Речевое развитие
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Речевое развитие.
Если ребёнок в 2-2.5 года совсем не говорит или говорит мало слов- это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Однако воспитатели из опыта работы с детьми знают, что речевое развитее ребёнка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи ещё большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет), и очень быстро растёт запас активно употребляемых слов.
Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно, пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш малыш почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приёмы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.
- Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить о том. что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например:»Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко».
- Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот приём, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
- Провокация, или искусственное понимание ребёнка. Этот приём состоит в том, что взрослый не спешит проявлять свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас. дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же, он будет возмущён, но охотно активирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
- Распространение. Продолжайте и дополняйте всё высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», - вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приёмом вы постепенно подводите ребёнка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
- Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм и постепенно проникать в ее смысл.
- Выбор. Предоставляйте ребёнку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?».
- Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребёнок не находит подходящих слов и выражает их другими способами - через рисование, лепку, аппликацию, конструированию. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребёнка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определённой, понятной, если она записывается. Ребёнок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки.
Известный психолог JI.C. Выготский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача - облечь мысль ребёнка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить я интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их книжку и «читать» своим друзьям. Ребёнок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчётливое представление, надёжно овладевает родным языком.
- Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку. Играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребёнок проговаривает
Только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте - вскоре он начнёт припевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно некоторые слова. Пойте и вы с ним. но, в отличие от него, пойте её правильно.
- Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев,- говорящие дети...До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и. следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно уже с 6.-месячного возраста.
Простейший метод - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребёнка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Приёмы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребёнка, можно:
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку.
- Рвать на мелкие куски бумагу.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка.
- Делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким.
- «Ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро.
- Показать отдельно только один большой палец.
- Махать в воздухе только пальцами
- Кистями рук делать «фонарики»
- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе
- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались)
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку
- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль).
- Закручивать шурупы, гайки.
- Играть с конструктором, мозаикой, кубиками.
- Складывать матрешек, играть с вкладышами.
- Рисовать рукой и пальцами в воздухе.
- Играть песком, водой.
- Рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...