Сообщение "Взаимодействие родителей и воспитателей в вопросах нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
статья (средняя группа) на тему

Панова Любовь Сергеевна

Из опыта работы МДОУ д/с № 37 г. Подольска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshch._vzaimod-e_rodit._i_vospit.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию  Администрации г. Подольска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №37

СООБЩЕНИЕ

на городском методическом объединении

для воспитателей средних групп

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

В ВОПРОСАХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

(Из опыта работы МДОУ детский сад № 37)

Составила:                                  

старший воспитатель МДОУ №37          

Панова Любовь Сергеевна

февраль, 2015 года

«Без нравственной чистоты теряет смысл всё — образование, духовное богатство,

трудовое мастерство, физическое совершенство».

В. А. Сухомлинский

Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту задачу «всем миром»: семья, детский сад, общество.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Родители являются участниками образовательного процесса.

Взаимодействие родителей и воспитателей в вопросах нравственного воспитания осуществляется в следующих направлениях: нравственно-патриотическое, социально-нравственное, духовно-нравственное, нравственно-трудовое, нравственно-этическое.

Информационный круг для детей расширяется следующим образом:

семья → детский сад → город Подольск → страна Россия.

Работа по вовлечению родителей в деятельность дошкольного учреждения по нравственному воспитанию дошкольников проводится в три этапа:

I этап: выявление потребностей родителей в нравственном воспитании детей.

        На первом этапе активно используются информационно-аналитические формы: социально-педагогические опросы и анкетирование, результаты работы педагога-психолога с родителями.

        Анализ результатов обследования семей воспитанников позволяет говорить о том, что многие семьи дошкольников ориентированы на нравственное воспитание детей. Однако, при всём желании, родители зачастую не знают, как именно формировать нравственность в ребёнке.

II этап: повышение уровня педагогической компетентности родителей

через родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, тренинги, педагогические гостиные, деловые игры, родительские уголки, папки – передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.

        Родителей, по мере их возможностей, приглашают на занятия, где практически происходит трёхстороннее взаимодействие: ребёнок – родитель – воспитатель.

        Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени работу стараемся организовывать компактной, но эффективной.

III этап: партнёрство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

        Главная задача на третьем этапе — формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач нравственного воспитания детей.

Для достижения этой задачи воспитатели привлекают родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей.

Методы и приёмы.

Воспитатели знакомили родителей с различными методами и приёмами по нравственному воспитанию дошкольников среднего возраста:- приучение, упражнение, руководство деятельностью;

- убеждение в форме разъяснения, внушения, беседы;

- пример, поощрение, наказание;

- общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо);

- словесные приёмы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа);

- игровые приёмы (игры-путешествия, игры-соревнования, путаницы);

- наглядные приёмы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации);

- использование театрализации (кукольного, настольного театра, сценки);

- художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни);

- практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни);

- наблюдение (за действием взрослого и ребенка).

Социально – нравственное воспитание.

На 5-ом году жизни ребёнок начинает осознавать своё положение среди сверстников, характер отношения к нему других детей. Возрастает потребность в общении со сверстниками, на основе совместных игр возникает детское сообщество.

        Для совместной работы по социально-нравственному воспитанию, педагоги предлагали родителям следующие темы:

«Наши имена. Ласковые слова».                «Подарки в Новый год».

«Вежливые слова».                                «Угощаем чаем наших гостей».

«Как вести себя с игрушками».                «Мама устала».

«Мои добрые поступки».                         «Защитники девочек».

«Дружба начинается с улыбки».                «Как можно порадовать родителей?»

Нравственно-патриотическое воспитание.

В качестве предварительной работы воспитатели знакомят родителей с основными целями нравственно-патриотического воспитания детей среднего возраста:

- воспитание у детей чувства патриотизма – любви к семье, детскому саду, своему городу, родной природе;

 - осознание себя, как гражданина своей страны, уважительно относящегося к его символике.

- воспитание уважения к своему народу.

        Некоторые темы, которые предлагались для совместной работы с родителями:

«Семь Я. Образ семьи».                        «Мой город Подольск».

«Генеалогическое древо семьи».                «Транспорт нашего города».

«Мой детский сад».                                «Наши защитники».

«По дороге в детский сад».                        «День Победы».

«Моя улица».                                        «Моя страна Россия».

Духовно – нравственное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости работы.

        Большинство родителей весьма обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей и стараются использовать все формы, методы и возможности для их развития.

        Основные направления по взаимодействию родителей и воспитателей в вопросах духовно-нравственного воспитания:

- знакомство с русским народным творчеством;

- формирование интереса к русским национальным традициям;

- приобщение к народной музыке.

Знакомя детей с традициями русской национальной культуры, мы проводим театрализованные представления на тему русских народных сказок.

        Кроме того, ежегодно проходят такие народные праздники, как «Масленица», «Святки».

Родители принимают активное участие в подготовке и проведении этих праздников, участвуя в изготовлении  театральных костюмов и атрибутов.

Родители вместе с детьми также принимают активное участие в тематических выставках.

Всё это формирует чувство сплочённости семьи, заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

Нравственно – трудовое воспитание.

На пятом году жизни ребёнок уже может ставить перед собой отдельные реальные цели и добиваться их, но у него ещё отсутствуют навыки планирования своей работы. В средней группе расширяется содержание труда детей.

        

На протяжении учебного года воспитатели постоянно оказывают практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспитании детей. Советуют, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из условий данной семьи, как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность, подготавливают краткие методические рекомендации-памятки.

В уголках для родителей систематически помещаем информацию по проблеме трудового воспитания.

В семье ребенок регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые.

        

В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка одежды, ремонт пособий, мебели и т. д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой). Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере.

        

Мы широко практикуем совместный труд детей и родителей: периодически

организуем субботники по благоустройству участков детского сада, изготовление кормушек для птиц, шитьё кукольной одежды.

Нравственно – этическое воспитание.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

        

Задача воспитателей и родителей через ролевые игры, занятия, этические беседы ввести детей в «мир культуры», создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, что происходит в процессе игр.

Воспитатели, применяя различные формы взаимодействия, разъясняют родителям, что постоянно необходимо:

- знакомить детей с правилами этикета;

- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;

- учить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.

Темы для совместных бесед «ребёнок – родитель – воспитатель» с детьми 4 – 5 лет:

«Зачем говорят «Здравствуй».                «Зайчик, который всем помогал».

«Праздник вежливости».                        «Добрые дела».

«Почему нужно уметь уступать?»                «Доброе дело – правду говорить смело».

«К чему ведут ссоры в игре».                        «Береги книгу».

«Правила дружной игры».         «Не сиди сложа руки – так не будет скуки».        

«Как жить дружно, без ссор».         «Каждой вещи – своё место».

Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, что родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам нравственного воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»

laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества...