Общее недоразвитие речи (краткое понимание проблемы)
консультация на тему
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Причиной возникновения ОНР могут быть: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей) в сензитивные (возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира) периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка.
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
общее недоразвитие речи | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Общее недоразвитие речи.
Причины возникновения ОНР
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание и методы коррекционного обучения и воспитания.
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Никашина Н. А., Каше Г. А., Спирова Л. Ф., Жаренкова Г. М., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б. и др.).
Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики и грамматики). Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Р.Е. Левиной в 50-60-х годах 20 века. Понятие общегонедоразвития речи в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может всегда наблюдается при таких сложных формах детской речевой патологии, как алалия и афазия, а также иногда при дизартрии и ринолалии.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности. К таким проявлениям относятся:
- более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
- экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
-речь аграматична и недостаточно фонетически оформлена;
-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Причинами общего недоразвития речи являются различные
неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (токсикоз, интоксикация), так и во время родов (асфиксия, родовая травма).
Общее недоразвитие речи - дефект полиэтиологический. Он может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и т. д.
Самостоятельным, или чистым (единственным), дефект речи считается, если несформированными в соответствии с возрастной нормой оказываются звукопроизношение и фонематическое восприятие, а также словарный запас и грамматический строй языка. Причинами такого общего недоразвития речи могут быть:
1. Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми и с другими детьми, наличие няни, говорящей на другом языке, проживание с глухими родителями и т. д.).
2.Недостаточность речевого общения детей, воспитывающихся в условиях домов ребенка, детских домов.
3.Билингвизм, например, в детском саду с ребенком говорят на русском языке, а в семье — на другом.
4.Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок.
Как видно, в этиологии общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка и др.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Причины ОНР
Биологические факторы социальные факторы
-инфекции матери во время беременности -психическая депривация в сенз. – патология натального периода, постанат. периода. пер. раз./речи
-травмы мозга в первые годы жизни ребёнка и др. -воспитание ребёнка глух./ род.
Специфика усвоения языка детьми с общим недоразвитием речи
У детей с ОНР выявлено наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Не дифферинцированное произнесение звуков (в основном свистящие, шипящие, африкаты, а также соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук сь заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешание звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.
Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.
На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обознающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Дети заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.
В высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание обращенной речи относительно развито. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Е.Н. Винарская, О.Е. Грибова, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская в качестве основного дефекта детей с общим недоразвитием речи называют дефицитарность языковой способности. При дефицитарности языковой способности происходит «сбой» в развитии коммуникативной, символической и других способностей, что является одной из ведущих причин нарушений общих способностей к обучению и затруднений в формировании механизмов компенсации речевого дефекта. Многочисленные публикации признают факт взаимной связи между развитием языковой и коммуникативной способностей, что отражено в работах Б.М. Гриншпуна, В.И. Селиверстова, Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, О.С. Павловой, S. Edwards [218] и др. Особенности речевого развития данного контингента детей препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации, особенностях поведения.
Языковая способность рассматривается как система ориентировочных действий в языковом материале, направленных на улавливание регулярных и продуктивных явлений в языке. Нарушение функционирования языковой способности проявляется в виде: пониженной речевой активности и наблюдательности, затруднений в соотнесении речевых и предметных действий, недостаточной обобщенности способов выполняемых действий, задержки в овладении действиями замещения, символизации и наглядного моделирования.
В ряде работ анализируется формирование высказывания в коммуникативной деятельности с опорой на данные психолингвистики. Коммуникативная деятельность детей с ОНР ограничена, они с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Появление недостатков развития речевой деятельности у детей с ОНР нарушает процесс осуществления коммуникативного акта и выражается в трудностях формирования и формулирования мысли. Перед речевым высказыванием ребенок надолго умолкает, взрослый вынужден либо подсказывать слово, либо задавать дополнительный вопрос. Отмечается большой интервал между словами; ребенок не может дать полноценную информацию, выразить сообщение. Его речевая активность снижена, не формируется языковая способность. Неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активному развитию речевой деятельности.
Поскольку речь является сложнейшей функциональной системой, то любое повреждение в каком-либо звене данной системы приводит к отклонениям в развитии, влияя на всю систему. Нарушения компонентов речевой системы может существенно повлиять на психическое развитие ребенка в целом, на становление форм общения у детей. Исходя из этого, необходимо обратиться к особенностям речевого и когнитивного развития дошкольников с недоразвитием речи.
В. А. Ковшиков отмечает относительно развитую фонемную систему, недостатки которой проявляются в управлении ею. Результатом чего являются пропуски, замены, перестановки, перемещения и повторения звуков. И.Т. Власенко, характеризуя речевую деятельность детей с недоразвитием речи, отмечает, что выявляется несоответствие между ее структурными компонентами у этой категории детей: у одних имеет место несформированность целевых установок при сохранности операционных возможностей, у других - при наличии стойкой мотивации недостатки в операционном звене деятельности. Из-за нарушения контроля над исполнительной деятельностью нет возможности сличения результатов с исходными установками.
Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам.Несвоевременное появление речевого подражания приводит к отставанию в овладении словами и их комбинациями. Медленно увеличивается словарный запас, общение носит ситуативный характер Усвоенные ребенком в определенной ситуации слова не используются в других условиях. Словарь состоит из названий бытовых предметов, имен близких людей. Пассивный словарь превышает активный. Для удовлетворения потребностей в общении ребенок пользуется паралингвистическими средствами: мимикой, жестами. К концу третьего года жизни речь таких детей значительно отстаёт от нормы, фразовая речь отсутствует. Замедление развития речи приводит к отставанию в формировании познавательной деятельности и мышления. Дети с нежеланием включаются в речевое общение, боясь употребть слово неправильно. По наблюдениям Н.Жуковой, среди признаков раннего речевого дизонтогенеза выступают морфологически нечленимое использование слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматической связи между собой, используются ребёнком в какой-либо одной форме, что наблюдается в течение многих лет жизни ребёнка. Отмечаются факты длительного совместного существования предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных.
О.Н. Усанова рассматривает фонетические нарушения в связи с особенностями лексического и грамматического развития детей с алалией и считает, что развитие фонетической стороны в значительной степени зависит от словаря и даже определяется им.
С. Шаховская отмечает при общем недоразвитии речи бедность и качественное своеобразие лексики, нарушение процесса тематического отбора и семантического выбора слов при программировании речевого высказывания. Дети не используют имеющийся запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществления спонтанного выбора языковых знаков и использования их в речевой деятельности. Наблюдается преобладание предметного словаря, число глаголов составляет половину номинативного словаря. По данным С.Н. Шаховской, трудности усвоения единства значения и формы слова влекут за собой задержку в формировании семантических полей у детей с общим недоразвитием речи, приводят к ограниченному количеству смысловых связей, недостаточному уровню сформированности синтагматических и парадигматических отношений, несовершенству поиска номинативных единиц.
У детей с недоразвитием речи нет правильной группировки слов при их усвоении, лексика не точна по значению. Выявляются функциональные замещения с расширением значений слов, с большим количеством взаимозамен, недочеты при усвоении абстрактной лексики, переносного смысла.
Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли, реализация данного процесса происходит с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности построения фраз и оперирования ими в процессе речевой коммуникации проявляются достаточно отчётливо, в аграмматизме речи (сужение набора употребляемых конструкций, их дефекты, нарушения грамматической формы слова), что свидетельствует о несформированности грамматического структурирования.
Особенности грамматического строя у детей с недоразвитием речи представлены в работах В.К. Воробьёвой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова , Р.Е. Левиной , В.К. Орфинской, Е.Ф. Соботович, С.Н Шаховской и др. Первоначально особенности грамматического строя речи анализировались с позиций психолого-педагогического подхода с целью выявления, изучения и анализа имеющихся нарушений. Были определены морфологические нарушения, проявляющиеся в нарушении словоизменения и словобразования. Аграмматизмы в речи детей с недоразвитием речи увеличиваются по мере расширения словарного запаса. Однако, по мнению Е.Ф. Соботович, структура грамматических ошибок является неоднородной, при этом имеют место как морфологические, проявляющиеся на уровне словосочетаний и предложений в неумении согласовывать слова, так и синтаксические нарушения, проявляющиеся в структурном и семантическом аграмматизмах. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения речевого высказывания.
Критерии дифференциации состояния речи по уровням речевого развития
Понятие «ОНР» основывается на точке зрения о возможности единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии проявлениям нарушений речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребенка. Общепринятой в логопедии является классификация трех уровней «ОНР» обоснованная Р.Е. Левиной на основе анализа степени сформированности компонентов языка [1968]. Предложенный Р.Е. Левиной подход позволил не только отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка в целом по ряду параметров, но и раскрыть специфические закономерности, определяющие переход от низшего уровня развития к более высшему.
Выделяют 3 уровня ОНР по Р.Е. Левиной.
Недоразвитие речи может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.
С учетом степени несформированности речи Р.Е. Левина выделила три уровня недоразвития.
Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой, определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.
Для детей первого уровня речевого развития характерна лепетная речь или даже ее полное отсутствие. Это собственно безречевые дети, активный словарь которых состоит из небольшого количества нечетко произносимых звукоподражаний, звукокомплексов и обиходных слов. Пассивный словарь несколько шире активного, однако исследования Г.И. Жаренковой [1967] показывают ограниченность импрессивной стороны речи детей, находящемся на низком уровне речевого развития. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой. Дети опираются в основном на лексическое, а не грамматическое значение слова. Характерна также несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая и основная работа па этом этапе заключается в формировании активного и пассивного словаря, речевой активности детей.
Переход ко второму уровню речевой активности характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного словарного запаса общеупотребительных слов. Он по прежнему значительно отстает от возрастной нормы.
Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом этапе возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, сюжет которой связан с хорошо знакомой ситуацией, событиями окружающей жизни.
Отмечаются грубые ошибки и в употреблении грамматических конструкций, однако за счет различения некоторых из них (в отличие от первого уровня), возрастает способность понимания обращенной речи, дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.
Фонетическая сторона речи характеризуется многочисленными искажениями звуков, заменами и смешениями. Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи. Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость; многосложные слова редуцируются.
Выявляется и недостаточность фонематического восприятия, а следовательно и неподготовленность к овладению звуковым анализам и синтезом.
Основная работа на этом этапе речевого развития заключается в формировании фразы и включение ее в связную речь.
Дети с третьим уровнем речевого развития, составляющие наибольшую группу в нашем исследовании, имеют в целом уже сформированную фразовую речь с немногочисленными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; элементами аграмматизма в виде неправильного употребления существительных и прилагательных множественного числа в косвенных падежах, неправильного согласования существительных и прилагательных с числительными. Словарь близок к возрастной норме, однако в активном словаре продолжают преобладать существительные и прилагательные и трудности в речевом общении предоставляет недостаточность слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования Создаст трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.
Остается несформированной связная речь и в свободных высказываниях детей преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме .Трудности понимания представляют в основном лишь слова с различными смыслоразличительными суффиксами и приставками, морфологическими элементами, выражающими значение числа и рода; также затруднено понимание логико-грамматических структур, временных и пространственных отношений.
На этом этапе основная цель коррекционно-развивающей работы состоит в развитии связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.
Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....
Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи
Дидактический материал для обследования и формирования понимания грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи....
Лексические задания, игры и упражнения по развитию понимания предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Картотека игр, упражнений, заданий по пониманию и развитию предложно - падежных конструкций у детй с общим недоразвитием речи....
Перспективный план по развитию понимания и употребления предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи посредством системы специальных упражнений.
Планирование работы по развитию предложно - падежных конструкций, подготовительная к школе группа....
Современные данные о проблеме изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи
Связная речь представляет собой развернутую фразу на определенную тему, которая раскрывается логично, точно, лексически грамматически правильно. Поэтому в реализации связного высказывания тесней...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА "Приемы формирования навыков понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня"
В работе представлены результаты исследования особенностей понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня. Продемонстрирована система коррекционной работы, напр...
Дети с общим недоразвитием речи. Краткая характеристика.
Дети с общим недоразвитием речи. Краткая характеристика....