Тренинг для родителей «Наказание детей дошкольного возраста: польза или вред?»
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Панюкова Ольга Валерьевна

Цель тренинга: познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11psihologicheskiy_trening_dlya_roditeley_nakazanie.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей

«Наказание детей дошкольного возраста: польза или вред?»

Подготовила воспитатель ГБОУ «Школа № 718»

Панюкова Ольга Валерьевна

Реквизит: цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы, булавки, бумага, грецкие орехи, мешочек, коробок спичек, столик, 3 доски.

Цель тренинга: познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Ход тренинга:

Знакомство

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения с ними, оптимальным методам разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или плохого поведения ребенка.

Для того, чтобы нам легче было общаться, предлагаем вам сделать визитную карточку, которая может быть любой по форме, цвету и украшенной по вашему художественному вкусу. Важно, чтобы на карточках было указано ваше имя, которым вы хотите, чтобы вас называли.

Подойдите к столам, возьмите листок бумаги, выберите карандаши, которые вам понадобятся, и оформите свой бейджик в свободной форме. На это задание мы вам даем 5 минут. С помощью булавок закрепите свои визитки на одежде и можете вернуться на свои места.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий: А сейчас мы будем знакомится. Я по кругу буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках, тот отвечает на два вопроса:

  1. Как его зовут?
  2. Почему бейджик оформлен именно так? Здесь нужно попытаться объяснить, почему использованы такие цвета, форма, что это для вас значит.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий: Для более близкого знакомства друг с другом объединитесь в пары. Задача этого упражнения – узнать как можно больше информации о своем партнере, а потом рассказать всем нам, что вы узнали, чтобы все остальные участники сразу запомнили вашего партнера. Попытайтесь отметить индивидуальные черты соседа, особенности характера, увлечения (хобби) и т.д. И все это проделать надо всего за 5 минут. Мы тоже участвуем.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий: Ну, вот мы с вами и познакомились. Оказывается среди нас есть педагог, врач…Каждый из вас очень индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших бейджиков, вы использовали разные цвета, по разному украсили свои визитки. Показательно и то, что у каждого из вас не только разный цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт, которым, мы надеемся, вы поделитесь друг с другом.

Правила тренинга

Ведущий: Для того, чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила своей группы.  Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске. Например:

  1. Не перебивать друг друга. Например, будет ли вам приятно общаться с человеком, который вас перебивает? Чтобы это не происходило, говорить будет только тот, у кого в данный момент в руках игрушка.
  2. Доверительный, доброжелательный стиль общения. Такое условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог.
  3. Искренность в общении. Говорим только правду или молчим.
  4. Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от 1-го лица («Я…»).

Общаемся по поводу того, что переживаем мы, рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые сейчас на тренинге не присутствуют.

  1. Помним, что поведение человека и его личность – это не одно и тоже. Каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки.
  2. Стараемся видеть сильные стороны выступающего.

Игры и упражнения

  1. Игра на сплочение «Спичка»

Ведущий: Теперь, соблюдая эти правила, мы предлагаем вам поиграть. Игра называется «Спичка». Встаньте плечом к плечу. Сейчас мы раздадим вам спички, которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хотя бы одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать спички – решать вам. Главное условие – держать их одним пальцем.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий: Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы:

  1. Легко ли было выполнить это упражнение?
  2. Что мешало пройти до финиша?
  3. Какие действия вы предприняли, чтобы удержать спичку?
  4. Что каждый вынес для себя из этого упражнения? (Какой жизненный урок, мораль.)

Также это упражнение направленно на сплочение нашей команды.

  1. Упражнение «Грецкий орех»

Ведущий: Сейчас мы из мешочка высыпим грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т.е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти.

(В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают.)

Ведущий: Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий: Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т.д.)
  2. Какой тактикой, стратегией вы пользовались, чтобы потом отыскать свой орех? (Запомнил признаки своего ореха или ждал, пока все разберут свои орехи, и т.д.)
  3. На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться – одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети : очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «черточки». Нужно их только почувствовать и понять. Каждый из нас выбирает свою стратегию, тактику поведения (установки, принципы, стереотипы), которые он применяет во всех сферах своей жизни (семя, работа, отношения в обществе, воспитание детей), например:
  4. Стратегия «лидера». Те из вас, кто проявили большую активность в поисках своего ореха, т.е. первыми приступили к выполнению задания, скорее всего смело, настойчиво идут по жизни, активно участвуют в воспитании своих детей.
  5. Стратегия «пассивного поведения». К этому типу людей, скорее всего, относятся те, кто ждал, пока все разберут свои орехи и останется только его. Такие люди часто пассивны, не инициативны на работе, в воспитание детей.

Научно доказано, что дети копируют поведение, следовательно, и стратегию родителей. Другими словами, ели вам больше свойственна стратегия «лидера», то и ваш ребенок, скорее всего, будет придерживаться ее.

Каким вы хотите видеть вашего ребенка?

Ведущий: А теперь опишите, каким вы хотите видеть вашего ребенка и почему? По очереди называйте желаемые качества, а мы будем записывать их на доске:

  1. послушный;
  2. хорошо ест;
  3. умеет сам одеваться;
  4. не капризничает;
  5. не дерется;
  6. самостоятельно ест;
  7. хорошо засыпает;
  8. добрый;
  9. общительный;
  10. ласковый;
  11. смелый;
  12. умный;
  13. умеет постоять за себя;
  14. хорошо говорит;
  15. любит рисовать;
  16. здоровый;
  17. любознательный;
  18. помогает взрослым и т.д.

Давайте поподробнее остановимся на таком качестве, как послушание. Для чего оно нужно? Какие могут быть варианты ответа? Вы по очереди называете возможные причины, по которым вы хотели бы воспитать это качество в своем ребенке, а я буду записывать их на доске:

  1. чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами;
  2. учился учитывать интересы других людей;
  3. приучался к порядку и дисциплине;
  4. предотвращать возможные негативные последствия непослушания для личной безопасности ребенка;
  5. иметь возможность его чему-то научить;
  6. чтобы он умел соблюдать режим;
  7. не конфликтовал со сверстниками;
  8. был управляемым и пр.

При воспитании тех или иных качеств, следует понять, с какой целью вы их воспитываете в своих детях? С целью ввести ребенка в социум, развить какие-то положительные личностные качества или же с целью удобства и выгоды для себя?

Например, какие из перечисленных причин подразумевают удобство взрослого? За каждой из  формулировок: «чтобы он не мешал взрослому» и «чтобы учился учитывать интересы других людей» скрываются разные ценности. Очевидно, что аргумент «послушание нужно, чтобы ребенок не мешал взрослому » не подразумевает ценности развития ребенка и будет отнесен к формулировкам, определяющим ценности «удобства» взрослого; а второй аргумент – к формулировке, в которых содержатся ценности развития ребенка.

Анализ методов воспитания

Ведущий: А как вы обычно добиваетесь послушания в разных ситуациях? Передавайте игрушку по кругу и называйте ваши собственные, а также возможные способы наказания (все способы записываются на доске):

  1. шлепают;
  2. ставят в угол;
  3. пугают;
  4. лишают развлечений, сладкого, подарков;
  5. используют окрики;
  6. читают нотации;
  7. стараются объяснить, уговорить;
  8. переключают внимание;
  9. обижаются;
  10. используют игровые приемы и т. д.

Давайте попробуем по ролям проиграть ситуацию, касающуюся наказания. Есть желающие?

Ситуация такая: Вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили. Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т. д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?

(В зависимости от выбранного типа наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребенка.)

Негативные формы наказания

Ведущий: Кто-нибудь помнит себя в детстве, когда вы еще не ходили в школу? Расскажите, пожалуйста, самое яркое (в плохом смысле, т.е. обидное, грустное) наказание того времени. За что вас наказали? Как это сделали? И какие чувства вы при этом испытывали? (Унижение; обида; страх; вина; ощущение, что не любят, отвергают; горе; ответная агрессия; растерянность и пр.)

Такие методы, как физические наказания, окрики, лишения общения, попытки напугать ребенка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым, ущербным и в конечном итоге могут стать источником невротических реакций. В результате таких воздействий взрослый, преследуя благую цель – развить положительное качество у ребенка, на самом деле может нанести вред его личностному развитию и психическому здоровью.

Положительные выходы из ситуации

Ведущий: Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов, как:

  1. стараться объяснить, уговорить;
  2. переключить внимание;
  3. использовать игровые приемы;
  4. не обращать внимание на капризы ребенка, отойти в сторону, чтобы он видел, что его поведение на вас не оказывает влияния.

Эти методы эффективны и положительны по своим последствиям, так как ребенок:

  1. не испытывает унижения, обиды, страха, не теряет контакта с взрослым;
  2. получает положительные образцы действий;
  3. проявляет собственную инициативу;
  4. сохраняет положительное самоощущение и пр.

(Если при проигрывании ситуации родители изначально использовали метод с негативными формами наказания, то применяется сценарий с положительными выходами из ситуации. Если родители изначально предложили положительный вариант, то просто проводится беседа.)

Модели личного развития ребенка

(Ведущий рассказывает родителям о том, как те или иные воспитательные стратегии обусловливают различные модели личностного развития ребенка.)

Ведущий: Думаю, вы все знаете, что фундамент личности закладывается в раннем возрасте и во многом определяет ее особенности в последующие годы жизни.

Реализация принципов авторитарной педагогики способствует накоплению у ребенка негативного опыта контактов с взрослым, формирует недоверие к миру, низкий уровень инициативности, любознательности, неуверенность в себе, тормозит развитие творческих способностей, проявлений детской непосредственности, жизнерадостности, часто провоцирует появление робости, конфликтности, агрессивности.

Напротив, следование принципам личностно-ориентированной педагогики способствует накоплению у ребенка позитивного опыта общения со взрослым, дает ему возможность развить инициативность, активность, познавательные способности, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим.

Детское непослушание и нарушение запретов часто имеют важное психологическое содержание.

В раннем возрасте дети используют непослушание для определения границ дозволенного, для привлечения внимания взрослого к себе в тех случаях, когда его не хватает.

Например, маленький ребенок походит к маме, держа в одной руке соску, а в другой – ботинок. Уже зная, что ему не разрешается брать ботинок в рот, малыш подносит его ко рту и лукаво смотрит в глаза взрослому. Услышав «не надо», он улыбается и берет в рот соску. Так может продолжаться несколько раз и с различными предметами. В подобных случаях взрослый должен понимать, что ребенок не дразнит его, а выясняет границы дозволенного и недозволенного. Наказания здесь неуместны. Лучше отвлечь внимание ребенка и предложить ему совместную игру.

Часто проблема непослушания возникает из-за недооценки родителями и воспитателями присущего детям стремления к познанию окружающего предметного мира. Ребенок раннего возраста пытается все попробовать на вкус, залезть в шкаф, засунуть палец в розетку, схватить горячую кастрюлю, ножницы и пр. Многие родители вместо того, чтобы убрать неподходящие предметы из зоны досягаемости детей и заполнить ее игрушками и безопасными предметами, прибегают к ограничениям, запретам. Тем самым они тормозят развитие у ребенка познавательной активности и провоцируют его на конфликты.

Мышечная релаксация

(обучение методам саморегуляции)

Ведущий: Сегодня мы выполним некоторые упражнения на расслабление. Они помогут вам научиться расслабляться, когда вы чувствуете скованность, и избавиться от многих неприятных ощущений в теле. Эти упражнения довольно короткие и простые – вы можете выполнять их незаметно для окружающих. Но есть некоторые правила, которые вы должны соблюдать, чтобы они принесли пользу:

  1. Вы должны делать именно то, что я вам говорю, даже если это кажется вам неправильным.
  2. Вы должны делать это очень старательно, прикладывая все силы.
  3. Вы должны прислушиваться к ощущениям своего тела. Обращайте внимание на то, как чувствуют себя ваши мышцы, когда они напряжены и расслабленны.

Упражнение «Лимон» (руки)

Ведущий: Закройте глаза. Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Прочувствуйте, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы сжимаете лимон. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслабленна. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон, расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до последней капли! Прекрасно. Теперь расслабьте руку, пусть он выпадет.

Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза. Эти упражнения можно повторять дома вместе с детьми.

Медленно потянитесь, откройте глаза.

Рефлексия

Ведущий: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним так называемую рефлексию, т.е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга.

Прошу каждого, передавая мячик, высказаться о том:

  1. что он узнал сегодня;
  2. было ли для него это полезно;
  3. какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга;
  4. что он хотел бы еще узнать.

Построить свое высказывание нужно от третьего лица, т.е.: «Он(а) узнал(а)…».

Пожалуйста, отметьте галочкой, какие высказывания ближе к вашей работе с родителями.

  1. Выступающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать)
  2. Гид (ведет, опираясь на инициативу участников)
  3. Руководит
  4. Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию о его развитии
  5. Задает вопросы
  6. Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его развитие
  7. Ответы на все вопросы знает сам
  8. Ставит цели развития для ребенка и группы в целом
  9. Ищет решение проблем вместе с родителями
  10. Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения
  11. Задает родителям задания на дом
  12. Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, которые подходят по домашним условиям и стилю жизни
  13. Часто применяет специальные слова (термины)
  14. Ожидает, что родители будут относиться к нему как знатоку-специалисту
  15. Говорит так, чтобы родителям было понятно
  16. Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в правильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться у родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение.

Данная  анкета  очень  понадобится  педагогам  дошкольных  учреждений  для  работы  с  родителями. В  дальнейшем  можно  использовать...

Тренинг на профессиональное ориентирование детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.  К 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным ...

Тренинг для родителей "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка  к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период....

Тренинг "Духовно-нравственное воспитании детей дошкольного возраста "

Тренинг для педагогов "Духовно-нравственное воспитание" можно использовать на педагогических советах, семинарах, родительских собраниях по духовно-нравственному воспитанию....

Консультация для родителей "Поощрение и наказание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Поощрение и наказание детей  дошкольного возраста"...

консультация для родителей " Поощрения и наказания детей дошкольного возраста"

Наказания и поощрения являются рычагами воспитательного процесса . Как наказывать? Как поощрять? Эти вопросы волнуют  и педагогов и родителей....