Развитие речи детей раннего возраста.
консультация по теме
Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является ознакомление родителей с особенностями развития речевой функции детей и посоветовать им как её правильно развивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_krokha_2014g.docx | 27.33 КБ |
r_rechi_rannego_vozrasta.pptx | 145.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей раннего возраста.
Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности.
Прежде всего, я расскажу о возрастных особенностях речевого развития детей. Развитие речи ребенка в раннем детстве идет по двум основным направлениям: с одной стороны, совершенствуется понимание речи взрослых, с другой формируется собственная активная речь. Что касается понимания, то специалисты считают, что уже после 6 месяцев ребенок начинает понимать речь и устанавливает связь между словом и предметом, словом и действием. Резкий скачок в развитии понимания происходит в период между годом и полутора годами. После 2 лет ребенок должен уже в полном объеме понимать все слова взрослых, связанные с окружающими предметами.
Что касается произношения, то его уровень принято определять тем количеством слов, которые ребенок активно использует в своей речи в определенном возрасте. В норме:
• в 1 год ребенок имеет в своем запасе 4 слова;
• в 1,5 года количество этих слов увеличивается до 20-30;
• в 2 года количество возрастает до 300 слов!
При этом в период от года до двух лет ребенок в основном использует однословные предложения: «Дай», «Пить», «Мама», «Бо-бо» и так далее. К двум годам он переходит на двухсловные предложения.
Бить тревогу необходимо в том случае, если ребенок к трем годам не говорит простыми предложениями и не понимает речи взрослого. В этом случае задержка или нарушение развития речи могут являться частью общей задержки развития. Кроме того, это может быть вызвано поражением слуха ребенка. В этом случае необходимо проконсультироваться у специалистов: отоларинголога, невропатолога, психолога, логопеда.
Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. Что же можно посоветовать родителям малыша для того, чтобы стимулировать и развивать его речь?
Данные рекомендации логопеда помогут вашему ребёнку развить речь в соответствие с возрастными нормами и улучшат состояние звукопроизношения.
Первое. Разговаривайте со своим ребенком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребенок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети учатся, наблюдая за взрослыми и копируя их поведение. Многие мамы постоянно читают ребенку книжки и включают ему мультфильмы, полагая, что уж тут-то он наслушается речь вдоволь. Это мнение совершенно не верно.
Второе. Четко и ясно проговаривайте слова. Ребенок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому, если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребенок. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ребенка, если он неверно произносит слова.
Третье. Проводите с ребёнком артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».
Четвёртое. Используйте игры для развития воздушной струи: мыльные пузыри, сдувание предметов с поверхности и т. д.
Пятое. Развивайте слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.)
Шестое. Уточняйте артикуляцию звуков раннего онтогенеза. (А, О, Э, П, Б, М)
Седьмое. Обогащайте пассивный и активный словарный запас:
• учите называть предметы ближайшего окружения;
• знакомьте со значением слов, обозначающих:
• основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);
• форму предметов (круглый, квадратный, овальный);
• параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий);
• различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый, грязный);
• обозначайте словами свои и чужие действия.
Восьмое. Учите детей выражать свои желания и потребности фразовой речью.
Девятое. Вводите в речь детей предлоги. (в, на, под, около и т. д.).
Десятое. Оречевляйте и комментируйте все режимные моменты.
Одиннадцатое. Развивайте мелкую моторику.
. Центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, и следовательно, помогают развитию речи. Дети любят манипулировать предметами – вот и позволяйте своему ребенку делать это.
Двенадцатое. Включайте в жизнь детей игры-инсценировки и игры - драматизации по сказкам.
Если вы прочитали сказку, посмотрели фильм, обязательно обсудите их с малышом, а еще лучше – проиграйте, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев. Ведь вы же заинтересованы в том, чтобы перевести речь ребенка из пассивного плана в активный? По мнению психологов, только желание ребенка получить от взрослого что-нибудь создает необходимость назвать предмет. Основная деятельность ребенка - игра. Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйте его.
Тринадцатое. Читайте стихи и сказки с повторяющимися действиями.
Четырнадцатое. Рассматривайте сюжетные картины и беседуйте по их содержанию.
Пятнадцатое. Рассматривайте с ребёнком игрушки и учите описывать их.
Шестнадцатое. При общении с ребенком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание; «Как мяукает киска? Как мычит корова?» Обязательно помогайте ребенку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь. С ними нужно говорить спокойным тоном, неоднократно и короткими предложениями.
Семнадцатое. Следите за своей речью и исправляйте ребенка, если он неверно произносит слова. Не позволяйте себе и родственникам «сюсюкать» с малышом. Вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение.
Восемнадцатое. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир - новый. Создайте ему возможность получать новые впечатления (но не переборщите!).
Итак, многие из вас решат заняться развитием речи самостоятельно, без помощи логопеда. Безусловно, это здорово, но нельзя забывать о возможном вреде таких, «неквалифицированных» занятий. Очень многое может дать своему малышу мама, но непременно нужно знать, что и как это делать.
Чего нельзя делать:
Прежде всего угрожать и запугивать малыша: «Если ты не сядешь заниматься, я тебя накажу!» К сожалению, это очень часто случается.
Ни в коем случае нельзя самостоятельно пытаться ставить звуки: это должен делать специалист. В противном случае ребёнку может угрожать прямо противоположная проблема – ухудшение звукопроизношения.
И, конечно, нельзя наказывать малыша за неудачно выполненное задание. Ребёнок не отвечает за свои проблемы в речевом развитии. За это отвечают родители, поэтому вы обязаны сделать всё возможное для развития речи, в том числе и звукопроизношения и проявлять терпение.
Что можно делать:
Можно и нужно учиться договариваться с ребёнком без унижения для него и для вас. Не все логопедические игры и задания подходят для занятий дома.
Выбирайте игры, в которых простые слова, доходчивый сюжет. Выбирайте время для игры, когда ребёнок спокоен, здоров, не хотел спать и… Занятия проводится только по желанию ребёнка. Необходимо помнить, что занятия никогда не бывают эффективными если вы принуждаете ребёнка. Даже если вы добьётесь результата принуждением , он не восполнит психологических потерь, которых будет больше.
Главная задача сейчас для вас и вашего малыша – дать представление о том, что его ждёт в саду и подготовить его к новому образу жизни.
Успехов Вам!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
• Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. • Развитие речи ребенка в раннем детстве идет по двум основным направлениям: совершенствуется понимание формируется собственная речи взрослых активная речь • Резкий скачок в развитии понимания происходит в период между годом и полутора годами. • После 2 лет ребенок должен уже в полном объеме понимать все слова взрослых, связанные с окружающими предметами.
В норме: • в год ребенок имеет в своем запасе 4 слова; • в 1,5 года количество этих слов увеличивается до 20-30; • в 2 года количество возрастает до 300 слов! Бить тревогу необходимо в том случае , если ребенок к трем годам не говорит простыми предложениями и не понимает речи взрослого. В этом случае задержка или нарушение развития речи могут являться частью общей задержки развития. Кроме того, это может быть вызвано поражением слуха ребенка. В этом случае необходимо проконсультироваться у специалистов: отоларинголога , невропатолога, психолога, логопеда.
1. Разговаривайте со своим ребенком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. 2 . Четко и ясно проговаривайте слова . 3. Проводите с ребёнком артикуляционную гимнастику. 4. Используйте игры для развития воздушной струи. 5. Развивайте слуховое внимание и речевой слух . 6. Уточняйте артикуляцию звуков раннего онтогенеза . (А, О, Э, П, Б, М) Любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. Советы родителям малыша для стимулирования и развития речи.
7. Обогащайте пассивный и активный словарный запас. 8. Учите детей выражать свои желания и потребности фразовой речью. 9. Вводите в речь детей предлоги. (в, на, под, около и т. д.). 10. Оречевляйте и комментируйте все режимные моменты. 11 . Развивайте мелкую моторику . Центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Для развития мелкой моторики незаменимы «пальчиковые» игры – сейчас издано немало популярных пособий для родителей с полезными и веселыми упражнениями
12.Включайте в жизнь детей игры-инсценировки и игры - драматизации по сказкам. 13.Читайте стихи и сказки с повторяющимися действиями. 14. Рассматривайте сюжетные картины и беседуйте по их содержанию. 15. Рассматривайте с ребёнком игрушки и учите описывать их. 16. При общении с ребенком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. 17 . Следите за своей речью . 18. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы .
Чего нельзя делать: Прежде всего угрожать и запугивать малыша. И, конечно, нельзя наказывать малыша за неудачно выполненное задание. Ребёнок не отвечает за свои проблемы в речевом развитии. За это отвечают родители, поэтому вы обязаны сделать всё возможное для развития речи , в том числе и звукопроизношения и проявлять терпение. Что можно делать: Можно и нужно учиться договариваться с ребёнком без унижения для него и для вас. Выбирайте игры, в которых простые слова, доходчивый сюжет. Выбирайте время для игры, когда ребёнок спокоен, здоров, не хотел бы спать и… Занятия проводится только по желанию ребёнка.
Успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"
В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....
Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит родителей с инн...
План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»
Цель: Повышение профессионального уровня в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...
План профессионального самообразования воспитателя второй группы раннего возраста. Тема: Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений
МАДОУ детский сад № 26 «Радуга» План профессионального самообразования воспитателя...
Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста
Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....