Консультация для родителей: "Прикладной анализ поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения"
консультация по коррекционной педагогике

Дмитриева Екатерина Олеговна

Прикладной анализ поведения - это научный подход, основанный на принципах поведенческой психологии, который позволяет изучать причины и последствия поведения детей с особыми образовательными потребностями и разрабатывать индивидуальные стратегии поддержки и взаимодействия с ними. Целью прикладного анализа поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения является повышение эффективности образовательного процесса, развитие навыков самостоятельности и адаптации для детей с различными потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прикладной анализ поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения

Если вы когда-либо были в группе детского сада, вы наверняка видели или слышали, что некоторые дети кусают, бьют, сбивают построенные из кубиков башни, забирают игрушки и делают множество других неприятных поступков. Если посмотреть на это через призму поведенческого анализа, то на первый взгляд кажется, что целью вмешательства станет научить их не кусаться и не сбивать башни.

Исследования и практика образования в настоящее время стремятся создать инклюзивные среды, где каждый ребенок, независимо от своих индивидуальных особенностей и потребностей, имеет возможность получать качественное образование и опыт социализации. Одним из ключевых аспектов успешной реализации инклюзивной педагогики является прикладной анализ поведения.

Прикладной анализ поведения - это научный подход, основанный на принципах поведенческой психологии, который позволяет изучать причины и последствия поведения детей с особыми образовательными потребностями и разрабатывать индивидуальные стратегии поддержки и взаимодействия с ними. Целью прикладного анализа поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения является повышение эффективности образовательного процесса, развитие навыков самостоятельности и адаптации для детей с различными потребностями.

☝🏻 АВА-терапия подходит к этому, обучая детей навыкам альтернативного поведения. В чем кроется причина того, что ребенок кусается? Может, он(а) расстроен(а) и не может ждать? Неужели малыш сносит башню только потому, что не знает, как добиться должного внимания? Работа над альтернативным поведением косвенно уменьшит негативное поведение. Поэтому мы учим детей ждать, просить, выражать эмоции. Это по-настоящему действенный подход при работе с детьми младшего возраста.

Еще один удобный момент, связанный с использованием ABA-терапии в дошкольном классе, — это то, что здесь есть возможность задействовать большое количество разных людей, работающих с детьми, чтобы потренировать тот или иной навык. После того, как вы отработали какой-то навык в индивидуальной работе, можно тут же потренировать его в небольшой группе детей, с разными взрослыми, в разных ситуациях… 💁🏼‍♀️ Таким образом возникает целая система для генерализации навыка. При этом, очень важно, чтобы каждый раз, когда что-то происходит, была инструкция, как персоналу следует реагировать. Существует точный сценарий исправления ошибок и способы тренировки применения этого навыка в течение всего дня.

Например, вы знакомите ребенка с навыком «ждать» во время занятия, а затем сотрудники сада постоянно ищут возможности похвалить за спокойное ожидание и дать обратную связь на протяжении всего дня, проведенного в детском саду. Или, например, если работаем над навыком «реагировать на имя», цель которого состоит в том, чтобы в течение двух секунд ребенок прекратил любое поведение, повернулся к говорящему и сказал: «Да». Поэтому воспитателю необходимо создать множество возможностей называть ребенка по имени — во время свободной игры, во время приема пищи, во время выполнения задания и так далее. И воспитатель должен сказать: «Когда я назову твое имя, прекрати то, что делаешь, посмотри на меня и скажи «Да».

При этом ребенок проводит в саду достаточно много времени, поэтому обучение «внедряется» в режимные моменты и становится ежедневной рутиной. Все процедуры повторяются изо дня в день. Весь персонал использует одни и те же стратегии реагирования. Воспитанники начинают понимать ожидания и начинают развивать необходимый навык. И это также учит сотрудников сада не реагировать негативно (одергивая, ругая, наказывая, лишая любимой игрушки или отстраняя от интересной деятельности) на нежелательное поведение.

 Прикладной анализ становится важным элементом, а порой и основой инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении, что позволяет получить много подкреплений и, соответственно, развить важные навыки, необходимые для дальнейшей жизни ребенка.

Основные этапы прикладного анализа поведения включают в себя:

1. Сбор и анализ данных. Педагоги собирают информацию о поведении ребенка, регистрируют его особенности, проводят наблюдения и анализируют полученные результаты. Это позволяет определить предпочтения, мотивации и вызывающие факторы для конкретного ребенка.

2. Установление целей и разработка программы поддержки. На основе полученной информации педагоги определяют конкретные цели, которые необходимо достичь, и разрабатывают индивидуальные программы поддержки, направленные на развитие навыков и поведения ребенка.

3. Внедрение программы и оценка результатов. Педагоги осуществляют планомерное внедрение программы поддержки, проводят ее оценку и коррекцию в случае необходимости.

4. Мониторинг и поддержка. Результаты и прогресс каждого ребенка оцениваются и регулярно обсуждаются с родителями и специалистами, обеспечивающими инклюзивное образование.

Прикладной анализ поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения позволяет эффективно работать со сложным поведением детей и адаптировать образовательные стратегии к их индивидуальным потребностям. Он способствует созданию благоприятной образовательной среды, способствующей развитию всех детей, независимо от их особенностей.

Когда следует начать внедрять прикладной анализ поведения?

Ответ на этот вопрос прост: как и большинство полезных и эффективных вещей — ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ. Большинство родителей и врачей могут выявить аутизм у детей до того, как им исполнится полтора года. ☝🏻 Дети, которые начинают АВА-терапию до двух лет, добиваются наиболее значительных улучшений и преодолевают недостатки в развитии. Дети, которые начинают АВА-терапию, как только им диагностируют РАС, добиваются гораздо большего прогресса.

Принципы прикладного анализа поведения применимы к людям всех возрастов. Несмотря на то, что избавление от старых привычек (большинство из которых связано с проблемным поведением) может занять немного больше времени, независимо от возраста, положительные результаты ПАП проверены и доказаны.

Совсем не важно, в каком возрасте пришел в терапию ребенок, он будет сначала считаться «новичком». У детей могут быть некоторые ранние навыки (например, имитация, фразы из 1 слова), но на самом деле не факт, что у таких детей развита функциональная коммуникация. Они могут быть в состоянии следовать простым инструкциям в повседневной жизни, но не следуют более сложным инструкциям. Возможно, они смогут играть с некоторыми игрушками 🧩, но эти игры не социально-направлены и их репертуар может быть ограничен. Или они называют только те предметы, которые интересны им, но не отвечают даже на вопрос «Что это?» об этих предметах, хотя физически могут произнести ответ и говорят это слово, но только тогда, когда сами захотят.

 Обязательными составляющими программы ABA для начинающих являются:

1. Коммуникация

Первейших навык. Как ребенок удовлетворяет свои потребности? Это можно делать с помощью слов, изображений (например, PECS) или жестов. Как только определите, какой маршрут (способ коммуникации) будет более функциональным, то можно сразу приступить к его обучению. Создание коммуникативных соблазнов — отличный способ стимулировать просьбу. Например, если вы знаете, что ребенок любит печенье, можно положить печенье 🍪 в прозрачный пластиковый контейнер, который он не сможет открыть, и ему придется попросить открыть его. Или можно предложить чашку, но без сока, тогда ребенку придется попросить сок.

2. Поведение слушателя

Насколько ребенок понимает обращенную речь? Это можно определить несколькими способами: может ли он следовать одноэтапным инструкциям (например: «иди сюда», «сядь» и т. д.)? Может ли дать (выбрать, указать) предмет из пары или большего множества других предметов? Один из лучших и наиболее естественных способов развития этого навыка — обучение ему в рамках рутинных занятий. Например, если ребенок любит выходить на улицу, включите в его предпочтительный распорядок несколько одношаговых инструкций — «Идем гулять, принеси туфли» или «Открой дверь». Как развивать этот навык мы расскажем в других постах.

3. Социальные/Игровые навыки

Это основная часть программы для начинающих младших ребят. Важно научить их, что люди — это весело и полезно. В противном случае остальная часть работы может оказаться бесполезной без этой предпосылки. Некоторые программы ПАП для маленьких учеников могут фокусироваться на обучении зрительному контакту 👀 или разделенному вниманию как изолированному навыку.

Также важно научить имитации в игре, что, можно надеяться, приведет к подражанию сверстникам. Лучше всего начать с пения песен с действиями (например: «Шёл козел по лесу», «У оленя дом большой» и др.) и помогать двигаться вместе! Песни — отличный способ для обучения ранним интравербальным навыкам. Узнав, какая песня для ребенка является особенной (он часто ее слушает, узнает), можно начать ее петь 🎶. Когда вы уверены, что ребенок слушает, всё его внимание на вашем пении, можно сделать паузу перед каким-то легким словом и подождать: возможно, ребенок заполнит пробел. Например, вы эмоционально поете «По полям, по полям, синий трактор едет к нам у него в прицепе кто-то песенку поет! А ну, малыш, ….» и показываете рукой на ребенка, улыбаетесь ему и ждете, что он продолжит, спев слово «давай» (чаще оно звучит из уст ребят как «а-ай»), и продолжаете петь песню. Если через 4 секунды ребенок не запел, не продолжил, то поете сами.

С учениками-дошколятами подавляющее большинство времени стоит проводить не за столом, а играя и выполняя множество сенсорно-социальных действий (например, играть в ладушки, сороку-ворону, танцевать под песенки Малышариков или Кукутиков и т. д.). В этих моментах мы ищем улыбку, зрительный контакт (даже мимолетный), некоторую инициативу продолжать (зрительный контакт или жест), если резко остановить игру или после ее окончания. Всегда учитываем интересы ребенка, подбираем материал, который заинтересует именно его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонентздоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения». Здоровье детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополуч...

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Анализ результатов анкетирования родителей по оценке развивающей предметно- пространственной среды дошкольного образовательного учреждения

Развивающая предметно – пространственная среда  в группах дошкольного  образовательного учреждения имеет  большое значение для развития детей, так как именно  здесь они прово...

Проект «Инклюзивная среда в образовательном учреждении»

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, п...

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект  инклюзивной  среды  в  образовательном учреждении...

Консультация для родителей: "Прикладной анализ поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения"

Прикладной анализ поведения - это научный подход, основанный на принципах поведенческой психологии, который позволяет изучать причины и последствия поведения детей с особыми образовательными потребнос...