Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи
статья

РЫЖОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А.Коменский назвал ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Я.А.. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

А вот специалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Между тем современная наука располагает многочисленным данным, свидетельствующим о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравним ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_1.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи.

Воспитание    в    семье    отличается   глубоким    эмоциональным,    интимным

характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый, самый умный». Домашнее тепло - одно из условий счастливого детства.

Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители.

Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в испачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобрительной реакции мамы, настораживается на ту деятельность, которая требуется для «успокоения» мамы («Попрошу прощения, поцелую, возьму и почищу куртку»).

Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая .< случаю, навсегда понимают его необходимость для окружающих людей, то в семье совсем иная картина. Уже у ребенка 1,5 - 2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», подать дедушке газету, поставить скамеечку для ног перед креслом бабушки. С 3 - 4 лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он сервирует стол, помогает взрослым в уборке.

Выражение «Дети - зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те, духовные и моральные ценности, которые исповедуют его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жесткости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-х летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.

Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья -не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама - учительница, папа - шофер, бабушка -медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.

Итак, семья - начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа и мама, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет семью:   она   появляется   и   укрепляется   с   рождением   детей.    В   Воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть, в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным

достижениям   человечества,   с   поддержанием   его   здоровья,   а   также   с предотвращением  «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий» семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи, в семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом опыта. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект -постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль семьи в воспитании детей"

Консультация для родителей о роли семьи в современном обществе, о воспитании детей. Информация о возрастных нормах развития ребенка....

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей»

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей» Воспитание подрастающего поколения в демократическом обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством ...

Роль семьи в воспитании детей

Консультация для родителей...

Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей». Форма проведения – круглый стол.

Родительское собрание лчше проводить в нетрадиционной форме.Круглый стол одна из них ....

Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей». Форма проведения – круглый стол.

Родительское собрание лчше проводить в нетрадиционной форме.Круглый стол одна из них ....

«Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».

Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста? В этом возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением....