Консультация для воспитателя "Как помочь тревожному ребенку в детском саду"
консультация по теме

Фомина Надежда Юрьевна

Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают...
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателя

«Как помочь тревожному ребенку в детском саду»

 
      Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".
Тревожность является устойчивым состоянием.
      Тревожные дети
отличаются  чрезмерным  беспокойством, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
     
Чтобы  выявить и понять тревожного
ребенка, узнать, чего же он боится, нужно  понаблюдать за ним, в разные дни недели, во время НОД,  свободной деятельности,  на улице, в общении с другими детьми в завершении заполнение  анкеты родителя прояснят ситуацию.

       В  большинстве  мнений  причины  возникновения тревожности у детей – это нарушение детско-родительских отношений.
Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван следующими причинами:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, взрослыми родственниками или детским садом; 
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. 
       Работа с тревожным ребенком  занимает достаточно длительное время.

Проводить работу с тревожными детьми нужно в трех направлениях:
    1.Повышать его самооценку.

Необходимо использовать в работе с детьми игры-драматизации. Сюжеты выбирать в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применять приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. Причем, в таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

    2. Обучать ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. "У меня это не получится", "Я этого не умею", - говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.
Теперь попросите его сказать: "Я не могу..." - и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. "Я могу..." - отметить то, что уже сейчас ему по силам. "Я сумею..." - насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.
    3. Помогать снять мышечное напряжение.

Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных детей  - это просто необходимость, потому,  что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
Такие дети  хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Следует помнить и соблюдать правило: после сильного напряжения мышц  следует их расслабить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"

" Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду" - консультация для родителей.Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для росткасвет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нор...

Как помочь адаптироваться ребенку в детском саду.

С момента поступления ребенка в садик, начинается более самостоятельная жизнь малыша. Ребенок попадает не просто в новые условия, а новую психологическую атмосферу, приобретает новый статус. От того, ...

"Как помочь адаптироваться ребенку к детскому саду"

Период адаптации к новым условиям у малышей часто вызывает стресс, который проявляется по-разному: могут учащаться случаи заболевания ОРВИ, появиться истерики, капризы и другое. Хочу рассказать как об...

20 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ "КАК ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ РЕБЕНКУ В ДЕТСКОМ САДУ"

Ваш малыш впервые пошел в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет...     Детский сад...

Как помочь адаптироваться ребенку в детском саду?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25863758","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Тревожный ребенок в детском саду

Тревожный ребенок в детском саду...