Рекомендации "Правила взаимодействия родителей с агрессивными детьми" , "Стили родительского воспитания"
консультация по теме
Рекомендации "Правила взаимодействия с агрессивными детьми" адресованы родителям детей дошкольного возраста. Целью данных рекомендаций является информирование родителей воспитанников ДОУ о эффективных способах взаимодействия с детьми часто демонстрирующими агрессивное поведение. Знакомство со способами выражения гнева у детей и рецептами избавления от гнева для родителей.
Рекомендации "Стили родительского воспитания" так же адресована родителям детей дошкольников. Целью ее является знакомство родителей с результатами использований той или иной стратегии воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шпаргалка для взрослых
или Правила взаимодействия с агрессивными детьми.
- Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрируйте модель неагрессивного поведения ребенка.
- Обучайте приемлемым способам выражения гнева.
- Давайте ребенку возможность выражать гнев непосредственно после фрустрирующего события.
- Обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивайте способность к эмпатии.
- Расширяйте поведенческий репертуар ребенка.
- Отрабатывайте навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учите брать ответственность на себя.
Установление границ дозволенного
В семье происходит первичная социализация ребенка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения как в семье, так и вне ее.
Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса, и в семьях, где правила четко не очерчены, не согласованы между родителями, воспитание ребенка имеет весьма проблемный характер.
Для родителей важно иметь четкую, согласованную воспитательную позицию.
При установлении требований и ограничений родителям необходимо знать и соблюдать определенные правила.
Правило 1. «Установление границ дозволенного процесс недемократичный».
Существует 4 стиля воспитания:
- жестко авторитарный, при котором родитель утверждает свою власть, не обращая внимания на потребности, чувства, состояние ребенка, нередко при этом прибегая к телесным наказаниям;
- благожелательно-авторитетный, когда родитель заботится о ребенке с добротой и пониманием, но при этом достаточно тверд в установлении правил поведения, предоставляет немного возможностей выбора и ожидает .приверженности стилю жизни семьи (чтут семейные традиции, для них весьма важна сама семья);
- демократичный, при котором родители стараются быть справедливыми-в любой ситуации, предоставляют достаточную возможность выбора и принимают решения на основе правила большинства;
- все позволяющие родители разрешают детям вести себя как угодно, не регламентируя при этом никаких правил и ограничений по типу «ребенок сам знает, что ему нужно».
Исследование детей из этих 4 групп семей, продолИИное, когда они уже стали взрослыми, дало поразительные результаты.
Дети, воспитанные во вседозволенности, став взрослыми, испытывали большие затруднения при необходимости работать вместе с другими людьми и ладить с ними.
Демократичный стиль сформировал взрослых, которым трудно принимать решения.
При жестко авторитарном стиле наблюдались психически нездоровые взрослые.
Наиболее продуктивным стилем воспитания оказался благожелательно-авторитетный. Дети, чьи родители придерживались такого стиля воспитания, выросли наиболее приспособленными взрослыми: они умели принимать решения, нести ответственность, следовать нормам и сотрудничать с другими людьми.
Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста ребенка, но никогда не должны приниматься путем голосования!
Правило 2. Четкие рамки допустимого поведения ребенка должны базироваться на фундаменте сердечной близости.
Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребенок будет сопротивляться установленным правилам и прибегать к мстительному поведению. Только взаимопонимание между детьми и родителями дает возможность установить эффективные границы дозволенного.
Эмоциональная связь между родителями и ребенком образует ту основу, на которой базируются родительские правила и ограничения.
Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между
родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений.
Правило 3. Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с потребностями ребенка.
Маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями, почему чего-либо нельзя делать. «Маленькие дети не умеют мыслить рационально, и разумные доводы или чрезмерные объяснения мало эффективны в управлении их поведением» (Д. и Дж. Элиум, 1996)..
Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.
Границы дозволенного не являются жестко закрепленными «раз и навсегда». Они меняются в зависимости от возраста ребенка и показывают, насколько чутко родитель реагирует на все перемены, происходящие с его ребенком.
Правило 4. Устанавливайте границы, которые дают возможность маленьких побед.
Часто родители, желая, чтобы ребенок добился результатов в чем-либо (учебе, спорте, музыке и т.п.), устанавливают для него слишком высокую «планку», делая тем самым результат труднодостижимым («а чтоб старался») либо вовсе недосягаемым. У ребенка теряется вера в свои силы и появляется устойчивое желание избегать ситуации, в которой он может быть несостоятелен. Ребенок может замкнуться и уйти в себя, поскольку подобная ситуация вызывает у него эмоциональную подавленность, либо открыто сопротивляться требованию.
Правило 5. Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитаИИ ребенка.
Приемлемые способы выражения гнева для детей
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики и мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «мешочек для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
7. Пускать мыльные пузыри.
8. Устроить «бой» с боксерской грушей.
10. Полить цветы.
11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
15. Посчитать до 10.
16. Поиграть в «настольный футбол».
17. Отжаться от пола максимальное количество раз.
18. Устроит соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
19. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
20. Быстрыми движениями руки нарисовать свой гнев, а затем зачирикать его.
21. Слепить из пластилина то, на что похож гнев и сломать ее.
«РЕЦЕПТЫ» ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА
(для родителей)
«В минуты стресса сохраняйте спокойствие и помните: то, к чему вы стремитесь, - это более счастливая ситуация для вас самих»
- Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
- слушайте своего ребенка - «активное слушание»;
- проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совестные прогулки; совместные покупки, совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;
- делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
- если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:
- скажите себе «ST0P» и посчитайте до 10 (добавление автора);
- не прикасайтесь к ребенку;
- лучше уйдите в другую комнату;
- отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);
- в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;
- дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я-сообщение» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:
- «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;
- «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;
- «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни причем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:
- сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
- примите теплую ванну, душ;
- выпейте чаю;
- послушайте любимую музыку;
- просто расслабьтесь, лежа на диване;
- используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка (добавление автора).
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:
- если ребенок маленький, то не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите или которые могут быть опасны для него. Уберите их подальше или спрячьте так, чтобы ребенок не смог с ними провзаимодействовать (например: бьющиеся предметы, ножи, ножницы, вилки, книги);
- если вам предстоит сделать визит (к врачу, в детский сад и т.п.) или предстоит длительная поездка, продумайте и отрепетируйте заранее возможные трудности; подумайте, как накормить и напоить ребенка, какие игрушки вы возьмете с собой в поездку;
- не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого – управляйте собой:
- скажите себе «ST0P» и посчитайте до 10 (добавление автора);
- напрягайте и расслабляйте кисти рук;
- дышите медленнее и глубже;
- переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время.
Список используемой литературы
1. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. : Генезис, 2000г.
2. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н /Д: «Феникс», 2004г.
Предварительный просмотр:
Стили родительского воспитания
(в ответ на агрессивные действия ребенка)
Стратегия воспитания | Конкретные примеры стратегии | Стиль поведения ребенка | Почему ребенок так поступает |
Резкое подавление агрессивного поведения ребенка | «Прекрати!» «Не смей так говорит!» Родители наказывают ребенка. | Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте) | Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения. |
Игнорирование агрессивных вспышек ребенка | Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка, или считают, что ребенок еще мал | Ребенок продолжает действовать агрессивно. | Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера |
Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом | Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимает его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях. | Скорее всего, ребенок научиться управлять своим гневом | Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Взаимодействие родителей и воспитателей в вопросах нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Из опыта работы МДОУ д/с № 37 г. Подольска...
Презентация "Взаимодействие родителей и воспитателей в вопросах нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста".
Из опыта работы МДОУ д/с № 37.http://q.infoset.ru:8080/share.cgi?ssid=0SOHalU...
Взаимодействие родителей с агрессивным ребёнко
Определение детской агрессивности, её причины и роль семьи по преодолению агрессивного поведения ребёнка....
Консультация «Взаимодействие родителей и воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду»
Консультация «Взаимодействие родителей и воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду»...
Выступление из опыта работы по теме: «Центр ПДД, как средство взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов по воспитанию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного п
В данном выступлении раскрыт опыт работы с родителями законными представителями по обогащению предметно-развивающей среды....
Выступление из опыта работы по теме:«Центр ПДД, как средство взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов по воспитанию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного по
Тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма актуальна и важна. Инновация моего опыта состоит в апробации технологий проектной деятельности при изучении данной темы....
Консультация на тему: «Взаимодействие родителей и воспитателя в вопросах патриотического воспитания старших дошкольников»
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — это главное звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В семье ребенок получает...