Практикум для родителей "Вред и польза наказаний"
учебно-методический материал (средняя группа) по теме
Цель:
показать родителям степень влияния взаимоотношений в семье на развитие ребенка. Довести до осознания родителей последствия воспитательных воздействий на ребенка со стороны взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rs_vred_i_polza_nakazaniya.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА «ВРЕД И ПОЛЬЗА НАКАЗАНИЯ»
Цель: показать родителям степень влияния взаимоотношений в семье на развитие ребенка. Довести до осознания родителей последствия воспитательных воздействий на ребенка со стороны взрослых.
1.Вступительное слово.
Воспитание – это сложный процесс. Для гармоничного развития ребёнка необходимо установить границы и нормы дозволенного. При правильном воспитании любовь и требовательность идут рядом. Поощряя ребёнка, вы подкрепляете желательное поведение и хорошие поступки. Наказывая, прекращаете нежелательное поведение.
Иногда родители находятся в замешательстве, не зная как реагировать на плохое поведение ребёнка. Прежде чем наказать ребёнка, нужно хорошо разобраться в мотивах поступка и осмотрительно сделать выводы.
2. «Стоит ли наказывать ребёнка? И как?» (Ответы родителей).
По данным исследований, проведённых фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 52% россиян прибегают к физическим наказаниям ребёнка, считая что оно дисциплинирует.
По этому поводу существует множество мнений. Мы же не должны быть судьями для своих детей. Мы – друзья, партнёры, которые помогают им развиваться и жить. Наказывать надо, но при этом нельзя унижать, оскорблять ребёнка.
Дети понимают, что можно делать, а что нельзя, не под угрозой наказания, а на примере, который они видят перед собой. Если мама неряшлива, то, как вы ребёнка не наказывайте, он аккуратистом не станет. Если папа ругается скверными словами – те же слова будет использовать ребёнок. И так далее.
Если дома часто ведут разговоры на повышенных тонах, ребёнок привыкает к такой манере общения. Наказание для него – нормальное дело, он внутренне готов к тому, что его ругают, и уже понимает, как надо вести себя в такой ситуации.
Наоборот, если в семье у ребёнка тишь да гладь, любое наказание будет для него болезненным. В этом случае нужно вводить их очень аккуратно и неэмоционально. Т.е., малышу надо заранее объяснить, что если ты будешь поступать так-то, мы будем наказывать так-то. В этом случае наказание должно идти не от эмоций, а от разума.
Нужно не пороть, а переключать на другие виды деятельности. Дерётся – значит отдайте в бокс. Просто перенесите энергию в другое русло.
Нужно понимать, что наказания необходимы, т.к. детям сложно понять, что можно, а что нельзя. Усвоить рамки дозволенного – трудное дело.
Главное, чтобы наказание было соразмерно поступку и чтобы эта классификация «какое наказание за какое деяние» была постоянной и неизменной. Т.е., если ребёнок, например, ударил маму, и вы считаете, что его нужно поставить в угол, делайте это всегда. Что бы не случилось: ударил маму – пошёл в угол. И только так. Это как правила игры, которые, в случае их соблюдения, помогают ребёнку научиться контролировать себя.
Ситуация 1
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того, как мальчик отбыл наказание, отец спросил его: - Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- За то, что кашлял, - ответил ребенок.
Обсуждение
1.Каковы могут быть последствия непонимания?
3.Каким должно быть наказание?
Наказание должно быть справедливым, т.к. несправедливость обижает и озлобляет ребёнка. Оно должно быть значимым для ребёнка, иначе оно теряет смысл. Можно сделать строгое замечание, лишить его какого-нибудь удовольствия, но нельзя наказывать трудом. Превращая выполнение тех или иных обязанностей в наказание, можно вызвать неприязнь к труду. Отрицательная оценка должна всегда даваться конкретному поступку, а не личности в целом. Плохим может быть то, что совершил ребёнок, а не он сам. Это важно для самооценки ребёнка.
Важно, чтобы все члены семьи выражали единство в оценки тех или иных поступков ребёнка. Несогласованность действий родителей (например, мама наказала, папа отменил наказание) приводит к детским манипуляциям, и не позволяет ребёнку осознать, что хорошо, а что плохо.
Нельзя унижать ребёнка физически или словами (обзывание, унижение). Это не способствует развитию у ребёнка моральных ценностей и норм.
Важно, найти время для объяснения ребёнку, почему его поведение неправильное, а не просто ставить в угол.
3. Анализ ситуации
Мальчик из средней группы нечаянно ударил другого ребенка. Вечером педагог сообщил об этом родителям. На следующий день ребенок пришел в детский сад и рассказал, что папа вчера его наказал ремнем, о чем свидетельствовали синяки на теле ребенка).
Обсуждение (привлекаются все участники).
1.Ваше отношение к данной ситуации?
2.Как бы вы отреагировали в данной ситуации?
3.Каковы последствия данного обращения с ребенком?
4. Сочинение «Мой ребенок» (включается спокойная мелодия).
(родители по желанию зачитывают сочинения, рассказывают о своих ощущениях после прочтения).
5.Заключительное слово
Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.
В заключение хочется рассказать притчу:
«Спросил Молоток у Моря:
- Отчего камни на твоём берегу такие гладкие, а я, сколько не бью, - всё колючие и шершавые?
- А я их постоянно ласкаю, - прошептало Море».
Любите своих детей!
Памятка для родителей
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
* замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
* выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
* лишение ребенка приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств. Самое главное, ребенку необходимо знать, за что он наказан.
*недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью;
* иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой, вовремя не убрал игрушки – меньше времени останется на любимое занятие;
* недопустимо злоупотреблять запретами, так как они вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что должен делать ребенок, а что делать нельзя;
* основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки, сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию родителей, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды окружающим, грубость и т.д.
* нельзя наказывать и ругать ребенка, если он болен, после сна. перед сном, во время игры, сразу после физической или духовной травмы;
* наказание не должно вредить психическому и физическому здоровью ребенка.
6. Рефлексия
Что вы взяли для себя из сегодняшней встречи, ваши пожелания, предложения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительный материал к семинару-практикуму для родителей "Поощрение и наказание ребенка"
Презентация "Исскуство поощрять и наказывать"...
«Когда Вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»
(Размышляют психологи Владимир Леви, Юлия Гиппенрейтер и Алла Спиваковская)...
Наказание: польза и вред
Буклет для родителей...
Семинар -практикум для родителей "Крупная польза мелкой моторики"
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение...
Тренинг для родителей «Наказание детей дошкольного возраста: польза или вред?»
Цель тренинга: познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста....
ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА?
Если бы любящие родители знали о последствиях воспитательных усилий, стали бы они физически наказывать своего ребенка? Казалось бы, ответ очевиден. Физическое наказание ребенка применялось с древ...
Тренинг для родителей на тему: «Наказание: польза или вред?»
Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его. Один поступок заменяется другим, по-прежнему остающимся неправильным, еще более вредным для психического здоровья ребенка. Н...