Консультация для педагогов и родителей "Внимание! Тревожный ребенок!"
статья по теме

Никифорова Ольга Станиславовна

И родители, и близкие ребенку взрослые, и педагоги должны быть крайне внимательны к различным проявлениям тревожности у ребенка. Тревожный ребенок находится в настороженном состоянии и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Первоначальная тревога, вызванная реальными трудностями, по мере закрепления может стать тревожностью, как устойчивой чертой его отношения к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл детская тревожность113.27 КБ

Предварительный просмотр:

            Каждый родитель желает, чтобы его ребенок успешно развивался, вырос здоровым, сильным, благополучным человеком  и достойным гражданином. Деятельность дошкольных учреждений направлена на то, чтобы содействовать родителям в воспитании их  детей.

            Случается, что родители допускают ошибки в воспитании, испытывают некоторые трудности, и повышение педагогической культуры родителей позволяет разрешать определенные проблемы, которые возникают в семье.  Повышенная подвижность, трудности в управлении вниманием, отсутствие социальных навыков, детская тревожность - одни из некоторых проблем, стоящих перед родителями. В настоящее время увеличивается количество детей, отличающихся повышенной тревожностью, неуверенностью. Не многие дети способны преодолеть свои страхи и беспокойства. В отличие от взрослых, дошкольники не могут анализировать свои проблемы и что-либо изменять.

        Детские тревоги не так безвредны, как иногда кажется некоторым родителям, которые либо чрезмерно опекают ребенка, либо не замечают его трудностей. Тревожному ребенку можно помочь в преодолении этих трудностей и основная забота в этом лежит на родителях, которые лучше всего знают своих детей.

          Психологи дошкольных учреждений готовы оказывать семьям поддержку в решении вопросов, касающихся детской тревожности, но  в условиях доверия к себе со стороны родителей.

          Разного вида  негативное влияние на родительское сознание в отношении к детскому саду, может вызывать необоснованную тревогу и беспокойства за своего ребенка, пребывающего в детском саду. Эти эмоциональные беспокойства не могут не найти отражения на детях.

              Проблема  изучения тревожности  стоит перед психологами, физиологами, психотерапевтами и другими исследователями человеческой природы  уже более ста лет.                                                                                           Наряду с различными психическими состояниями, являющимися предметами научных исследований, большое  внимание уделяется «тревоге» как состоянию и «тревожности», как черте личности, описываемым, согласно Ч. Д. Спилбергеру и Ю.Ханину.  Важно понимать, что  это два разных понятия, хотя полвека назад это различие было не явно выраженным. Если под тревогой  понимают  особое эмоциональное состояние, которое возникает у человека в определенный момент, то тревожность - это склонность к этому состоянию, индивидуально-психологическая черта.                                                        Известно, что причиной возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком.                                                                         Известный психолог К. Роджерс говорил о значении адекватной самооценки для формирования личности, как о внутренней сущности человека. Идея Роджерса о том, что родители детей не должны нарушать  их истинной самооценки, помогая их социализации.

           Но бывает так, что родители нарушают это правило, навязывая детям свою оценку, свои представления о способностях и предназначении.   Родители  стремятся к тому, чтобы ребенок принял и сделал их оценку своей собственной самооценкой, они ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии и  в случае неудачи, порицают. Поэтому уже в раннем и особенно в дошкольном возрасте ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки. В некоторых случаях  дети протестуют против навязываемых  им интересов и представлений, вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию.

        Но чаще, по мнению Роджерса, дети не противостоят родителям и  соглашаются  с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого.

            В случае если самооценка завышена, то у ребенка может возникнуть тревога по поводу несоответствия ей. Ребенок не может быть всегда и во всем успешен. Стремление соответствовать навязанным представлениям о нем, может вызвать  внутриличностные трудности. Когда же самооценка занижена, ребенок теряет уверенность в себе,  в собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться о неправильности своих действий т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование. 

            Дети, с неустойчивой самооценкой, редко проявляют инициативу. Всегда послушные, они предпочитают не привлекать к себе внимание окружающих, ведут себя хорошо в  детском саду и дома, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками. Их примерное поведение  носит защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Взрослые могут считать их хорошо воспитанными, в то время как  внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт. Взрослые находят, что  такое поведение вызвано застенчивостью.  

            Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.

           Первоначальная  тревога, вызванная реальными трудностями, по мере закрепления   может стать тревожностью, как устойчивой чертой  его отношения к миру. То есть ребенок будет ждать неприятностей себя в любых случаях, объективно для него отрицательных. Для  таких детей  характерны невозможность принять решение, сомнения, трудности, страх сделать первый шаг и с  такими ориентировками он вступит во взрослую жизнь, еще более опасную, с социальной точки зрения.

               Как же обнаружить такого особенного ребенка среди массы детей, например, в   детском саду? Или как возможно родителям понять, что ребенок испытывает такие тревожные чувства, какие он не в силах побороть?

Тревожные дети отличаются чрезмерным беспокойством, причем в тех ситуациях, в которых ребенку, как нам кажется, ничего не грозит. Тревожные дети очень чувствительны.

Например: В среднюю  группу  детского сада привели пятилетнего Д.. Мальчик крайне агрессивно дал родителям понять, что в детском саду не останется, что в ситуации для родителей оказалось невозможным. Родители действовали уговорами и обещаниями невыполнимого характера: обещанием вернуться через несколько минут, цирковым представлением в тихий час (представление должно состояться на следующий день после тихого часа) и т.д. Но, не смотря на крики и плач, ему пришлось войти в помещение группы. Успокоившись, Д. вел себя таким образом:  беспрерывно, в состоянии напряжения, ходил вокруг столов; постоянно задавал вопрос о предстоящем представлении, как будто забывая , что уже спрашивал; в разговоре с педагогом запинался, излишне жестикулировал; с того как воспитатель познакомила его с детьми, он с ними не играл; на занятии был напуган и плаксив. Более того, при появлении родителей в завершении дня, Д. снова впал в истерическое состояние , которое закончилось тем, что он со смехом начал бегать и показывать детям свои игрушки, не желая тотчас уйти..К сожалению, ситуация почти не менялась в течении месяца, хотя  ребенок должен был адаптироваться.   Разлука и встреча с родителями была всякий раз эмоционально разрушительная для всех сторон, однако в течении дня проявлял относительное спокойствие. Был послушен, в тихий час лежал так, что казалось, что спит, однако напряжение на лице  выдавало обратное. Кушать самостоятельно получалось с трудом, с детьми Д.  не подружился, изредка общался, но в совместных играх участия не принимал…Родители заявляли, что причина такому поведения в отношениях «полного доверия друг к другу в семье»..В последний день посещения, Д. заявил, что завтра не придет -  « потому что я заболел»..

          На мой взгляд, из описанной истории видно, что представляет собой тревожный ребенок. Очевидно, что родители испытывали огромные трудности в воспитании единственного сына, но, к сожалению, как мне известно, психологическую помощь отвергали.

             Также определить тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Часто такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

            Ребенок, испытывающий тревогу, может протестовать, быть агрессивным, отвергать все требования, предъявляемые к нему. Такое поведение снимает у него тревогу; как он отстаивает себя, свои прихоти, боясь остаться один на один со своей тревогой, закрепляет свой способ социальной защиты. Такой стереотип поведения может сформироваться в раннем детстве, затем он уклоняется, и мы видим подростка, который проявляет себя подобным образом: он хамит, делает другим пакости, боится ответственности.

         Таким образом, отличие тревожного ребенка в   чрезмерном беспокойстве, ожидании чего-то плохого. Дети чувствуют себя физически дискомфортно. Они боятся чего-то нового. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Чаще уровень их самооценки низок, такие дети действительно думают, что хуже других. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Тревожный ребенок  находится в настороженном состоянии  и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь, в процессе становления характера тревожность приводит к формированию заниженной самооценки и пессимизму.

Основными причинами возникновения тревожности у дошкольников являются: гиперопека родителей; частые упреки, вызывающие чувство вины;  проекция страхов родителей на детей; завышенные требования со стороны родителей и воспитателей; излишняя строгость родителей; посттравматический стресс.

            И родители, и близкие ребенку взрослые, и  педагоги  должны быть крайне внимательны к различным проявлениям тревожности у ребенка. Если не замечать или замечать, но  не предпринимать никаких действий для облегчения эмоционального дискомфорта, то  развития сильной личности, способной преодолевать различные жизненные ситуации, не последует. К сожалению, сами родители  зачастую способствуют  формированию  у детей личностной тревожности. И увеличение  детей, страдающих от психо-эмоционального неблагополучия, как показывают исследования современных психологов, тому доказательство.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Как помочь тревожному ребенку"

Советы родителям и педагогам по снятию тревожности у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателя "Как помочь тревожному ребенку в детском саду"

Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к это...

Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация для родителей «Как помочь тревожному ребенку»

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, ко...

Консультация для родителей "Застенчивый и тревожный ребенок"

Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задаетесь подобным вопросом, то это статья для вас....

Консультация для родителей «Застенчивый и тревожный ребенок»

Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задаетесь подобным вопросом, то это статья для вас.  ...