Статья "Организация игр детей в семье"
статья на тему

Комолова Елена Егоровна

Статья в помощь родителям для овладения методикой использования дидактических игр в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-organizatsiya_igr_detey_v_seme.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

 «ОРГАНИЗАЦИЯ  ИГР  ДЕТЕЙ  В  СЕМЬЕ»

(Помощь родителям в овладении методикой использования дидактических игр в воспитании детей)

      В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают влияние игры на нравственное развитие ребёнка.

     Непонимание родителями нравственного смысла детской игры, незнание методов руководства ею, часто делает этот процесс стихийным.

     Игру чаще всего используют с целью занять ребёнка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания.

     Родителям бывает понятна необходимость объяснить ребёнку некоторые процессы бытовой действительности (подготовка к еде, сну и т.д.), в то время, как игра не осознаётся в должной мере.

     Не понимая педагогического значения детской игры, родители не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают знания, приобретаемый опыт поведения и взаимоотношений.

     Они порой не осознают, что ребёнку важно даже небольшое их участие в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, что его игру одобряют. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизится с ребёнком, узнать его внутренний мир. Однако детей надо учить играть. И здесь очень важно взрослому выполнять роль не руководителя, а стать партнёром в игре, знать положение сотрудничества, добиться взаимопонимания с ребёнком.

       Этим игровое общение отличается от повседневного, при котором родители выступают наставниками.

       Работа с родителями по этой проблеме содержит следующее:

  • Помощь семье в осознании целей и задач нравственного воспитания дошкольника, используя для этого игру
  • Помощь в осознании роли игры в развитии поведения и положительных взаимоотношений со взрослыми
  • Помощь в овладении методами руководства детской игрой, способами обучения ребёнка в ходе игры.

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

    Важно дать представление родителям о том, что детей надо приучать к умственному труду постепенно, делая его занимательным, интересным, что игровой метод обучения является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.

     Раскрывая перед родителями значение дидактических игр в обучении и воспитании детей подчеркнуть, что в таких играх у ребят развиваются не только психические процессы: память, речь, мышление, произвольное внимание, - но и такие важные качества личности, как целеустремлённость, сосредоточенность, умение подчинять своё поведение определённым правилам, а также социальные чувства, как сопереживание, умение придти на помощь, коллективизм, дружба.

      Дидактическая игра выступает и как средство физического воспитания. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие . Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка.

      В дидактических играх ярко проявляются черты характера ребёнка, как положительные – настойчивость, целеустремлённость, честность, так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость.

      Познакомить участников семинара с конкретными играми с правилами, ходом игры. Одна из главных задач в работе с родителями по использованию дидактических игр в семье – сформировать у них самих интерес к такого рода занятиям. Поэтому полезно организовать игру со всеми присутствующими на семинаре взрослыми, которые выступают в роли своих детей. Например , провести игру «Назови три предмета», где надо поймать мяч, назвать три предмета, относящиеся к одному родовому названию (ягоды, овощи, фрукты и др.). Оказывается не так просто ориентироваться в этом вопросе, как кажется поначалу.

      Постепенно накапливая обучающие игры, у родителей появляется желание заниматься с детьми. На опыте убеждаемся, что совместные игры с детьми помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера, сблизиться с ними. Для общения с детьми всегда нужно находить время. Например: едут в транспорте, идут гулять и др.. Игры: «Отгадай, что я задумал», «Да – нет», «Скажи наоборот» и др. Время проходит быстро и полезно.  Мама видит, что ребёнку интересно, он незаметно для себя учится думать, говорить, общаться. Она узнаёт своего ребёнка, открывает для себя новые стороны характера.

Предложить родителям простые игры. Организуя игры нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Подвижным детям предложить настольные игры: «лото», «мозайка» и др. Спокойным и замедленным детям нужны игры где требуется быстрота ответа. Находясь в комнате, учить группировать предметы по различным признакам: находить в комнате металлические, деревянные, пластмассовые, керамические, тканевые предметы. Полезно включать в игру элементы соревнования – кто больше найдёт предметов (по форме, цвету, размеру).

      Посоветовать родителям, если они не принимают участие в игре, быть объективными, справедливыми арбитрами результатов соревнования в игре. Общие игры поднимают настроение детей, укрепляют их дружбу и симпатии. Можно организовать игру с ребёнком с познавательной задачей, основанной на имеющихся у него знаний об окружающей среде или о литературных героях. Игры: «Отгадай, откуда этот герой?», «Из чего и кем это сделано». С помощью игр, воспитывать бережное отношение к своим игрушкам.

       Для умственного развития ребёнка полезны игры на сравнение предметов, нахождения признаков сходсва и различия. Дети быстро овладевают умением находить признаки различия, чем их сходства, поэтому надо тренировать ребёнка в установлении и тех и других признаков. Игры: «Кто больше заметит признаков сходства?».

       Очень интересны для ребят словесные игры. Многие из них знакомы родителям с детства: «Фанты», «Летает – не летает», «Наоборот». Играя со словом дети учатся общению, развивают ум, речь, у них формируется чувство юмора. Удачные решения вселяют в ребёнка уверенность, это очень важная черта.

       Продуманное содержание игр, целенаправленное определение задачи, игровых правил и действий будут в полной мере способствовать всестороннему воспитанию личности ребёнка.

ИГРЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ РЕБЁНКУ И РОДИТЕЛЯМ.

ИГРА «ПОХОЖ - НЕ ПОХОЖ»

     Цель: обучающая, развивающая, воспитательная.

Направлена на обучение детей сравнению предметов, нахождению сходства по цвету, форме, величине, материалу; умению найти два одинаковых предмета и доказать их сходство; развитие наблюдательности, мышления, речи.

Игровой материал: различные предметы, которые можно сравнить по какому-либо признаку, среди них должны быть и одинаковые.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма занятия: практическое задание в сочетании с игровыми элементами.

Ход игры. Воспитатель незаметно размещает предметы в комнате. Он напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем не похожих.

     «Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу.

Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство».

      Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и машинку, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех. «Чем похожи ложечка и машинка?» - недоумевают дети и смеются. Тот ребенок, который назвал их похожими, должен доказать правильность своего выбора. И так по очереди все дети объясняют свой выбор.

Советы.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия. В свободное от занятий время дети самостоятельно могут находить сходства и различия окружающих их предметов.

Игра "Добавь слово".

     Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

     Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

     Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: "В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша ..."

Игра « Добавь слово».

Количество игроков: любое

 Дополнительно: мяч

 Игроки становятся в круг. Первый кидает мяч и одновременно называет любое существительное в именительном падеже.

 Второй игрок в то время, когда мяч еще находится в воздухе, должен мгновенно добавить к существительному подходящий по смыслу глагол. Затем без паузы бросить мяч следующему и назвать свое существительное в именительном падеже.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.

Игры в стихах ДА-НЕТ

Праздник мы сейчас откроем,

Чудо-игры здесь устроим.

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: ""Ура!""

Игры начинать пора!!!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте

Только ""Да"" и только ""Нет""

Дружно дайте мне ответ:

Если ""нет"" вы говорите,

То ногами постучите,

Если говорите ""Да""-

В ладоши хлопайте тогда.

В школу ходит старый дед.

Это правда, дети?.. (Нет - дети стучат ногами).

Внука водит он туда?

Отвечайте дружно... (Да - хлопают в ладоши).

Лед - замерзшая вода?

Отвечаем дружно… (Да).

После пятницы - среда?

Дружно мы ответим... (Нет).

Ель зеленая всегда?

Отвечаем, дети... ( Да).

День Рожденья - день веселый?.. ( Да)

Ждут вас игры и приколы?.. ( Да)

С юмором у вас в порядке?.. (Да)

Сейчас мы делаем зарядку?.. (Нет)

Именинницу поздравим?.. (Да)

Или к бабушке отправим?.. (Нет)

Где еда, где не еда?

Словом «да» и словом «нет»

Надо быстро дать ответ.

Где еда, где не еда?

Вы готовы, дети ?

Есть в кастрюле 5 котлет.

Мы их будем кушать? (да)

Возьмем суповой пакет

И рассыплем на пол? (нет)

Налита в стакан вода

Будем пить ее мы? (нет)

В миске с солью лебеда

Мы ее в окрошку? (нет)

Есть на кухне газ-плита,

Мы ее почистим (да)

В вазочке кило конфет

Мы съедим их, дети? (да)

На плите сковорода,

Мы ее проглотим? (нет)

На столе стоит обед

Мы его забросим ?(нет)

От рыбешки есть скелет

Мы его в отходы (да)

На тарелке груда льда,

Ведь съедим его мы (нет, да)

Тот, кто громко крикнет «нет»

Дал неправильный ответ

Кто воскликнул слово «да»

Тот простудится тогда

Вы решайте сами , дети,

Нужно ль есть ледышки эти?

Закругляться мне пора,

Ведь закончилась игра.

Теперь вместе, детвора,

Крикнем громкое :"Ура!"

ИГРА «ДА – НЕТ»

Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры. Вариант 1. Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра

так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет». «На стене?»— «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да».

Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» — «На полу». «Нужно было их называть?» — «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», — предлагает воспитатель. «Он квадратный?»— «Да». «В рамочке?» — «Да». «На нем нарисованы цветы?» — «Да». «Картина?» — «Да».

Вариант 2. Можно предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение».

Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, он задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ

Народная игра

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило. Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Игровые действия. Похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.

Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает?» и т. д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят: «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает?» - и поднимает руки. Дети отвечают: «Летает», - и тоже поднимают руки.   «Дом   летает?» - спрашивает   воспитатель   и   поднимает руки. Дети молчат.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

"Только на эту букву".

        У грузинских ребят есть такая игра. Все садятся вокруг стола или на скамейках у стены. Кто-нибудь из играющих — кто постарше, кто уже не первый год ходит в школу — ведёт игру. Он придумывает и задаёт вопросы.

        Игра идёт так. Каждый выбирает себе одну из букв — А, Б, В, Г, Д и так далее.

       Когда у каждого есть своя  буква, вожак обращается к одному из играющих и спрашивает:

        — Какая твоя буква?

        — А.

        И на все следующие вопросы этот игрок может подбирать ответы только на букву «А». Подбирать надо быстро, не раздумывая.

        Вожак спрашивает:

        — Как тебя зовут?

        — Андрей.

        — Как твоя фамилия?

        — Азбукин.

        — Откуда ты приехал?

       — Из Архангельска.

       — Куда ты едешь?

       — В Астрахань.

       — На чём ты туда поедешь?

       — На автобусе.

       — Что там растёт?

       — Арбузы.

       — А ещё что?

       — Абрикосы.

       — Какие там птицы водятся?

       — Аисты.

       — А какие звери?

       — Архары.

       — Кто тебя встретит дома?

       — Алёша.

       — Что ты ему привезёшь в подарок?

       — Альбом (или алмаз, или аквариум, или атлас, или ещё что угодно, только непременно на А).

       Затем вожак обращается к другой букве и задаёт ей разные вопросы:

       — Какая твоя буква?

       — С.

       — Как тебя зовут?

       — Саша.

       — Как твоя фамилия?

       — Сереброва.

       — Откуда ты приехала?

       — Из Саратова.

       — Куда ты едешь?

       — В Сибирь.

       — На чём ты туда поедешь?

       — На самолёте.

       — Что там растёт?

       — Сосны.

       — А ещё что?

       — Смородины, сливы, свёкла.

       — Какие птицы там водятся?

       — Соколы, совы, сороки, снегири.

       — А какие звери?

       — Сурки, суслики, соболи.

       — Кто тебя встретит дома?

       — Сестра Соня.

       — Что ты ей привезёшь в подарок?

       — Синие сапожки, сноп соломы, свинку, собаку (можно отвечать и серьёзно и шутливо — лишь бы все слова были на букву «С»).

       Затем вожак задаёт вопросы и всем другим буквам (играющим).

       Но не все буквы могут ответить быстро и без ошибки.

       Бывает и так, что тот, кто должен называть все слова на букву «А», на вопрос: «Как тебя зовут?» — назовёт своё собственное имя: Саша или Наташа, или ошибётся в названии города, страны, куда он едет, или дерева, цветка, птицы. Тогда все играющие три раза топают ногами или щёлкают пальцами.

       А когда слышат правильный ответ, три раза быстро хлопают в ладоши. Ну а что делать, если какая-нибудь буква ошибётся и второй раз?

       Тогда эту букву заставляют что-нибудь сделать: или обскакать стол на одной ножке, или сесть под стол и прокричать три раза «кукареку», или надеть на голову бумажный колпак и сидеть в этом колпаке до тех пор, пока не ошибётся другой: тогда колпак надевают на того.

       Играют до тех пор, пока не дадут ответы все буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Экспериментирование детей в семье"

Раскрыть роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника. Мозговой штурм. Презентация "Экспериментальная деятельность детей в средней группе". Мастер-класс "Экспериментируем ...

Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, дру...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....