Желания и мечты как одни из составляющих успеха
статья на тему
Статья о том как помочь ребенку и его родителям быть успешными и счастливыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhelaniya_i_mechty.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования
Кафедра психологии
Итоговая работа по курсу «Психология успеха»
Тема: «Желания и мечты как одни из составляющих успеха»
Выполнена
слушательницей
Казиковой Татьяной Анатольевной
г. Санкт-Петербург
2013
«Желающего судьба ведет,
нежелающего — тащит».
Сенека
Помню, как одна молодая женщина рассказывала о своем страстном детском желании иметь большую куклу с длинными волосами. И родители обещали сделать этот подарок дочери на день рождения. Девочка уже представляла себе, как она расчесывает золотистые волосы красавицы-куклы, заплетает ей косички. И всем сердцем уже любила свою «доченьку». Пришел день рождения. Радостная, она с замиранием сердца ждала волшебного мгновения. И вот родители поздравляют ее, дарят ей ее мечту в большой красивой коробке. Она с нетерпением открывает ее и видит красивую куклу с ...короткими волосами. Сердце ухнуло вниз, девочка разрыдалась. Родители недоумевали: ну какая, собственно разница — длинные волосы, короткие... Эта кукла так и не стала любимой, и девочка потом часто играла с ней в хирурга.
Зачем был рассказан этот случай? Во-первых, показать, как замечательно конкретно могут мечтать дети. И как важны для детей могут быть эти «мелкие» детали, которым взрослые не придают особого значения.
Во-вторых, обратить ваше внимание на то, что родители порой отмахиваются от желаний ребенка, не слышат их или не принимают их всерьез; обесценивают детскую мечту. Иначе откуда бы было взяться таким стереотипным фразам: «Мечтать не вредно», «Много хочешь, мало получишь», «Сначала — надо, потом хочу», «Хочется — перехочется». Далее Вы легко сами можете продолжить этот список.
Обратимся к эпиграфу. «Желающего судьба ведет, нежелающего— тащит» [2, С. 86]. Когда-то давно зацепило меня это латинское изречение и я долго не могла понять, в чем тут дело. А тут вот что, по-моему. Если человек способен желать, имеет свои мечты и не упускает их из виду, идет к своей цели, то и внешний мир, окружающие его люди помогают ему добиться того, чего он хочет, и идти в этой жизни своим путем. Его мечты осуществляются, его цели реализуются. Судьба его ведет. И, в результате, он проживает свою жизнь.
Если же мечтать давно разучился, свои желания и мечты не принимаются в расчет, привычно подавляются или отодвигаются на потом и ты все время действуешь по команде «Надо», то приходится с неохотой плестись по жизни, соответствуя требованиям других. Жизнь становится безвкусной и появляется ощущение, что кто-то тащит тебя по ней против твоей воли. О таких людях еще говорят: «Он потерял себя».
Прислушиваться к тому, о чем мечтает ребенок, относиться с уважением и пониманием к его мечтам, не отмахиваясь от них как от чего-то несущественного, означает не только быть с ребенком в хорошем контакте, но и уважать его формирующуюся индивидуальность, его права.
Впоследствии он станет уже сам внимательно относиться как к своим желаниям и мечтам, так и к мечтам и желаниям людей, с которыми его сведет судьба.
Уважать желания и мечты ребенка — это еще один шаг к тому, чтобы избежать подавления в отношениях.
Однако это не значит, что ко всем желаниям ребенка следует относиться с пылким намерением тут же их исполнить. Попросил ребенок игрушку в магазине, и мы бегом бросились к кассе. У нас может не быть денежных средств в этот момент на приобретение игрушки, да и желание ребенка может быть случайным, неустойчивым. Завтра он уже может и не вспомнить про эту игрушку. И тут родителям важно уметь твердо сказать «Нет». И самим верить в то, что Ваше «Нет» — это именно «Нет», а не «Может быть», потому что дети чрезвычайно чутки к нашим интонациям. Они могут поймать эту неуверенность в Вашем голосе и начать клянчить, капризничать, манипулировать Вами, пытаясь добиться своего.
Но вот если в течение длительного времени ваш сынок вспоминает о красной пожарной машине, ложится и встает с этой мечтой, то уж точно стоит к этому прислушаться.
Подумайте, пожалуйста, какие заветные мечты есть у Вашего ребенка? У Ваших близких? Как Вы можете помочь их осуществить?
И еще очень важно дать понять ребенку, что он сам тоже отвечает за исполнение своей мечты. И чем он старше, тем в большей степени.
Может быть, он может откладывать какую-то сумму из своих карманных денег на исполнение своего заветного желания?
Думаю, что грамотная позиция относительно желаний ребенка, как показывает опыт, может быть следующая:
«Это замечательно, что у тебя есть мечты, желания, цели. Я слышу их, знаю и уважаю. Если у меня есть возможность, я помогу тебе получить желаемое. Однако ты и сам можешь что-то сделать для того, чтобы достичь цели. Подумай, что это может быть? Не жди, что то, что ты хочешь, обязательно появится сразу. Может быть, для исполнения желания понадобится время».
Так один подросток рассказывал, что он очень хотел на даче ездить на мотоцикле. Но денег у родителей на покупку мотоцикла не было. Об этой мечте парнишки знала вся округа. У соседа в сарае валялся старый мотоцикл в разобранном виде, который он и презентовал юному конструктору. И мотоцикл был собран 14-летним подростком! Мечта осуществилась. Но помимо собственно мотоцикла, подросток приобрел много незаменимых в жизни умений: вслух заявлять о своей мечте, самому отвечать за ее исполнение, добиваться поставленной цели, разбираться в устройстве мотоцикла, конструировать, радоваться полученному результату.
Однако у каждого из нас есть свои собственные устойчивые желания и мечты. Именно к устойчивым желаниям и мечтам ребенка родителям следует относиться с уважением, так как это признак того, что эти желания и мечты — истинные и отражают реальные потребности и ценности ребенка. Как их отличить от мимолетных? Ребенок к ним все время возвращается, помнит о них и напоминает взрослым. Они не однодневки, они постоянны.
Самое время развести понятия «желание» и «мечта». Желания отражают наши актуальные потребности и исчезают по мере их удовлетворения. А мечты связаны с нашими жизненными ценностями и их так быстро и легко удовлетворить не удается. Например, хочу банан, а мечтаю жить в цивилизованном государстве.
Очень полезно бывает вспомнить свои заветные мечты детства. Потому что ребенок мечтает смело и ярко.
Как к Вашим желаниям и мечтам относились родители? Были ли они исполнены? Что Вы сами делали для исполнения своих желаний?
Интересный пример исполненной заветной мечты сына приводит в своей книге «Меня зовут Женщина» Мария Арбатова [1, С. 315]. Ее сын, увлекающийся роком, страстно мечтал о своей ударной установке. Установка стоила дорого, денег таких ни у кого не было. Сын, тщательно, до деталей нарисовав свою мечту, повесил рисунок над письменным столом. Не помню, сколько он там провисел, но как-то один приятель Марии Арбатовой увидел этот рисунок и поинтересовался, что это. Когда ему было рассказано о том, что это — мечта сына, он сказал, что его знакомый музыкант, закончивший обучение в нашей стране, уезжает к себе на родину на африканский континент и не знает, куда бы ему пристроить ну точно такую ударную установку. После некоторых переговоров чудо свершилось, мечта стала реальностью, и сын получил это дорогущее блестяще-звучащее чудо в полное свое распоряжение. Даром! Вот ведь как бывает с сильной и очень конкретной мечтой!
Это о мечте сбывшейся. Есть же заветные мечты, которые в силу разных причин не осуществились, и воспоминание о них вызывает горечь и разочарование. Моя соседка, пожилая женщина, как-то рассказала мне, что когда она училась в школе, то страстно была влюблена в английский язык и мечтала быть учительницей английского. Но мама посчитала, что дочери следует стать бухгалтером: «Профессия хорошая, без работы и денег не останешься». Девочка не смогла ослушаться маму и приобрела эту специальность.
И вот теперь, будучи уже в зрелом возрасте, как часто она вспоминает эту свою мечту и жалеет о своем послушании! «Надо было тогда настоять на своем», — досадует эта женщина...
Бывает так, что родители, сами того не осознавая, желая сделать своему любимому чаду приятное, переносят свой детский опыт в настоящее и преподносят своим детям то, что хотели бы получить сами, будучи детьми или подростками. Переносят на своих детей свои собственные желания.
Еще один любопытный пример. Рассказывает одна из знакомых: «Я в молодости очень любила ходить в походы. Лес, красоты природы, костер, общение со сверстниками, шутки, песни под гитару... Все это приводило в восторг, будоражило воображение. Но мои родители, опасаясь за меня, были категорически против. "Компания незнакомая, — говорили они. — и вообще, неизвестно, чем вы там будете заниматься. Не поедешь!". Каждая вылазка на природу давалась со страшным боем, криками, взаимными упреками и угрозами. И тогда я решила! Если у меня будут дети, я буду хорошей мамой. Не такой, как мои родители. Я буду доверять своему ребенку и непременно отпускать его в походы с ночевкой. Когда мой сын подрос, я, радуясь своему родительскому совершенству, с нетерпением ждала момент, когда мой сын спросит у меня разрешение пойти в поход, и тогда я так спокойно скажу ему: «Ну конечно иди, сынок! Иди, я тебе разрешаю!». Но время шло, мой сын ничего про походы не говорил, и я заволновалась. Тогда я сама стала рассказывать ему, как было чудесно в походах моей юности, и выражала полное недоумение, почему он к этому совершенно равнодушен? Мне так и не удалось отправить его в поход. Для меня это было шоком. А ему действительно это было абсолютно не нужно. Он — другой, и живет в другое время, и увлечения у него совсем другие».
Подобные заблуждения имеет каждый родитель.
Подарки — интересная тема. И на эту тему в обществе существуют разные взгляды и представления. Каждый из нас может вспомнить не один случай, когда он получал в подарок какие-то вещи, которые были ему не нужны, и потом было неизвестно, что с ними делать.
Но, как говорится в пословице, «Дареному коню в зубы не смотрят». Хорошо, если у вас большая квартира и ненужные вещи есть куда складывать. Тогда еще, при желании, с этим можно смириться. А если квартирка маленькая? С течением времени таких вещей накапливается достаточно много, они требуют ухода, занимают место, сосут энергию, и это начинает раздражать. Куда деть эту страшненькую вазочку — подарок дорогой тетушки? И пользоваться не хочу, и выбросить жалко.
Решив изменить ситуацию, я попробовала четко выражать свои пожелания относительно подарков, и у меня это получилось. Но не сразу, естественно. Было много смущения и страха поначалу.
Предлагаю Вам выполнить задание: «Вспомнить самые лучшие подарки своего детства».
Таких подарков, как правило, набирается не так много.
Здорово, если подарок — это осуществленная мечта ребенка, которую услышал взрослый и от которой не отмахнулся. И преподнес ее в виде сюрприза.
При хорошем контакте и внимательном, чутком отношении к ребенку это возможно.
Дети бывают сильно разочарованы, когда родители, пользуясь случаем, дарят то, что считают нужным, полезным для своего чада. Новые туфли, платье, письменный стол, куртку. Но как далеко это бывает от истинного желания ребенка...
Одна девочка 12 лет рассказывала, что перед днем рождения все уши маме прожужжала, мечтая о сережках. Мама посчитала, что лучше купить часы. На следующий день девочка плакала в кабинете психолога и говорила о том, что мама абсолютно не прислушивается к ее желаниям: «Ей совершенно наплевать на меня!».
Видимо, когда-то точно также вела себя мама этой мамы. Желания и мечты мамы тоже игнорировались, когда она была девочкой. А ребенок так раним именно в день рождения! Так ждет чуда и внимания!
Видимо, нарушен контакт между мамой и дочкой, что-то происходит с отношениями. Где-то есть трещинка, разлад.
Что страдает в результате такого непонимания? Да, конечно, отношения. Всем нам, когда мы были детьми, хотелось самого главного — понимания и любви. Кто же, как не мама или папа может понять и поддержать. Кому, как не им можно доверить тайну или задать трудный, а может быть, и интимный вопрос. Уверена, что к теплу и пониманию стремится каждый ребенок.
Подарок-сюрприз хорош тогда, повторюсь, когда услышишь, угадаешь, поймешь, что же на самом деле хочет ребенок.
И еще очень важно, как преподнесен подарок. Упаковочка, обстановка, любое творчество приветствуются и запоминаются надолго. Вспомним героя Витторио де Витто из чудесного фильма «Человек эпохи Возрождения» и о том, как им был преподнесен подарок дочери на день ее рождения. Его дочь давно мечтала о телескопе. И вот в свой день рождения она приходит домой из школы и у порога видит алую ленту, которая, как дорожка, ведет ее по ступенькам на второй этаж. Представьте, что вы идете по алой ленточке в день своего рождения... Все существо ваше наполняется трепещущим восторгом и ожиданием чуда! И чудо происходит!
Алая ленточка приводит ее в свою комнату, где у окна стоит долгожданный телескоп, обвитый все той же лентой, с красивым пышным бантом. Крики восторга, бурная радость и чудесное воспоминание на всю жизнь! А еще — огромное чувство благодарности самому родному и любимому человеку за то, что услышал, понял, не отмахнулся!
Бывает и так, что родители все сами решают за ребенка, а ему и хотеть-то нет надобности. Интересный и озадачивший меня разговор произошел с одним 10-летним мальчиком. У него близился день рождения, и мне интересно было, о каком же подарке он мечтает. У нас с ним давние и доверительные отношения и что-то скрывать от меня он вряд ли бы стал.
«Что ты хочешь получить в подарок?» — спросила я его. «Не знаю», — был ответ. И как я ни старалась подходить к этому вопросу с разных сторон, пытаясь разбудить воображение, ничего у меня не получилось. Я слышала в ответ постоянное «Не знаю». Родители этого мальчика хорошо обеспечены, очень любят своего сына и делают ему на дни рождения прекрасные подарки. Такие, какие считают нужными. Но... Не приучится ли при такой ситуации ребенок больше доверять чьим-то вкусам, чем своим собственным? Не разучится ли он вообще мечтать?
Вселенная заботится о нас и путем, который мы можем и не понимать, осуществляет наши мечты. Только мечтай!
Говорят, что чтобы было радостно жить и мечты исполнялись, нужно научиться мечтать без ограничений. Все ограничения — только в нашей голове.
Мечтайте, друзья, и ваши мечты непременно сбудутся! И пусть не разучатся мечтать ваши дети!
Осознание своих потребностей и желаний, поиск своей мечты — это часть процесса самопознания вообще. Это такой важный механизм, работоспособность которого поддерживается только вследствие постоянного использования. Иначе со временем механизм ржавеет и просто перестает работать.
Конечно, это труд души, как и процесс самопознания вообще. Но труд этот обязательно окупится яркостью, многоцветием и полнотой нашей жизни.
Смело и сильно желать, ставить перед собой большие цели, отвечающие нашим мечтам, — этому можем научиться мы, и этому может научиться наш ребенок. И тогда мы все проживем именно свою замечательную жизнь!
Выводы:
- Желания и мечты человека — это большая ценность.
- Существуют настоящие мечты и желания. Они индивидуальны и отражают потребности и ценности самого человека. Но есть «псевдожелания» и «псевдомечты» — это то, что навязывается нам семьей, временем, культурой, социумом и может не соответствовать тому, что мы хотим сами на самом деле. Например, навязываемая всем американцам американская мечта стать президентом.
- Дети умеют мечтают смело и сильно. Давайте будем их поддерживать и учиться у них!
- Умеющий мечтать проживает свою жизнь и Вселенная помогает ему в этом.
Список использованной литературы
1.Арбатова Мария. Меня зовут женщина. М., 1999 год.
2. Крылатые латинские изречения. СПб., 2001.
Приложение
Рисунки детей, получивших желанный и нежеланный подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Режим дня – одна из составляющих сохранения и укрепления здоровья детей»
Статья предназаначена для родителей, будущих мам и молодых педагогов дошкольных учреждений....
Закаливание - как одна из составляющих здоровьесберегающих технологий.
Мы поставили перед собой задачу поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды....
Практическое применение музыкально-игровой деятельности как одной из составляющих логопедической ритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
В статье подробно описаны игры и упражнения, соответствующие ФГТ в ДОУ по следующим разделам а) основные движения (ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля мяча); б...
Развитие моторной координации как одной из составляющих готовности к школе.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию " Развитие моторной координации как одной из составляющих готовности к школе". Данный материал можно использовать как консультацию для воспитат...
Партнерские отношения детского сада и семьи – составляющая успеха образовательного процесса ДОО.
Партнёрские отношения педагогов доо и семьи - составляющая успеха развития ребёнка....
Социальное партнёрство - составляющая успеха социализации дошкольника
Методический материал для педагогов ДОУ...
Конспект «Мои желания и мечты»
Задачи: - создать комфортную атмосферу в группе;- вызвать у детей интерес друг к другу;- развивать воображение, творческие способности;- повышать у детей уверенность в себе, своих силах;- развивать у ...