Приобщение детей старшего дошкольного возраста к познанию окружающего мира природы. Взаимодействие ДОУ с семьёй.
статья (подготовительная группа) по теме

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к познанию окружающего мира природы.  Взаимодействие ДОУ с семьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с родителями по экологии.612.77 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к познанию окружающего мира природы.

Взаимодействие ДОУ с семьёй.

Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь своего развития в России и за рубежом.

        Утверждение идеи сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей в конце 19 – начале 20 века привело к появлению разных форм просвещенческого взаимодействия: педагогических кружков, клубов для родителей, публичных лекций, различных курсов, к работе которых подключились специалисты – педагоги, врачи психиатры.

         В 20 веке обсуждение актуального вопроса взаимодействия общественного и семейного воспитания продолжалось: от полного отрицания идеи к её принятию. Получили развитие новые формы сотрудничества.

        В 40 – 60 годы провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, приоритет отдавался общественному. Исследования тех лет показали, что ни один вопрос воспитания ребёнка не может быть успешно решён детским садом без сотрудничества с семьёй.

         В 70 годы в связи с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования её педагогического потенциала предпринимались попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения задач воспитания дошкольника.

        Новый этап в развитии идеи взаимодействия детского сада с семьёй обозначился на рубеже 20 – 21 веков, в период , известный сегодня как кризис 90 – годов. Эта ситуация значительно изменила прежние отношения между семьёй и детским садом, активизировала ранее не используемые ресурсы обеих сторон. Возникла необходимость конструктивно взаимодействовать, переходить от монолога к диалогу, учиться слышать проблемы и поддерживать друг друга в их решении.

         Одна из основных  проблем, которая волнует все сознательное население нашей планеты - это проблема сохранения и поддержания экологии. На современном этапе формирование экологического сознания – одно из главных направлений, в которой пребывает страна и вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.

        Одним из важных вопросов экологического образования старших дошкольников является проблема приобщения детей к природе, развития эмоционально окрашенного к ней отношения. И этой проблемой должны заниматься не только детские сады, школы и другие воспитательно – образовательные учреждения, но и прежде всего родители. Будет ли опыт общения ребёнка с родителями в системе отношений « родители – дети – природа»  положительным, зависит от того, какое место ребёнку отведено в семье. Если родители концентрируют своё внимание на том, чтобы удовлетворить очередной каприз ребёнка, создают условия для формирования эгоцентричной личности. Там, где ребёнок равноправный член семьи, где он причастен к её делам, разделяет общие заботы, создаются благоприятные условия его развития.

         Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

 - разработать положение о содержании общения родителей с детьми, носящего эмоционально – положительный настрой;

 - определить содержание эколого – развивающей среды;

 - разработать серию консультаций для родителей;

 - разработать методическое обеспечение (перспективный план, примерные конспекты занятий родителей с детьми, игры).

Положение о содержании общения родителей с детьми.

 - Доступность. Создаваемые родителями образцы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально – чувственному опыту ребёнка.

 - Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.

 - Учет жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.

 - Объяснение сущности природы, её явлений и механизмов.

 - Осуществление процессов приобщения к природе: в домашне   - бытовых условиях, общественно – трудовой деятельности в рамках семьи, условиях праздника.

Эколого -  развивающая среда в домашних условиях должна включать:

 - уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения и растения,  выращенные ребёнком самостоятельно вместе с родителями, а также все средства, необходимые за уходом за ними.

 - уголок  «выращивания», оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско – природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, наблюдение): инструменты для работы с землёй, земля, песок, семена и т.д.

 - уголок природного материала;

 - фотографии на тему «природа», журналы и книги о родной природе и всего мира в целом

         При составлении консультаций для родителей необходимо охватить все аспекты проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально – положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические  условия осуществления этого процесса. Консультации должны сопровождаться обязательно доказательными фактами и проходить в форме дискуссии.Методическое обеспечение представлено в виде перспективного плана, примерных конспектов занятий, игр.

 Последовательно изучив данную проблему можно прийти к выводу:

1. Вопрос приобщения детей к природе как к сложному, многофункциональному и многокомпонентному явлению как нельзя актуален для экологического и эмоционально – последовательного развития детей дошкольного возраста.

В связи с этим, направленная работа с детьми может быть представлена следующим образом:

 - Знакомство детей с отличительными признаками растительного и животного мира посредством познавательных бесед, проблемных ситуаций, прогулок, использования литературных произведений и периодических изданий;

 - формирование созидательных начал у детей в разных видах деятельности с акцентом на природоведческую, природоохранную деятельность в рамках семьи;

 - формирование  эмоционально – положительного отношения к естественной красоте природы, выраженной в произведениях искусства, в окружающей действительности и соотносимой с нашей реальностью как великая «книга жизни».

         Из всего спектра средств приобщения детей к природе  (изобразительное искусство, графика, художественная литература, эстетические развивающие беседы, искусственно  созданная эколого – развивающая среда) эмоционально – положительное общение с родителями, несущее информацию о самых разных явления природы, имеет уникальные возможности по созданию истинных представлений о природе  (в домашних бытовых условиях,  общественно – трудовых в рамках семьи, условиях праздника).

2. Решение проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально положительного общения с родителями возможно при следующих условиях:

 - разработки содержания эмоционально – положительного общения детей с родителями в общественно – трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника;

 - создания эколого – развивающей среды в целях компетентности педагогов  и родителей в данном вопросе;

 - методическое обеспечение,  включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.

 - рекомендации, включающие информационно – теоретический компонент (требования к организации эколого развивающей среды, к содержанию общения родителей с детьми, серия консультаций для родителей) и методико – практический компонент (перспективный план, конспекты занятий, дидактические игры), которые раскрывают особенности педагогических условий использования эмоционально – положительного общения детей с родителями.

         Все эти формы работы позволяют создать условия  для сотрудничества педагогов, детей и их родителей, их эмоционального и психологического сближения, повысить интерес родителей к экологии в целом.

                                                                     

                                                           

         

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....

Конспект занятия по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через познание окружающего мира на тему: «Фрукты»

Конспект занятия по  сенсорному развитию детеймладшего дошкольного возрастачерез познание окружающего мирана тему: «Фрукты»...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире в процессе экспериментирования

Поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий....

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы.

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы....