Сообщение "Взаимодействие родителей и воспитателей в вопросах нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
статья (средняя группа) на тему
Из опыта работы МДОУ д/с № 37 г. Подольска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshch._vzaimod-e_rodit._i_vospit.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г. Подольска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №37
СООБЩЕНИЕ
на городском методическом объединении
для воспитателей средних групп
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
В ВОПРОСАХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
(Из опыта работы МДОУ детский сад № 37)
Составила:
старший воспитатель МДОУ №37
Панова Любовь Сергеевна
февраль, 2015 года
«Без нравственной чистоты теряет смысл всё — образование, духовное богатство,
трудовое мастерство, физическое совершенство».
В. А. Сухомлинский
Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту задачу «всем миром»: семья, детский сад, общество.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Родители являются участниками образовательного процесса.
Взаимодействие родителей и воспитателей в вопросах нравственного воспитания осуществляется в следующих направлениях: нравственно-патриотическое, социально-нравственное, духовно-нравственное, нравственно-трудовое, нравственно-этическое.
Информационный круг для детей расширяется следующим образом:
семья → детский сад → город Подольск → страна Россия.
Работа по вовлечению родителей в деятельность дошкольного учреждения по нравственному воспитанию дошкольников проводится в три этапа:
I этап: выявление потребностей родителей в нравственном воспитании детей.
На первом этапе активно используются информационно-аналитические формы: социально-педагогические опросы и анкетирование, результаты работы педагога-психолога с родителями.
Анализ результатов обследования семей воспитанников позволяет говорить о том, что многие семьи дошкольников ориентированы на нравственное воспитание детей. Однако, при всём желании, родители зачастую не знают, как именно формировать нравственность в ребёнке.
II этап: повышение уровня педагогической компетентности родителей
через родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, тренинги, педагогические гостиные, деловые игры, родительские уголки, папки – передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
Родителей, по мере их возможностей, приглашают на занятия, где практически происходит трёхстороннее взаимодействие: ребёнок – родитель – воспитатель.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени работу стараемся организовывать компактной, но эффективной.
III этап: партнёрство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.
Главная задача на третьем этапе — формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач нравственного воспитания детей.
Для достижения этой задачи воспитатели привлекают родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей.
Методы и приёмы.
Воспитатели знакомили родителей с различными методами и приёмами по нравственному воспитанию дошкольников среднего возраста:- приучение, упражнение, руководство деятельностью;
- убеждение в форме разъяснения, внушения, беседы;
- пример, поощрение, наказание;
- общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо);
- словесные приёмы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа);
- игровые приёмы (игры-путешествия, игры-соревнования, путаницы);
- наглядные приёмы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации);
- использование театрализации (кукольного, настольного театра, сценки);
- художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни);
- практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни);
- наблюдение (за действием взрослого и ребенка).
Социально – нравственное воспитание.
На 5-ом году жизни ребёнок начинает осознавать своё положение среди сверстников, характер отношения к нему других детей. Возрастает потребность в общении со сверстниками, на основе совместных игр возникает детское сообщество.
Для совместной работы по социально-нравственному воспитанию, педагоги предлагали родителям следующие темы:
«Наши имена. Ласковые слова». «Подарки в Новый год».
«Вежливые слова». «Угощаем чаем наших гостей».
«Как вести себя с игрушками». «Мама устала».
«Мои добрые поступки». «Защитники девочек».
«Дружба начинается с улыбки». «Как можно порадовать родителей?»
Нравственно-патриотическое воспитание.
В качестве предварительной работы воспитатели знакомят родителей с основными целями нравственно-патриотического воспитания детей среднего возраста:
- воспитание у детей чувства патриотизма – любви к семье, детскому саду, своему городу, родной природе;
- осознание себя, как гражданина своей страны, уважительно относящегося к его символике.
- воспитание уважения к своему народу.
Некоторые темы, которые предлагались для совместной работы с родителями:
«Семь Я. Образ семьи». «Мой город Подольск».
«Генеалогическое древо семьи». «Транспорт нашего города».
«Мой детский сад». «Наши защитники».
«По дороге в детский сад». «День Победы».
«Моя улица». «Моя страна Россия».
Духовно – нравственное воспитание.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости работы.
Большинство родителей весьма обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей и стараются использовать все формы, методы и возможности для их развития.
Основные направления по взаимодействию родителей и воспитателей в вопросах духовно-нравственного воспитания:
- знакомство с русским народным творчеством;
- формирование интереса к русским национальным традициям;
- приобщение к народной музыке.
Знакомя детей с традициями русской национальной культуры, мы проводим театрализованные представления на тему русских народных сказок.
Кроме того, ежегодно проходят такие народные праздники, как «Масленица», «Святки».
Родители принимают активное участие в подготовке и проведении этих праздников, участвуя в изготовлении театральных костюмов и атрибутов.
Родители вместе с детьми также принимают активное участие в тематических выставках.
Всё это формирует чувство сплочённости семьи, заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Нравственно – трудовое воспитание.
На пятом году жизни ребёнок уже может ставить перед собой отдельные реальные цели и добиваться их, но у него ещё отсутствуют навыки планирования своей работы. В средней группе расширяется содержание труда детей.
На протяжении учебного года воспитатели постоянно оказывают практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспитании детей. Советуют, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из условий данной семьи, как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность, подготавливают краткие методические рекомендации-памятки.
В уголках для родителей систематически помещаем информацию по проблеме трудового воспитания.
В семье ребенок регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые.
В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка одежды, ремонт пособий, мебели и т. д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой). Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере.
Мы широко практикуем совместный труд детей и родителей: периодически
организуем субботники по благоустройству участков детского сада, изготовление кормушек для птиц, шитьё кукольной одежды.
Нравственно – этическое воспитание.
Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
Задача воспитателей и родителей через ролевые игры, занятия, этические беседы ввести детей в «мир культуры», создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, что происходит в процессе игр.
Воспитатели, применяя различные формы взаимодействия, разъясняют родителям, что постоянно необходимо:
- знакомить детей с правилами этикета;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;
- учить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
Темы для совместных бесед «ребёнок – родитель – воспитатель» с детьми 4 – 5 лет:
«Зачем говорят «Здравствуй». «Зайчик, который всем помогал».
«Праздник вежливости». «Добрые дела».
«Почему нужно уметь уступать?» «Доброе дело – правду говорить смело».
«К чему ведут ссоры в игре». «Береги книгу».
«Правила дружной игры». «Не сиди сложа руки – так не будет скуки».
«Как жить дружно, без ссор». «Каждой вещи – своё место».
Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, что родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам нравственного воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...
Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...
Презентация "Взаимодействие родителей и воспитателей в вопросах нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста".
Из опыта работы МДОУ д/с № 37.http://q.infoset.ru:8080/share.cgi?ssid=0SOHalU...
Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»
laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...
Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества...