родительское собрание-практикум
консультация (старшая группа) по теме

Трошина Оксана Николаевна

«Значение развития мелкой моторики для подготовки детей к школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ-ПРАКТИКУМ

«Значение развития мелкой моторики для подготовки детей к школе»

Цель:

-показать важность работы по развитию мелкой моторики пальцев рук

-обозначить взаимосвязь мелкой моторики и речи дошкольников

-научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики

Повестка дня:

1.Выступление воспитателя Трошиной О.Н. «Значение мелкой моторики для подготовки ребёнка к школе».

2.Сообщение Трошиной О.Н. «Многообразие способов развития мелкой моторики»

3.Практикум для родителей

Подготовительная работа:

1.Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина

2.Организация выставки развивающих игр

3.Пальчиковые игры (фото)

Ход собрания:

В самостоятельной деятельности я предложила детям отгадать загадку:

Пять да пять – родные братцы

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие ПЯТЬ да ПЯТЬ.

Угадайте, как их звать?

(Пальцы)

Дети угадали. Это пальцы. Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у детей.

Предлагаю посмотреть выставку работ детей нашей группы.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, например:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

Не забывать также о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму?

Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты: память, внимание, связная речь.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

Поэтому очень важно начать работу по развитию мелкой моторики как можно раньше до поступления ребёнка в школу.

«Многообразие способов развития мелкой моторики пальцев рук у детей»:

Без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики пальцев рук, поэтому сейчас я коротко расскажу о них и как их можно применять дома:

  • Работа с ножницами
  • Работа с раскрасками (штриховка)
  • Пальчиковая гимнастика
  • Шнуровка
  • Игры с конструктором, мозаикой
  • Лепка из пластилина, теста
  • Нанизывание бусин, бисера
  • Игры с крупами

Эти игры:

  • Развивают мелкую моторику
  • Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева
  • Формируют навыки шнуровки
  • Способствуют развитию речи
  • Развивают творческие способности
  • Косвенно готовят руку к письму
  • Развивают усидчивость

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развивать мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму.А также создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыты, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

ПРАКТИКУМ для родителей:

  1. Помассировать пальцы с помощью шариков и колечек
  2. Пальчиковая гимнастика «Два большие братца спорят…»
  3. Приёмы развития мелкой моторики пальцев рук с помощью лепки из солёного теста
  4. На столах дощечки для лепки, стеки, солёное тесто.
  5. Родителям предлагается сделать сувениры и украсить их.
  6. Оригами
  7. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных и птиц.
  8. Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок.
  9. (Раздаю родителям листы бумаги и показываю несколько простейших способов изготовления фигурок с помощью Оригами).
  10. Обращаю внимание родителей на выставку приготовленных игр для развития мелкой моторики.
  11. Показываю фото где зафиксированы дети, выполняющие некоторые упражнения в группе:
  12. «Зайчики»
  13. «Здравствуй»
  14. «Математика на пальцах»:
  1. «Лишнее число», «Покажи соседа»
  1. «Апельсин»
  2. «Два большие братца спорят»

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.

Далее вручается памятка каждому участнику «Развитие у ребёнка мелкой моторики»:

  • Как можно чаще давайте ребёнку карандаш, пусть обводит всё что попадётся под руку (дно стакана, ладонь, формочки для печенья).
  • Пришивание пуговиц (под наблюдением взрослого)
  • Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки, ягоды и т.д.
  • На листе в клетку нарисуйте несложный узор и предложите ребёнку его повторить. Узоры усложняются.
  • Рисование крупами или песком. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами
  • «Помогаем маме»: в небольшую ёмкость с низким бортиком насыпьте в равных долях фасоль и горох (по 10 шт.). Перемешайте. Ребёнок одной рукой должен выбирать фасоль, другой – горох.
  • «Котёнок кусается»
  • Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котёнок глупыш

Он думает, это не палец, а мышь.

(смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

  • «На лыжах»: на столе перед ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги. Двигается по столу плавно, как на лыжах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения родительского собрания-практикума «Готов ли Ваш ребенок к школе».

Краткое планирование для проведения родительского собрания...

Родительское собрание - практикум в средней группе "Путешествие в страну знаний продолжается!"

Цель - на практических примерах  наглядно показать родителям формы и методы обучения детей в ДОУ ,а так же донести до наших родителей  мысль: «Воспитывать детей – значит учить их обходиться ...

Родительское собрание - практикум в средней группе «Путешествие в страну знаний продолжается!»

Предлагаемое вашему вниманию  родительское собрание проводилось   в начале учебного года. Сценарий этого  собрания разрабатывался нами (воспитателем и психологом)  с так...

Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....

Родительское собрание-практикум: "Во что играют наши дети?" (разновозрастная группа)

Родительское собрание-практикум: "Во что играют наши дети?" (разновозрастная группа)...

Активная форма взаимодействия с родителями родительское собрание - практикум «Речь, как одно из средств целевой подготовки ребенка к школе».

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт? С чем связано введение ФГОС ДО? Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы? Как изменятся взаимоотн...