однако для ребенка раннего возраста вообще, и для трехлетнего в частности, характерны повышенная возбудимость и неустойчивость чувств, что проявляется в быстрой смене настроения, в очень большой зависимости настроения от внешних причин. Того, что кажется взрослому ничтожным, не стоящим внимания, будет вполне достаточным для того, чтобы вызвать у малыша горькие слезы, резкое возбуждение и раздражение, часто очень бурно проявляющееся: он стучит ногами, бросается на пол, кричит и т. п.
Если ребенок не выспался или устал от длительной прогулки, он будет плакать, проситься к матери на руки. Он будет много «хныкать», капризничать и тогда, когда у него нет игрушек, когда мать не разрешает ему принять участие в ее работе и в то же время не заняла его ничем другим и т.д.
Еще раз необходимо отметить очень большую внушаемость ребенка. Если окружающие взрослые спокойны в обращении с малышом и сами весело, бодро настроены, то и ребенок чувствует себя спокойным и бодрым. А если мать чем-либо раздражена, огорчена, нервничает, то даже в том случае, если в обращении с ребенком она старается и не проявить этого раздражения, ребенок все же улавливает по тону, мимике, жестам ее состояние, оно ему передается, он заражается им. Например, мать решила пойти вечером в театр и спешит скорее уложить сына спать. Она боится опоздать и несколько нервничает. Если мать даже не кричит на ребенка и не торопит его словами, то все же она делает резкие и торопливые движения, стараясь как можно скорее уложить ребенка.
Это ее внутреннее напряжение передается ребенку, оно его возбуждает, и он, «как на зло», не засыпает, шалит, плачет. И это отнюдь не проявление «злой воли» или плохого характера ребенка, а следствие его чрезвычайной чувствительности и легкой внушаемости.
Ребенок очень легко схватывает интонацию голоса матери или ее мимику. Например, ребенок шалит, сделал что-нибудь непозволительное, но в то же время проявил при этом сообразительность, умилившую мать. Сознавая непозволительность поступка, она останавливает ребенка, старается внушить ему, что это нехорошо, но ребенок, несмотря на ее слова, понимает, вернее, чувствует, что это нравится матери и продолжает по-прежнему шалить.
Таким образом, ребенку доступны уже многие положительные чувства: он может быть жизнерадостным, приветливым, отзывчивым, понимать красивое, смешное и многое другое.
И на третьем году жизни ребенок еще очень чувствителен к малейшим нарушениям в удовлетворении его органических потребностей. Его самочувствие может измениться к худшему от самых незначительных причин. И он не всегда еще умеет понять причины своего плохого состояния и поэтому, хотя уже хорошо говорит, часто не может сказать об этом взрослому. Например, ребенок голоден или ему жарко, ботинок трет ногу и т. п. — все это может стать причиной возбуждения или, наоборот, вялости, капризов, слез, требований, не имеющих никакого отношения к причине его плохого состояния. И поэтому даже выполнение этих требований не способствует улучшению самочувствия ребенка.
А как часто взрослые, не выяснив истинную причину плохого состояния ребенка, начинают предлагать ему то одно, то другое и тем только еще больше его возбуждают.
Как развить эмоциональный интеллект у детей?
Самое доступное средство - это, пожалуй, чтение книг. Через проживание сказочных ситуаций, через обсуждение рассказов, через объяснение поведения того или иного персонажа, дети знакомятся разными ситуациями и чувствами героев. Они могут увидеть разные точки зрения персонажей на одну и ту же ситуацию, а также книги обогащают речь ребенка и ему в будущем будет проще разобраться со своими чувствами и выразить их словами.
Общение и игры с другими детьми. Игра помогает ребенку расслабиться, а также проявить все чувства, которые он испытывает. Во время игры никто не давит на ребенка и не контролирует его поведение. В это время ребенок показывает свое истинное "я"
Для того, чтобы привить ребенку чувство ответственности необходимо привлекать его к домашним делам, вместе ходить по магазинам, предоставлять сделать самостоятельный выбор при покупке продуктов или принадлежностей для праздника.
Разговаривайте с ребенком, обсуждайте прошедший день, позволяйте ему быть самим собой в кругу семьи, дайте возможность проявить свою индивидуальность. Создайте комфортную ситуацию, для того, чтобы ребенок не стеснялся делиться своими впечатлениями и переживаниями прожитого дня.
Будьте примером для своего чада. Показывайте приемлемые и желательные модели поведения в разных жизненных ситуациях. Соблюдайте принципы позитивного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-драматизация как синтез здоровьесберегающих образовательных технологий для коррекции эмоционально — личностной сферы у детей с нарушением интеллекта
Презинтация и статья....
«Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.
Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способ...
Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»
Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...
формирование эмоционально – личностных качеств личности детей дошкольного возраста через развлечения
в материале описаны роль и значение развлечений в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста, а также их формы и виды....
План-конспект занятия по развитию эмоционально-личностной сферы у детей старшего возраста
Представлен план-конспект занятия по закреплению навыков самоосознания и формированию навыков полоролевой идентификации у детей старшего возраста с ЗПР....
Эмоционально-личностная сфера развития детей с нарушением речи
У детей с недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следователь...
Статья "Развитие эмоционально - личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии в дошкольной образовательной организации"
Психологические исследования и практические наблюдения за дошкольниками показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности...