Организация помощи семьям детей раннего возраста поступающих в детский сад
консультация (младшая группа) по теме
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение не только ребёнок, но и родители испытывают стрессовые переживания. Здесь на помощь семье должен прийти детский сад. Для этого в детском саду необходимы различные формы оказания помощи семьям малышей посещающих детское учреждение. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_doklad.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение не только ребёнок, но и родители испытывают стрессовые переживания. Здесь на помощь семье должен прийти детский сад. Для этого в детском саду необходимы различные формы оказания помощи семьям малышей посещающих детское учреждение. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
При организации помощи семьям детей раннего возраста перед собой мы ставили следующие задачи:
- Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания и развития.
- Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
- Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.
Нами была разработана система мероприятий направленных на достижение результата.
- Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ
- Изучение условий обучения и воспитания в семье, затруднений у родителей в вопросах воспитания
- Повышение квалификации воспитателей в различных вопросах взаимодействия с родителями
- Проведение информационных и тематических мероприятий
- Наглядные формы работы с родителями
- Приглашение на мероприятия и развлечения, проводимые в ДОУ
При сборе информации родители заполняют «Социальную анкету», воспитателями заполняется следующая документация:
- общие сведения о родителях
- сведения о воспитанниках
- информация об особенностях физического и интеллектуального развития детей
В рамках изучения условий обучения и воспитания в семье, а также затруднений у родителей в вопросах воспитания воспитателями может быть организовано посещение семьи.
Родителям предлагается написать «Родительское сочинение», которое позволяет выявить особенности родительской позиции и типа семейного воспитания, получить информацию об истории развития ребенка, получить описание проблем развития ребенка глазами родителей, а также зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии.
Беседа позволяет воспитателю прикоснутся к внутреннему миру родителя, увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими так и в семейном воспитании. Воспитатель предлагает простые нейтральные по смыслу вопросы:
Как семья предпочитает проводить свободное время?
Чем увлекаются члены семьи?
Как складываются отношения между детьми в семье?
Применяют ли к детям какие-либо наказания? Если да, то какие именно?
Какие виды поощрения приняты в семье?
Испытываете ли вы трудности в воспитании ребенка?
Нужна ли вам помощь детского сада? Какая именно?
Анкетирование проводится по следующим темам: «Мой стиль воспитания ребенка в семье», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка», «Роль родителей в воспитании ребенка», «Здоровый образ жизни», «игровая деятельность детей».
Повышение квалификации воспитателей в различных вопросах взаимодействия с родителями происходит путем изучения периодической литературы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольная педагогика», Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитатель ДОУ», а также методической литературы, интернет ресурсов, участия в РМО воспитателей групп раннего возраста.
Важным в организации помощи семьям детей раннего возраста является проведение информационных и тематических мероприятий.
Это:
- индивидуальные беседы по темам: «Какие игрушки необходимы детям раннего возраста», «Что показывает градусник», «Формирование культуры поведения у детей», «Что рассказать ребенку на ночь?», «Как предупредить ОРЗ», «Об упрямстве и капризности», «Двигательный режим ребенка в течение дня» и др.;
- консультации: «Адаптивный период вашего ребенка», «Сюжетно-ролевые игры, как средство адаптации», «Как заинтересовать ребенка физкультурой», «Как ваш ребенок говорит», «Закаливание Стоп», «Роль семьи в развитии детей», «Использование сенсорных игр для развития речи ребенка» и др.;
- родительские собрания: «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей», «Что важно знать о ребенке, чтобы его понимать», «Безопасность детей младшего школьного возраста», «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»;
- рукописные стенды и журналы: «Дети говорят», «Рекомендации врача», «Мамочки любимые», «Поздравляем» и др.;
- по мере наполняемости «Почтового ящика», воспитатели знакомятся с поступившей в адрес специалистов детского сада информацией и определенным образом реагируют на неё;
В качестве наглядной формы работы с родителями выступают:
- выставки организованные воспитателями групп: выставка фотопортретов «Мамочка любимая, самая красивая», выставка семейных альбомов «Любимые непоседы»;
- показ детских работ;
- рекламные буклеты – это издание, отпечатанное на одном листе. Который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы его можно было читать не разрезая, а раскрывая ширмообразно. Тематика буклетов может быть следующей: «Подвижные игры с детьми», «Живём по расписанию», «Наша группа»;
- рекламные стенды могут содержать информацию: режим дня, сетка занятий, контактные телефоны воспитателей, заведующей, телефона доверия по которым родители могут позвонить в случае возникновения вопросов, сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе, о реализуемой образовательной программе;
- памятки по темам: «Если ребенок заболел», «О способах стимуляции развития речи детей», «Игры для детей на свежем воздухе зимой», «Игры которые лечат», «Одежда в помещении детского сада» и др.;
- публикации о работе ДОУ в местной печати.
Родители приглашаются на:
- праздники, такие как : «Ходит осень по дорожкам», «Папы наши защитники», « Праздник мыльных пузырей», «8 Марта», «Новый Год у ворот» и др.;
- тематические встречи: «В гостях у детства», «Песни наших бабушек и дедушек», «Зимний вечер», «Музыка в семье» и др.;
- акции: «Сделаем наш сад красивым», «Покорми птиц зимой», «Экологический плакат» и др..
В организации помощи семьям детей раннего возраста принимают участие все специалисты детского сада: воспитатели, психолог, логопед, медсестра, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Каждый из сотрудников ДОУ, работающий с детьми раннего возраста, должен не только четко представлять особенности развития ребенка, задачи коррекционно-развивающей работы с ним и его семьей, но и свое место в решении этих задач, согласовывать содержание и методы своей деятельности с деятельностью других специалистов. В процессе такого взаимодействия происходит создание оптимальных условий для полноценного развития и становления успешной совершенствующейся личности ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями, а также повышение педагогической компетентности родителей детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация физического воспитания детей раннего возраста в семье
Описаны особенности двигательного поведения детей раннего возраста и подвижные игры с детьми...
Круглый стол для родителей на тему "Организация развития речи детей раннего возраста в семье"
Круглый сол для родителей на тему "Организация развития ркчи детей раннего возраста в семье"...
«Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего возраста с нарушением слуха»
В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется созданию условий, обеспечивающих и расширяющих возможности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их семей...
«Служба ранней помощи в дошкольном учреждении как одна из вариативных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего возраста»
Управленческий проект...
Управленческий проект «Служба ранней помощи в дошкольном учреждении как одна из вариативных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего возраста»
Центр "Мы вместе"...
"Добро пожаловать!" Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада с помощью подвижных игр.
Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.Задачи:·...