Дети с общим недоразвитием речи. Краткая характеристика.
консультация по коррекционной педагогике
Дети с общим недоразвитием речи. Краткая характеристика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_onr.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: правильно произносить все звуки, воспроизводить многосложные слова, легко строить развернутые предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. При общем недоразвитии речи наблюдаются выраженные фонетико-фонематические и лексико-грамматические несовершенства. Самый низкий уровень речевого развития – 1-й.Самый высокий и типичный для наших детей -4-й. Предлагаю ознакомиться с его характеристикой.
В фонетическом плане дети:
- неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звонкие и глухие, мягкие и твердые, а также звуки С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ, Р-Л.
- искажают звукослоговую структуру слов (водопроводчик-водотик, сковорода- сковода, температура-темпатуа и т.д.).
- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые слоговые сочетания (почка-бочка-точка, кот-кит-ток).
На лексическом уровне словарь используется обиходный, в нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, действий, их признаки. (Например, «скворечник» - это птица).
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:
- частей предметов и объектов (сиденье, кабина, локоть, затылок, туловище и т.д.)
- глаголов, выражающих точность действий (лакает, лижет, жует – все выражается словом «ест»)
- приставочных глаголов (подходит, отходит, уходит – идет)
- относительных прилагательных (соломенный- «соломный», металлическая- «метальная»)
- антонимов (высокий – маленький, холодный –теплый, далекий – «рядом»)
В грамматическом строе распространены ошибки:
- в употреблении предлогов («Карандаш лежит столе», «Кошка вылезла под кровати», «Я взял ручку от стола»)
- в согласовании различных частей речи («Два конев», «Позаботился о ежика»)
- в построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать»)
В связной речи отражаются все перечисленные особенности. Развернутые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Труднее всего им даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.
Отсутствие чувства ритма мешает заучиванию стихов (иногда ребенку бывает сложно повторить за взрослым стихотворную фразу).
Наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, связанных с речью: внимания, памяти, мелкой и артикуляторной моторики, словесно-логического мышления.
Дети не могут воспринимать долго пространные, неконкретные объяснения, длинные инструкции (необходима наглядность). Характерно, что нарушения внимания и памяти больше затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит лучше. Так, внимание при просмотре мультфильмов сохраняется в течение длительного времени.
Известно, что существует связь между пальцевой моторикой и речевой функцией. Установлено, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их неточны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, не могут правильно взять кисточку и карандаш, с трудом вырезают ножницами или завязывают шнурки.
Коррекционная работа в логопедической группе начинается с углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка. Все данные заносятся в речевую карту.
Диагностика проводится в сентябре. Она осуществляется всеми специалистами, работающими с детьми с общим недоразвитием речи: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором физического воспитания.
Работа по развитию речи на занятиях логопеда включает в себя следующие направления:
- развитие словаря
- совершенствование грамматического строя речи
- развитие фонетико-фонематической системы языка (коррекция произношения, развитие темпа и ритма речи, работа над интонацией, совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза)
- развитие связной речи
- обучение элементам грамоты
Организованная образовательная деятельность с детьми начинается с 1 октября. Коррекционная работа делится на подгрупповую и индивидуальную. 1 и 2 среду каждого месяца проводятся консультации для родителей в вечернее время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
В теории и практике логопедии под общим нарушениям речи (ОНР) (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирован...
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
В статье представлено описание нарушения основных компонентов речевой системы детей с общим недоразвитием речи раз...
Характеристика детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Нарушено формирование всех компонентов речевой системы......
«Характеристика детей с общим недоразвитием речи».
В консультации описаны особенности словаря, лексико - грамматического строя речи детей с ОНР....
характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...