Консультация для педагогов.
консультация по логопедии по теме

Мнемотехника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotekhnikstatya.a.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники в обучении связной речи детей с общим недоразвитием речи. 

         При обучении развитию связной речи у детей с ОНР мы должны параллельно решать 2 задачи: - коррекционную, - общеобразовательную. Основная цель решения этих задач – успешная подготовка детей 5-7 лет с ОНР к обучению в школе.

         В результате у ребёнка возникают информационные перегрузки, ведущие к физическому, умственному, психическому перенапряжению, переутомлению, возникновению неврозов.

         Главной задачей в этом случае является преодоление «ножниц», возникающих между возрастающим объёмом информации, которую должен обработать дошкольник и его психофизиологическими возможностями.

         Использование мнемотехники в обучении детей-логопатов – это попытка решить проблему психофизиологической и интеллектуальной готовности ребёнка к жизни в школе.

          Интеллект не появляется вне аудитории, вне общения. Поэтому созданию эмоционального комфорта для каждого ребёнка уделяется особое внимание. Занятия проводятся в обстановке доброжелательности и поощрения на достижение личных индивидуальных целей, развитие эмоциональной сферы.

         На занятиях создаются максимально возможные условия для  рассуждения. Научить ребёнка самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли на аудиторию – это важная задача при использовании мнемотехники в обучении детей связной речи.

         В основу использования системы мнемотаблиц положены упражнения на развитие прежде всего памяти, внимания, мышления.

                                       Основные задачи мнемотехники:

- развивать общие способности на основе различных видов памяти, мышления, воображения,

- осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение,

-  способствовать психофизиологической и интеллектуальной  подготовке к школе,

- обучать запоминанию на основе интеллектуального тренинга.

         В содержание методики мнемотехники входят:

- освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др.,

- упражнения на развитие различных параметров внимания,

- развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

         Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности.

         Особенно большое значение использование мнемотехники имеет в работе с   проблемными детьми, с детьми с задержкой психического развития. У таких детей также повышается уровень развития общих способностей, памяти, мышления, воображения, внимания, а также их готовность к обучению в школе.

         Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения.

         Предлагаемый нами материал может быть использован на коррекционных занятиях по развитию лексико – грамматических категорий и обучению детей связной речи. Он состоит из мнемодорожек и мнемотаблиц и предназначен для работы с детьми 4-7 лет.

         Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:

  1. Развитие всех видов памяти:

- зрительной,

- слуховой,

- ассоциативной,

- словесно – логической,

- отработка различных приёмов запоминания.

2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).

3. Развитие образного мышления

     ( кодирование любой информации).

4. Решение различных общеобразовательных, дидактических  задач, ознакомление с различной информацией.

5. Развитие смекалки, тренировка внимания.

6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

         Мнемотаблица-это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.

         Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

         Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

         Упражнения, связывающие словесный и зрительные ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

         Это полезнейшая интеллектуальная гимнастика. Начинается она с обучения ребёнка грамматически правильно строить предложение. Для этой цели используются мнемодорожки.

Приложение № 1:

а) предложения из 3-х слов с дополнением в винительном падеже единственного и множественного числа. Например: Девочка увидела цветок.

б) составление предложений по мнемодорожке с предлогами. Например: Зайка прыгнул на пенёк.

В данных мнемодорожках используется символ глагола и символы различных предлогов: на, в, под, над, за, из-за,из-под.

Использование мнемодорожек для составления предложения без предлога и с предлогом даёт возможность каждому ребёнку составить своё предложение, значительно расширить глагольную лексику.

         Можно вводить и прилагательные в составление предложений, обозначив это задание определённым знаком: например, зелёным треугольником.

Приложение № 2:

Красное (твёрдое, сочное и т.д.) яблоко лежит под яблоней.

         Следующий этап применения мнемотаблиц – обучение пересказу. Методика классическая: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ. Закодировать в мнемотаблицу можно любой рассказ: Например, к лексической теме «Дикие животные», предлагается к пересказу следующий рассказ:

Приложение № 3.

                                                Какие звери в лесу.

         В лесу живут разные звери: волк, медведь, лиса, заяц, белка.(1)

Медведь большой, сильный зверь (2). Он ест мясо, ягоды, любит мёд(3). Зимой он спит в берлоге (4).

         Волк ест только мясо. Он таскает овец. В лесу он ловит зайцев и других маленьких зверей (5, 6).

         Лиса очень хитрая (7). Она таскает кур и ловит зайцев (8).

         Белка живёт на дереве, она грызёт орехи (9, 10).

Заяц слабый зверёк (11). Он зимой гложет кору деревьев и кустарников (12).

         На этапе обучения детей с ОНР составлению рассказа возможно широкое использование мнемотаблиц. Например: составление рассказа «Весна» - старшая группа.

Приложение № 4.

Вопросы:

1. Какое время года наступило?

  1. Какое солнышко греет весной?
  2. Что происходит с почками на деревьях?
  3. Какие листочки появляются из почек?
  4. Какая травка?
  5. Что происходит с цветами?
  6. Кто прилетает из далёких стран?
  7. Чем покрываются деревья в лесу?
  8. Какой первый весенний праздник мы празднуем?

 

                                                      Рассказ.

1.Наступила весна.

2. Весной греет тёплое солнышко.

      3. Набухают почки.

      4. Появляются первые листочки.

      5. Зеленеет травка.

      6. Распускаются цветы.

      7. Прилетают из далёких стран птицы.

      8. В лесу деревья покрываются листвой.

      9. 8 марта – первый весенний праздник, женский день.

 

         При обучении детей – логопатов творческому рассказыванию используются схемы, выполненные в мнемотехнике.

         Методика работы следующая:

  1. рассматривание  символов – сигналов и называние: кто или что это может быть,
  2. рассматривание схемы, соединения символов в сюжет,
  3. придумывание сказки, сохраняя последовательность действий в содержании, умение придумать название сказки и её окончание.

 

Сказка, придуманная Матвеем К. 7 лет.\

 

                                                Волшебники.

         Пошли король и королева гулять, на них свалился сверху ёжик и они превратились в волшебников. И они пошли дальше. Перед ними выросла стена, они перелетели через неё и пошли дальше. Шли они, шли и вдруг увидели палатку, а там жила совсем маленькая мышка. Она очень испугалась волшебников и хотела убежать, но они сказали: « Не бойся, мы добрые!» Тогда мышка подружилась с ними и стали они жить дружно и в согласии.

 

                                                 Подсолнухи. Вова А. 6 лет.

         Жили были дедушка с бабушкой. И пошли они собирать семечки. Около их дома росли подсолнухи. Прилетела добрая Фея и превратила их в принца и принцессу. Они пошли гулять и увидел дом. А около дома летал воздушный змей. Они хотели взять его домой, но решили отпустить. И стали вместе жить дружно во дворце.

 

         Составление сказок по схеме с использованием элементов ТРИЗ помогает развивать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Ребёнок учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения.  

         Приём мнемотехники применим ко всем содержательным и ярким повествованиям и описаниям, прозаическим и поэтическим. Любое ёмкое и живописное стихотворение легко проиллюстрировать серией рисунков, а по ним выучить любой текст данного стихотворения.

 

                                    Перед Новым годом.                             Н.Куциева  

Спи, моя сестричка,

Звери спят и птички.

Новый год придёт

Через дымоход.

Он в мешочке ярком

Принесёт подарки:

Белочкам – орешки,

Заинькам – морковки,

А тебе, сестричка,

Куклу да обновки.

Спи, тогда быстрей придёт

Новый, новый, новый год.

         Таким образом, использование приёма мнемотехники в развитии речи и психических процессов у детей – логопатов неоспоримо и очень эффективно.

Разумеется, возможны и даже желательны её видоизменения.

 

         Подробный материал по вышеизложенному можно найти у следующих авторов:

1.Т.В. Большева. Учимся по сказке. С-П., «Детство-пресс», 2001.        

2. И. Девянина. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. Журнал «Дошкольное воспитание» №4,1998.

3. Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. М.,1999.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....