Направления работы психолога ДОУ
консультация по теме
Данная информация поможет родителям понять, в каких направлениях раотает с их детьми педагог-психолог и каковы точки соприкосновения в работе психолога с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_raboty_psikholga_v_dou.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления работы педагога-психолога ДОУ
Каждый любящий родитель заботится о всестороннем развитии своего ребенка, тревожась по любому поводу и часто сталкиваясь с трудностями, которые не в состоянии решить сам. Помощь психолога очень важна в этот период, ведь именно в детском возрасте закладывается основа будущего человека, его черты характера и привычки. Взрослым непонятны бурные реакции на окружающих или, наоборот, беспричинная вялость и сонливость, а плохой аппетит и подавленное настроение тут же сменяется необъяснимой агрессией и неконтролируемым поведением. Как же понять в чем причина? Откуда возникают такие проблемы? Психологическая помощь детям заключается именно в поиске ответов на такие вопросы и путей решения существующих проблем.
Основной целью психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и т.д. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, педагогам.
Основными направления деятельности педагога-психолога являются:
1. Психологическая диагностика
2.Психологическая коррекция
3.Психологическое консультирование
4.Психологическая профилактика
5.Психологическое просвещение
6.Организационно-методическая работа
Итак, задача психологической диагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);
диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).
В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.
Психологическая коррекция с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:
эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;
коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).
Основные методы коррекционной работы:
индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;
психогимнастика;
релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.
Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:
1) Индивидуальная
С педагогами:
проводится по запросам и результатам диагностики;
обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.
С родителями:
проводится по запросам и результатам диагностики;
психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей или вечером, когда забирают детей.
2)Групповая
С педагогами:
семинар-практикум;
мастер-класс;
консультация;
тренинг, элементы тренингов.
С родителями:
выступления на родительских собраниях;
тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.) с родителями по заранее выбранной проблеме;
оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;
подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.
Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:
1)развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2)развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
3)развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
4)развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых занятий 2 раза в неделю. Предпочтение отводится групповым играм. При необходимости психолог проводит индивидуальную работу с ребенком.
Групповые психопрофилактические занятия:
Младшая группа:
Адаптация детей;
Осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Средняя группа:
Развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Старшая группа (и подготовительная):
Готовность к школе (личностная и мотивационная);
Коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
Способность к дифференциации эмоциональных состояний;
Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.
Организационно-методическая работа:
оформление документации;
участие в методических объединениях педагогов-психологов;
курсы повышения квалификации и дополнительное образование;
методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов по плану ДОУ;
изучение психолого-педагогической литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение -направления работы педагога-психологав детском саду
Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась...
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Приоритетные направления работы психолога ДОУ с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Работа психолога с умственно отсталыми детьми....
Основные направления работы педагога-психолога дошкольных групп
В презентации показаны основные направления работы педагога-психолога дошкольных групп....
Основные направления работы педагога-психолога. Из опыта работы
В данной презентации представлены виды деятельности педагога-психолога ППМС-центра...
Основные направления работы психолога в ДОУ
Основные направления...